• пятница, 29 Марта, 02:45
  • Baku Баку 7°C

Эффект бумеранга

09 января 2015 | 14:18
Эффект бумеранга

МНЕНИЕ
Накануне весь цивилизованный мир был потрясен терактом, имевшим место средь бела дня в Париже, когда группа неизвестных напала на редакцию французского сатирического издания Charlie Hebdo. Боевики были вооружены автоматами и гранатометами. В результате стрельбы в здании погибли 12 человек, более 10 - ранены. Считается, что нападение произошло по причине недавней публикации в этом журнале карикатур на пророка Мухаммеда и лидера террористической организации «Исламское государство».
Безусловно, это не первый случай с карикатурами на пророка Мухаммеда, оскорбляющими чувства более миллиарда последователей ислама по всему миру, имевший недавно место также и во французском журнале Charli Hebdo. Это началось около десяти лет назад в Дании - внешне очень толерантной стране, а в дальнейшем вышеуказанные факты периодически имели место в различных странах, в основном в Европе. К сожалению, в этих странах оскорбление чувств миллионов верующих воспринимается в качестве свободы слова, которую нарушать нельзя. И это никак не наказывается. По-видимому, не дождавшись справедливого наказания, некоторые люди решили самостоятельно покарать виновных (если только мы не имеем дело с подготовленной и спланированной провокацией).
В то же время не оставляет сомнений варварство и дикость такого самоуправства, когда 12 человек было безжалостно убито, многие ранены. Такое недопустимо и, естественно, не имело бы места в случае пресечения на корню попыток публикации карикатур на мусульманского пророка. Вместо этого, даже сейчас, после разгрома редакции и гибели людей, некоторые издания на Западе пошли на дальнейшее разжигание противостояния и из ложного и совершенно вредного в данном конкретном случае, чувства солидарности с редакцией французского журнала, решили опубликовать карикатуры с изображением пророка Мухаммеда, которые могли стать мотивом для нападения на редакцию Charlie Hebdo.
Карикатуры, в частности, опубликовали такие американские издания, как Business Insider и Huffington Post, а также ряд других газет в некоторых европейских странах. В то же время большинство ведущих изданий, телеканалов и новостных сайтов решило не публиковать карикатуры пророка Мухаммеда. В частности, такую позицию заняли американские телеканалы NBC, CNN, ABC и CBS. Британская The Telegraph опубликовала фото обложки Charlie Hebdo с размытой карикатурой.
Аналогично поступил американский таблоид New York Daily News. Редакция The New York Times объяснила свое решение не публиковать карикатуры стремлением не оскорблять чувства верующих. Ряд других изданий и новостных агентств, включая Associated Press, опубликовали обрезанные снимки с обложками Charlie Hebdo, на которых не видны сами карикатуры. Тем временем, множество новых карикатур появилось в соцсетях. Их авторами являются многочисленные обычные пользователи.
Помимо этого, среди политиков и экспертов нет единого мнения относительно реальной подоплеки теракта. В частности, главный редактор ведущей катарской газеты «Аль-Араб» Абдалла бен Хамад аль-Азба опасается, что теракт в штаб-квартире еженедельника Charlie Hebdo в Париже может стать поводом для французского военного вторжения в Ливию после того, как она уже оккупировала Мали под тем же предлогом.
О том, что в действительности стало причиной теракта в Париже и тенденциях к росту исламофобских настроений в Европе в интервью газете «Каспiй» рассказали отечественные эксперты.
Эльман НАСИРЛИ, политолог, руководитель Центра политических исследований Академии госуправления при Президенте Азербайджана:
- Формальным поводом для теракта в Париже стала публикация карикатуры на аль-Багдади - лидера террористической организации «Исламское государство». Как известно, эта организация возникла именно после захвата американцами и их союзниками Ирака, кстати, во многом благодаря усилиям США. Тем более, что еще в 2003 году, после захвата Ирака американцам в руки попался этот самый аль-Багдади, но спустя некоторое время его отпустили. В настоящее же время США со своими союзниками, в том числе и Францией, сталкиваются с эффектом бумеранга. Не случайно этот теракт имел место именно в Париже.
Цель же терактов, таких как вышеуказанный, заключается в психологическом давлении на общественность стран Запада и их правительства, чтобы они себя вели соответственно интересам террористов.
Безусловно, после теракта следует ожидать всплеска исламофобии на Западе, особенно в европейских странах. В частности, некоторые печатные издания в этих странах перепечатывают карикатуры, ранее опубликованные в редакции разгромленной французской газеты. Но при этом, западные СМИ начисто забывают о том, что тем самым они играют на руку исламским террористам. То есть, усиление исламофобских настроений на Западе автоматически будет пополнять ряды различных исламских террористических организаций, в том числе ИГ. Таким образом, поддаваясь на уловку террористов, и активизируя исламофобские настроения, Запад играет на поле террористов. В то время как они не должны поддаваться на провокации террористов и, наоборот, заставить их играть на своем поле.
Что касается мнения о том, что теракт в Париже может быть выгоден властям Франции, так как послужит поводом для военного вторжения в Ливию, то доля правды в этом есть. Безусловно, тут чувствуется логика и официальному Парижу вполне по силам так поступить. Но оккупировав Ливию, Франция выиграет только в тактическом плане, а в стратегическом проиграет. Дело в том, что ИГ также надеется на эту ошибку французских властей, которая, несомненно, приведет к всплеску недовольства Западом в мусульманских странах и только усилит эту террористическую организацию, пополнит ее ряды. А это в свою очередь позволит ИГ встать во главе джихада и добиться огромного влияния в исламском мире.
Арастун ОРУДЖЛУ, политолог, руководитель аналитического центра «Восток-Запад»:
- Я думаю, что какие-то политизированные радикальные силы захотели использовать случай с карикатурой в своих целях. При этом вполне вероятно, что это были не исламисты. Дело в том, что в нынешней Европе наблюдается рост правых взглядов и не только в политике, но и в обществе, все более склонном поддерживать на выборах правые и даже ультраправые партии и движения. Возможно, это была провокация, преследующая своей целью усилить как раз эти тенденции.
Тем более, если вспомнить историю, то в 30-х годах прошлого века в Европе были сильны антисемитские настроения, а сейчас - антиисламские. В первом случае мы помним, как мир столкнулся с фашизмом, что привело к миллионам жертв в самой Европе. К великому сожалению, сейчас мы снова находимся перед лицом великих потрясений в Европе. К примеру, в Германии все последние недели имели место антиисламские выступления. А также в Дании, других скандинавских странах, в частности, в Швеции в последнее время осквернено несколько мечетей. Все это говорит о том, что данный процесс идет по всей Европе, что обусловлено различными факторами. Одним из них является факт того, что многие жители, приехавшие из мусульманских стран не желают интегрироваться в европейские общества, пытаясь, порой навязать свои ценности европейцам. Естественно, это приводит на первом этапе к мелким столкновениям цивилизаций на бытовом уровне.
Таким образом, если даже выяснится, что теракт в Париже устроили все же исламисты, то они тем самым преподнесли своим европейским коллегам по человеконенавистничество приятный сюрприз.
Кроме этого, я уверен, что после трагедии в Париже исламофобские настроения в Европе будут только еще больше расти. Европейские СМИ будут на этом самоутверждаться. Много раз этот вопрос уже обсуждался, тем не менее, европейцы воспринимают оскорбления пророка Мухаммеда как свободу слова. Это очень парадоксально, так как за отрицание «геноцида армян» во Франции положено уголовное наказание и это не считается нарушением свободы слова.
Что касается возможности Парижа воспользоваться последним терактом для ввода войск в Ливию, как ранее в Мали, то я считаю, что в действительности ситуация разнится. Как известно, многие постколониальные страны пользуются протекцией со стороны своих бывших метрополий. Вопрос с Мали связан с тем, что в период недавней гражданской войны в Ливии, приведшей к свержению Каддафи, большое количество оружия попало в Мали и некоторые силы в этой стране попытались с помощью данного оружия свергнуть законную власть.
Франция, как бывшая метрополия, ввела в Мали свои войска для поддержки законного правительства. Но вторгаться в страну под предлогом борьбы с терроризмом - эта практика уже ушла в прошлое. США вторгались под предлогом борьбы с террором в Афганистан, опосредовано в Ирак, но как мы видели, это не привело к реальной победе над терроризмом в этих странах. К тому же я не верю, что у Франции есть для этого такие возможности, которые имелись у США в 2001 году. Все-таки калибры этих стран разные.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать