• пятница, 29 Марта, 01:55
  • Baku Баку 7°C

Политическая рокировка,

08 августа 2014 | 16:03
Политическая рокировка,

Завтра - первые всенародные президентские выборы в Турции. Страна, возможно, перейдет к прямому президентскому правлению, а это значит, что с ростом статуса должности борьба будет вселенской, с вовлечением в ресурс диаспоры и дипломатической поддержки зарубежных стран.
По наблюдениям аналитиков, этот акт станет поворотным моментом в истории страны, ибо на них возлагаются очередные серьезные надежды на коренные изменения в развитии демократии. Ранее премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял в интервью турецким СМИ, что переход от парламентского к президентскому правлению - еще один шанс доказать, на чьей стороне общество.
Разделение предпочтений
Не только в мире, в обеих турецких столицах, но даже в глубокой провинции запахло сомнениями относительно прочности власти Партии справедливости и развития (ПСР). Хорошо, что Эрдоган согласен принять бой, предложенный оппонентами, но это может быть его последним политическим испытанием. Премьер сам нарвался на неприятность. Заявив 12 лет назад о том, что у Турции особый путь (умеренного ислама), позволяющий наладить подпорченные отношения со странами арабского и персидского мира, он позабыл о том, что соперниками в реализации его же планов могут стать еще более набожные мусульмане, чем он сам. Ярчайший из них - бывший многолетний председатель
Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу, за которого проголосует электорат восьми политических партий. Впрочем, уже в начале предвыборной гонки в июле Эрдоган сам задал клерикальный тон кампании - сразу после объявления о своем выдвижении первую официальную речь в качестве кандидата от правящей партии он начал со слов обращения к Аллаху и завершил речь цитатой из Корана. И это не случайно - если в 2002 году (победа на общенациональных выборах сторонников политического ислама) лишь треть турок, да и то большей частью в деревнях, считала себя набожной, сейчас две трети избирателей полагают, что они «глубоко набожны».
Впервые после почти векового перерыва (в 1923 году Мустафа Кемаль Ататюрк создал на руинах Оттоманской империи светскую республику) исламисты превратились в лидеров Турции и заняли ключевые посты в исполнительной власти. При этом кемалисты и сторонники Фетхуллаха Гюлена, сохранили большинство в армейских структурах, а также в органах юстиции и правопорядка. Формально Эрдоган переиграл их, сделав союзниками членов исламского движения «Хизмет», которые, получив законодательную поддержку правящей партии, разгромили армейское руководство, бывшее на протяжении десятилетий гарантом поддержания светского государства. Около трехсот высших офицеров, а также оппозиционных политиков и журналистов были отправлены за решетку по обвинению в антигосударственном заговоре и терроризме. Покончив чужими руками с главным врагом, Эрдоган расформировал финансовую и кадровую базу «друга и брата» Гюлена - частные школы, курсы подготовки к поступлению в вузы, международную систему, объединяющую до тысячи учебных заведений с более чем ста тысячами работников.
Ответ не заставил ждать - в середине декабря «гюленовская» полиция и прокуратура внезапно арестовала трех министров и их детей, а также целый ряд высокопоставленных государственных чиновников и крупных магнатов, которым были предъявлены обвинения в масштабной коррупции, связанной со строительными подрядами, фальсификацией документов и контрабанде золота. Одновременно через доверенные СМИ и социальные сети сторонники Гюлена обрушили шквал компромата на элиту правящей партии. Преобладали утечки о связях Национальной разведки с сирийскими террористическими группировками и разоблачения о нарушениях международных санкций, наложенных на Иран, а также обвинения в коррупции в высших эшелонах власти. Апофеозом стали пять выложенных в Интернет записей разговоров самого Эрдогана с представителями своего ближайшего окружения.
Премьер вынужден был отправить в отставку четырех ведущих министров, но сам не ушел. Напротив, изобразив жертву попытки государственного переворота, мгновенно перешел в контрнаступление, приступив к основательной зачистке правоохранительных органов. Он уволил одних прокуроров, ведущих дело, и отстранил других. Сместил с должностей десятки высших офицеров полиции в крупнейших городах страны, парализовав, таким образом, дальнейшее расследование и избежав суда. Параллельно он подвел законодательную базу под ограничения доступа к Интернету в Турции, а суды подчинил исполнительной власти, фактически упразднив систему разделения властей.
По мнению экспертов, в Турции, скорее всего, предстоит рокировка врагов и союзников. Не зря Эрдоган недавно освободил отбывавшего пожизненное заключение бывшего начальники турецкого генштаба Илкера Башбуга. Этим предвыборным шагом он рассчитывает заработать дополнительные очки среди населения, около 70% которого, судя по опросам, не считало приговор бывшему главнокомандующему справедливым. Так что не исключено, что Эрдоган уже предложил своим прежним врагам союз против бывших союзников, не зря освобожденный Башбуг заявил, что ожидает скорейшего освобождения всех 275 заключенных по этому делу.
Удар по экономике
Для местной экономики шаги Эрдогана, дискредитирующие бывших союзников, могут стать тяжелым ударом, ибо иностранные инвесторы не готовы вкладывать деньги в нестабильные образования. Турецкая экономическая модель требует непрерывных финансовых вливаний для покрытия огромного текущего дефицита из международных источников. Известно, что международные валютные организации выдачу кредитов обусловливают политической и экономической стабильностью, сохранением в стране демократических норм, верховенством закона, соблюдением прав человека и основных свобод. Реформы Эрдогана и попытки «перетянуть одеяло на себя» могут блокировать иностранные кредиты, так что Турция, не имеющая в достаточном количестве запасов нефти и других стратегических ресурсов, в перспективе может столкнуться с необходимостью пересмотра экономической модели и необратимыми последствиями процесса.
Аспекты выборов
На фоне громких союзнических разборок обыватель забыл про немаловажный аспект, отодвинутый на второй план. Помните, как Эрдоган на заре власти выдвинул лозунг «ноль проблем с национальными и религиозными меньшинствами», - он ни на шаг не продвинулся к своей цели. Армяне как были пятой колонной, так и остаются ею - им чужды выяснения отношений между армией, Гюленом и Эрдоганом. Разве что турецкие алавиты однозначно отказались голосовать на президентских выборах за Ихсаноглу. Курды как хотели своей государственности, так настаивают на этом, - у них свой кандидат - Селахаттин Демирташ, намеренный построить новую эру и новый образ жизни в стране. Не много ли путей даже для такого государства, как Турция?
Еще один важный показатель - предпочтения диаспоры. В одной только Германии правом голоса наделены около 1,4 миллиона граждан страны, по всей Европе, включая постсоветские страны, их - до 6 миллионов (более 10% голосующих).
Нам не все равно
Азербайджан кровно заинтересован в положительном исходе выборов в братской стране. Турецкому электорату, конечно, виднее. Но независимо от того, кто из кандидатов станет будущим президентом страны, хочется надеяться на то, что Турция и впредь сохранит свой солидный политический вес на международной арене, а также доверие своих ближайших партнеров, представляющих тюркский мир и, прежде всего, Азербайджан.
Хюгуг САЛМАНОВ
banner

Советуем почитать