• четверг, 25 Апреля, 08:28
  • Baku Баку 14°C

Провокация или диверсификация?

16 октября 2015 | 10:35
Провокация или диверсификация?

КОММЕНТАРИЙ
Глава грузинского государства Георгий Маргвелашвили обратился к администрации правительства с просьбой рассмотреть вопрос энергобезопасности и транзита энергоносителей на ближайшем заседании правительства.
Вопрос энергобезопасности возник после того, как в сентябре министр энергетики Грузии Каха Каладзе провел встречу с представителями «Газпрома». При этом, рассказывая о встрече, он допустил возможность увеличения объема поставок российского газа в случае, если Грузия закупит его по ценам, которые окажут конкуренцию азербайджанскому газу.
Кстати, стоит подчеркнуть, основным поставщиком газа в Грузию уже на протяжении как минимум 10 последних лет является Азербайджан. И подобные переговоры с «Газпромом» могут оказаться попыткой изменить сложившийся расклад.
С просьбой объяснить происходящее в энергетическом секторе Грузии газета «Каспiй» обратилась к грузинским экспертам.
Джумбер Кирвалидзе, политолог:
- В первую очередь следует отметить, что поднятие этой темы (Россией или еще кем-то), которая как бы носит чисто энергетический характер, на самом деле является продуманной политической интригой, преследующей несколько целей в регионе Южного Кавказа.
Во-первых, подорвать доверие и вбить клин между Азербайджаном и Грузией. Во-вторых, в отношении правительства Гарибашвилои вызвать нездоровый ажиотаж внутри Грузии, обвинив в уступках России и лице «Газпрома». В-третьих, воспользоваться конфликтом между премьером Гарибашвили и вице-премьером, министром энергетики Каладзе, недавно встречавшемся с руководителем «Газпрома» Миллером и сделавшим по итогам встречи «не согласованное» заявление, несколько отличавшееся от комментариев Гарибашвили.
Дело в том, что именно Азербайджан является самым крупным поставщиком энергоносителей в Грузию в лице компании SOCAR. При этом тариф на газ для населения страны существенно занижен. Так что ни о каком сокращении закупок азербайджанского газа речи не идет. Существующий тариф никак не сравнить с тем, который был в период поставок «Газпрома».
Более того, сегодня Грузия напрямую газ у России не закупает. Однако наша страна забирает часть российского газа, идущего транзитом по газопроводу в Армению в счет транзитной оплаты.
Как заявил премьер-министр, по требованию Армении «Газпром» собирается увеличить поставки газа в Армению и исходя из этого Грузия, будучи транзитной страной получит дополнительное количество газа за транзит. Как раз об этом и шла речь в ходе встречи Миллера с Каладзе и ни о каких поставках газа из России в Грузию разговора не было. Тем более что российский газ намного дороже азербайджанского.
Что касается обращения президента Маргвелашвили к правительству с просьбой рассмотреть вопрос энергобезопасности страны, то это является ничем иным как ярким примером внутриполитических игр в Грузии. Маргвелашвили всячески старается показать себя сторонником прозападного курса страны и в этом смысле как только прошло упоминание российского «Газпрома», он вместе с крикливой оппозицией не упустили такой возможности и сразу начали «бить в набат».
Дело в том, что Маргвелашвили занимает выигрышную позицию. По Конституции именно премьер-министр и правительство отвечает за все, что происходит в стране, в то время как президент выполняет чисто ритуальные обязанности. Этим Маргвелашвили и пользуется, что, на мой взгляд, политически не чистоплотно.
В целом же я полагаю, что недавний визит Гарибашвили в Баку внес уже ясность в возникшую неопределенность по газовому вопросу. Тем более что исходя из стратегических интересов и братских взаимоотношений руководство Азербайджана и Грузии всегда будет стоять на высоте, возвышаясь над периодически возникающими мелкими интригами и недопониманием.
Звиад Мчедлишвили, политический обозреватель:
- Встреча министра энергетики Грузии Каха Каладзе с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером состоялась в Брюсселе и проходила, по большому счету, в некоем засекреченном режиме, по крайней мере, для граждан нашей страны. Ведь, если бы не заявление на сайте «Газпрома», которое появилось сразу после этой встречи и в котором, собственно, о ней и говорилось, то у нас возможно еще долго бы не знали о том, что имели место какие-то переговоры между руководством страны и представителями «Газпрома».
Грузинскому правительству и лично г-ну Каладзе пришлось давать разъяснения в связи с переговорами. Министр энергетики поначалу сказал, что это «обычная рабочая встреча, где обсуждались вопросы транзита российского газа через Грузию (в Армению)». Однако спустя некоторое время Каладзе неожиданно заявил, что допускает возможность увеличения объема поставок российского газа в страну, но только для коммерческих организаций, которые, якобы, сами заинтересованы в использовании российского газа. Такая вот пространная формулировка. Каладзе тогда же пояснил, что «Грузия задумалась о диверсификации энергетических источников», и, по его словам, речь не идет только о российском газе, но также вероятны поставки топлива и из Ирана.
Новость о том, что Грузия готовится закупать газ из России, даже пусть и для неких коммерческих организаций, была воспринята в обществе неоднозначно. Были проведены акции протеста, грузинская оппозиция обвиняла власти в «сговоре с оккупантами», руководство страны подверглось критике со стороны СМИ и так далее.
Именно на этом фоне президент Георгий Маргвелашвили обратился к правительству с предложением рассмотреть вопрос энергобезопасности и транзита энергоносителей на ближайшем заседании Кабмина. Какие вопросы президент намеревался включить в повестку дня - неизвестно. Однако сообщалось, что он сам и глава Совбеза Ирина Имерлишвили собираются присутствовать на заседании правительства. При этом говорить, что энергобезопасности страны что-то угрожает, пока, на мой взгляд, не приходится.
Если верить утверждениям наших властей, то Тбилиси не собирается отказываться от азербайджанского газа и Азербайджан по-прежнему остается главным энергетическим партнером Грузии. Да и сам SOCAR новость о возможном «использовании коммерческими организациями российского газа» воспринял довольно таки спокойно, по крайней мере, таковой была видимость. Хотя, все указывает на то, что между Тбилиси и Баку ведутся активные закулисные переговоры.
Так, после новости о «Газпроме» в Азербайджан на встречу с Президентом Ильхамом Алиевым неожиданно отправился премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Что стало главной темой переговоров - для журналистов так и осталось неизвестным. Кстати, скоро Президента Азербайджана ждут с официальным визитом в Грузии. Все указывает на то, что ведутся какие-то прения.
Существует кулуарная информация, что на самом деле Грузия свои «контакты» с «Газпромом» и «разговоры о поставках российского газа» всего на всего использует, как инструмент давления на Азербайджан. Дело в том, что Тбилиси уже долгое время уговаривает Баку снизить цены на газ для коммерческих организаций на фоне снижения цен на топливо по всему миру.
Однако официальный Баку не идет в этом вопросе на компромисс и грузинская сторона вынуждена приобретать газ для коммерческих организаций по завышенным ценам, что-то в районе 220 долларов США за тысячу кубометров, тогда как «Газпром» для коммерческих организаций в той же Армении продает свой газ примерно за 160 долларов. Но опять же, эта информация, так сказать, кулуарная, обсуждаемая в Грузии на уровне экспертов, тогда как официальный Тбилиси никаких заявлений по этому поводу не делает.
Тем не менее протестные настроения в Грузии не прекращаются, и если события будут развиваться динамично, то не исключено, что властям придется пересмотреть решение о закупках российского газа и тогда, наверно, будут стараться диверсифицировать поставки за счет других государств, например, за счет Ирана.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать