• пятница, 29 Марта, 01:49
  • Baku Баку 7°C

К диалогу готовы

08 октября 2015 | 13:11
К диалогу готовы

КОММЕНТАРИЙ
Генштаб России обратился к своим турецким коллегам с предложением о создании совместной группы для предотвращения недоразумений, связанных с операцией в Сирии. По словам замглавы российского министерства обороны Анатолия Антонова, они готовы обсуждать эту проблематику в рамках рабочих групп с любым заинтересованным государством, и в первую очередь, с Турцией.
Подходы сторон разнятся
Но для «перетирания» технических проблем нужны взаимные визиты, не по телефону же решать их. Собственно, часть вопросов рассмотрена на встрече российского военного атташе при посольстве в Стамбуле с представителями Минобороны Турции. И в самом деле, что произошло такого, чуть не приведшего к конфликту между сторонами?
Мы уже писали о пересечении накануне российскими самолетами воздушного пространства Турции и о выводах, сделанных из этого командованием НАТО. Примечателен еще один последовавший после этого инцидент - неопознанный истребитель МиГ-29 в течение двух с половиной минут преследовал два турецких истребителя F-16 в районе сирийско-турецкой границы, после чего еще один МиГ-29 держал восемь турецких истребителей на прицеле своего радара на протяжении 4 минут 30 секунд. Но у Минобороны РФ на это есть своя правда - «самолетов данного типа на авиабазе Хмеймим нет», так что поди докажи теперь, «был ли мальчик».
Однако политика такая штука, что не обязательно собирать факты - совет НАТО тут же по итогам оперативной встречи принял совместное заявление, где действия российской стороны были расценены как «безответственнее и крайне опасные». Не остался в стороне и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, заявивший, что Турция не допустит повторного нарушения своего воздушного пространства и что вообще Кремлю надо бы просчитать результаты развала хороших отношений с Анкарой. В чем-то он прав, так как обе страны неплохо сотрудничают во многих сферах, включая поставки газа, атомную энергетику и прочее, измеряемое миллиардами евро.
Но как всегда, более откровенным был премьер-министр Ахмет Давутоглу, предупредивший, что по турецким правилам применения силы, его истребители имеют право сбить любой самолет, принимающий участие в операциях в Сирии, если он нарушит турецкое воздушное пространство.
Случайность или преднамеренность?
Русские вовсю открещиваются от того, что действия их авиации носили провокационно агрессивный характер, однако для Запада это не факт. Не случайно Генсек Североатлантического блока Йенс Столтенберг официально объявил действия летчиков РФ преднамеренными и не имеющими ничего общего с противостоянием «Исламскому государству», против которого должны бороться все силы, независимо от их принадлежности к военно-политическим блокам. А ведь на самом деле случайность бывает однажды, потом - совпадение, на третий раз - закономерность как повод для размышлений и выводов. Нельзя же трижды ошибаться в навигации, тем более при поддержке технического обеспечения со стороны сверхточного военно-космического комплекса.
Дело в том, что участок границы между Турцией и Сирией, где произошли нарушения воздушного пространства - это горные районы, где базируется сирийская военная оппозиционная группировка, которую поддерживает альянс между Турцией, Катаром и Саудовской Аравией. Если проанализировать сводки министерства обороны России, то обнаружится следующая картина - авиационные удары наносятся в разных местах с разной интенсивностью.
А наиболее «обрабатываемой» российской авиацией территорией являются пункты в горной местности, очень близко расположенные к государственной границе Турции на северо-западе провинции Идлиб. Активные действия нацелены на то, чтобы армия Башара Асада восстановила контроль над этой территорией. Чтобы точно сбросить в горах авиабомбу, необходим точный заход на цель, однако горный рельеф местности усложняет маневр пилота, так как возникает риск врезаться в гору. Понятно, что в таких условиях пилоту трудно выполнить атаку не нарушая границ.
Ситуация усугубляется еще и тем, что между заявлениями российского руководства и тем, что происходит на самом деле, большая разница. Поэтому сторонам необходимо сесть за стол переговоров и скоординировать «дорожную карту». Впрочем, доверие Эрдогана к Путину утрачено, поэтому вероятность негативных сценариев не так мала, как кажется. Уже возникло хотя и не горячее, но противостояние. Турция имеет полное юридическое основание сбить нарушителя. Однако, вероятность того, что Россия откажется от продолжения бомбардировок Сирии маловероятна.
Как-то Москва очень быстро забыла, что Турция не поддержала блокаду России со стороны США и всей Европы.
Своими действиями Россия ставит под вопрос «Турецкий поток» - нельзя совместно с Турцией реализовать газовый мегапроект и одновременно делать ей «козью морду».
Туманные перспективы
Между Россией и Турцией пока очень хорошие экономические отношения, несмотря на напряженность по поводу Карабаха, Крыма, Донбасса, грузинского сепаратизма и так далее. Но впервые за несколько последних десятилетий между ними возникла проблема военного характера, что, убежден, нанесет урон не только политическим, но и экономическим отношениям.
Помимо «Турецкого потока» и отдельных проектов Россия рискует вовсе остаться в изоляции. В Сирии у каждой страны - свои интересы и цели. Задача Путина - сохранить режим Асада любой ценой, потому что другого союзника в регионе у него нет. Это кардинально расходится с задачей Анкары и других стран региона. Но пока у него не просматривается желания сесть за стол переговоров. Кстати, это повод для Запада ужесточить санкции, которые уже есть, или добавить новые.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать