• пятница, 26 Апреля, 10:14
  • Baku Баку 12°C

«Двойная» игра

22 октября 2015 | 14:36
«Двойная» игра

СИТУАЦИЯ
Иран надеется на снятие санкций уже в декабре 2015 года, и строит наполеоновские планы по экспорту нефти и запуску производства сжиженного природного газа. При этом Тегеран увеличивает число своих военных советников в Сирии.
О том, что с Ирана снимут санкции уже в декабре, рассказал накануне первый вице-президент ИРИ Эсхаг Джахангири. Как уже известно, Иран намерен увеличить добычу нефти, чтобы было что отправлять на экспорт.
Э.Джахангири даже озвучил цифры: в декабре 2015 года суточная добыча нефти увеличится на 500 тысяч баррелей, доходя до 2,5 млн барр/день.
Такие темпы должны привести национальную экономику Ирана в новую эру.
Так думают политики и более того, уже строят другие, далеко идущие планы.
В поисках партнеров
Накануне, министр нефти Ирана Биджан Зангане на конференции «Нефть и энергетика» заявил, что через несколько лет страна сможет поставлять на рынок до 10 млн тонн сжиженного природного газа (LNG).
Таких заявлений от Ирана еще не слышали. Сейчас LNG в Иране не производится, но все ждут снятия санкций. И как только они будут отменены, высвободятся арестованные средства и оборудование, и начнутся активные работы по реализации проекта Иран LNG.
Министр нефти Ирана тонко намекнул, что сейчас страна ведет переговоры с иностранными компаниями с целью поиска партнеров для налаживания производства LNG и определения рынков для этой продукции.
В свою очередь директор Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи на заседании, посвященном изучению возможностей присоединения страны к Объединенной конвенции МАГАТЭ, заявил, что ЕС готов помочь Ирану в вопросах ядерной безопасности, сообщает агентство ISNA.
По его словам, Япония, Норвегия и некоторые другие страны уже заявили, что готовы помочь Ирану во всех аспектах обеспечения ядерной безопасности.
Салехи также поприветствовал предложения по строительству Швецией в Иране объектов хранения ядерных отходов. Швеция является одной из ведущих стран в области управления ядерными отходами.
Кроме того, в соответствии с обязательствами по Совместному всеобъемлющему плану действий Иран будет продавать свой обогащенный уран России, сообщил журналистам Али Акбар Салехи. «Тегеран и Москва находятся на последнем этапе разработки соглашения о продаже обогащенного в Иране урана и вывозе его в Россию. Иранская делегация успешно провела переговоры по этому вопросу в Москве, - сказал он. - У нас около девяти тонн обогащенного урана, и мы решили его продать. В соответствии с нашими обязательствами мы располагаем правом продажи обогащенного урана на мировых рынках».
Когда позиции расходятся
Выстраивая далеко идущие бизнес-планы с западными партнерами, Тегеран не забывает демонстрировать им, что в политическом плане их позиции расходятся очень сильно.
Одним из таких примеров можно считать обнародование иранскими силовиками длинного списка обвинений против арестованного журналиста Washington Post Джейсона Резаи. Обвинения включают множество пунктов, в том числе усилия по формированию и распространению западной идеологии на уровне исполнительной власти в иранском правительстве, подготовку для западных держав списков иранцев, против которых должны быть введены экономические санкции.
Резаи был арестован вместе со своей женой Егяне Салехи в июле 2014 года. Он был обвинен в шпионаже и, по меньшей мере, в трех других серьезных преступлениях. Резаи было разрешено встретиться с адвокатом в первый раз в середине мая текущего года после 10 месяцев заключения.
«Полезный» опыт
Тем временем, находящийся с визитом в Лондоне заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан сообщил, что Иран увеличил число своих военных советников в Сирии.
«Увеличение числа иранских военных советников в Сирии направлено на установление стабильности в этой стране, и находятся они там для помощи в осуществлении антитеррористической кампании на основе официальной просьбы со стороны Дамаска», - приводит агентство IRNA выдержки из интервью Абдоллахиана британскому телеканалу Channel 4.
«В Сирии нет регулярных иранских вооруженных сил, но наши военные советники оказывают помощь центральному правительству этой страны, - добавил замглавы иранского МИД. - Эти люди имеют необходимый опыт и знания для содействия проведению военной кампании по борьбе с терроризмом», - отметил иранский дипломат.
Как отмечает Персидская служба Би-би-си, наступление, развернутое сирийской армией к югу от Алеппо, свидетельствует о растущей вовлеченности Ирана в гражданскую войну в Сирии.
Тегеран отрицает
Официально Тегеран отрицает, что в Сирии действуют его армейские подразделения, однако за неделю до начала наступления стали поступать сообщения, что в Сирию прибывают сотни иранских военнослужащих.
Иран также объявил о гибели в Сирии четырех высокопоставленных офицеров из Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Согласно иранским источникам, 18 высокопоставленных офицеров КСИР были убиты в Сирии за последние три года. Однако гибель сразу четырех офицеров за одну неделю свидетельствует о том, что Иран участвует в войне в гораздо более крупных масштабах, чем признавалось ранее. В последние дни некоторые иранские и сирийские СМИ начали даже публиковать фотографии генерал-майора Касима Солеймани, сделанные в Сирии. В течение года генерал-майор Солеймани, командующий силами специального назначения «Кодс», координирует действия иракской армии против «Исламского государства».
Кстати, несколько офицеров КСИР выступили с заявлениями о том, что они отомстят боевикам, убившим иранского генерала Хамедани. Это заставляет предположить, что КСИР активно участвует в вооруженных действиях в Сирии. Представители КСИР утверждают, что их самым значительным вкладом в защиту режима президента Башара Асада стало создание сил Национальной обороны.
Мохаммадреза Нагди, командующий народным ополчением «Басидж» в самом Иране, заявил на прошлой неделе, что финансированием сил Национальной обороны заведовал генерал Хамедани. Кстати, в мае 2014 года генерал Хамедани сказал, что Иран обучил 70 тысяч сирийцев, организованных в 128 батальонов сил Национальной обороны, а 130 тысяч членов народного ополчения «Басидж» готовы отправиться в случае необходимости в Сирию. И буквально накануне главнокомандующий КСИР Мохаммад Али Джаафари признался, что эти силы теперь насчитывают 100 тысяч человек. Остается неясным, сколько именно иранцев присутствует в Сирии, но тегеранские СМИ иногда публикуют сообщения о потерях.
В июне 2015 года официальное агентство IRNA сообщило, что не менее 400 добровольцев из Ирана были убиты за последние четыре года в Сирии.
Называя этих военнослужащих «добровольцами», Тегеран, возможно, пытается скрыть то, что иранские вооруженные силы напрямую участвуют в боевых действиях в Сирии. Возможно, по этой же причине большинство офицеров КСИР, погибших в Сирии, иранские власти представляют отставниками или бывшими членами КСИР.
Если Асад попросит…
Несколько дней назад Алаэддин Боруджерди, глава комитета иранского меджлиса по государственной безопасности и внешней политике, заявил на пресс-конференции в Дамаске, что Иран готов направить свои войска в Сирию, если президент Асад обратится с такой просьбой.
Возможно, поражения сирийской армии в последние месяцы и рост тревоги в мире в связи с усилением «Исламского государства» подтолкнули Иран к более активным действиям. Однако противники Ирана опасаются, что КСИР укрепляет свои позиции в результате недавней сделки по ИЯП, которая должна привести к отмене международных санкций и принести корпусу новые источники финансирования и, прежде всего, доходы от экспорта иранской нефти.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать