• пятница, 19 Апреля, 14:28
  • Baku Баку 25°C

Венчурный переворот

23 сентября 2015 | 17:45
Венчурный переворот

В Азербайджане подумывают о венчурном финансировании наукоемких перспективных проектов - так называемых стартапов. Накануне член наблюдательного совета Государственного фонда развития информационных технологий Осман Гюндуз предложил использовать для этой цели средства местного страхового рынка и Государственного фонда социальной защиты, с предварительным усилением в этой связи законодательной базы.
Новым путем
Правительство заинтересовано в привлечении финансовых средств на развитие сферы новых технологий, особенно в сегменте ИКТ.
Становление любого бизнеса, а особенно средних и малых предприятий, является делом весьма трудным, тем более без достаточных средств на его развитие. В этом плане необходимые материальные ресурсы могут предоставить венчурные финансисты. С этой точки зрения предложение представителя Государственного фонда при Минсвязи и высоких технологий актуально. Однако в Азербайджане крайне не развит институт венчурного финансирования - это молодое и еще не изученное до конца явление не только для нашей страны, активно развивающей последнее время сферу наукоемких информационных технологий, но и всего мира. Причем, в отличие от западных стран, имеющих несоразмерно более широкие возможности для привлечения частного финансирования в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, особенности национальной экономики, позволяют нам ограничиться источниками в указанном формате.
По мнению эксперта-экономиста Самира Алиева, деятельность компаний и корпораций по финансированию и развитию определенных проектов в инновационной сфере пока ограничена условиями глобального кризиса и отсутствием личной заинтересованности представителей крупного бизнеса в инвестициях, сопряженных с высоким уровнем рисков. «На Западе этот вариант финансовых вложений является одним из самых распространенных, - сказал эксперт газете «Каспiй», - поскольку солидные организации имеют возможность вкладывать деньги в наукоемкие предприятия, чье становление растягивается на 5-7 лет. Однако такое финансирование не способствует развитию мелких и средних независимых компаний, что является основной целью государства». Препятствовать долгосрочному инвестированию крупных компаний в стартапы могут неприспособленные к новым реалиям налоговое и корпоративное законодательство, а также отсутствие у инвестора гарантий, необходимых для защиты венчурного капитала. В целом же, по мнению эксперта, для этого необходима продуманная организационно-правовая форма, предоставляющая инвестору возможность контролировать компанию.
То же самое можно сказать о банковской системе. Отечественные банки не стремятся предоставлять венчурное финансирование в связи с временными рамками реализации подобных проектов, хотя с развитием инвестиционных кредитных организаций и обострением конкуренции на рынке ситуация вполне может измениться. Пока что банки не всегда являются настоящими венчурными специалистами, готовыми идти на разумный риск, а состояние финансового кризиса в условиях падения котировок нефти не способствует таким перспективам. Ведь главный интерес венчурного финансиста — через несколько лет успешно выйти из компании с прибылью, однако это не всегда получается.
«Если оставить за скобками кризисные явления, связанные с просадкой национальной валюты и ожиданием второй волны девальвации, банки обходят такие риски в принципе, - сказал эксперт. - Они могут потребовать досрочного погашения кредита, если увидят, что у компании нет достаточного обеспечения или после периода развития в компании наступил период спада, что является обычным явлением для молодых компаний, и венчурные финансисты прекрасно об этом знают. Кроме того, для осуществления венчурного финансирования в банках должны работать соответствующие кадры, разбирающиеся в тонкостях инновационных проектов и развития компаний. Таких профессионалов пока явно не хватает».
Капитал государства как стабильный источник
Таким образом, единственно верным и благоразумным выходом из ситуации остается государственное финансирование - но уже не в виде грантов по линии Министерства связи и информационных технологий на проекты, прошедшие оценку экспертной группы по утвержденным критериям, а путем привлечения свободных средств пенсионного фонда и сегмента страхового рынка. «Это международный опыт, который сегодня применяется в западных странах, где пенсионные фонды активно инвестируют в инновационные проекты. Мы можем создать венчурные фонды, используя международный опыт и имеющиеся государственные ресурсы», - считает О. Гюндуз.
По мнению экспертов, к венчурному финансированию стартап-проектов путем привлечения средств ГФСЗ располагают возможности этого фонда, увеличившего в первой половине текущего года поступления только по государственным социальным страховым взносам до 870,2 млн. манатов. Согласно источникам самой социально направленной структуры, достигнутыми результатами она обязана внебюджетному сектору - на долю частных компаний пришлось свыше 60% поступлений. В целом положительных результатов по суммам поступлений удалось достигнуть благодаря успешной социально-экономической политике и мерам по привлечению к обязательному страхованию частных компаний, утверждают в фонде. Так, за указанный период доходы ГФСЗ увеличились на 44,8 млн. манат или 3,2 процента по сравнению с соответствующим периодом 2014 года и выросли до 1466,5 млн. манатов. Стоит полагать, что значительный рост поступлений от небюджетных социальных страхований является не только «показателем экономического развития в стране», но, по мнению О. Гюндуза, располагает к привлечению этих средств на финансирование стартап-проектов.
Что касается ресурсов страхового рынка, также рассматриваемых в аспекте источника венчурного финансирования, привлечению этого сегмента рынка к идее финансовой поддержки стартапов способствует тенденция ежегодного роста доходов Бюро обязательного страхования (ISB), функционирующего в структуре Министерства финансов Азербайджана. Если приглядеться к оптимистичной статистике сборов, только в январе-августе текущего года размеры премий, собранных в рамках закона «Об обязательных видах страхования» страховыми компаниями, входящими в эту структуру, составили 74 млн. 157,67 тыс. манатов, что на 29,1% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Напомним, что закон охватывает четыре вида обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), страхование недвижимого имущества, гражданской ответственности при эксплуатации недвижимого имущества, страхование пассажиров. Стоит полагать, что надежды члена Государственного фонда развития информационных технологий О. Гюндуза на страховые источники предполагают также немалые организационные возможности Государственной службы страхового надзора.
По мнению автора инициативы, местным специалистам еще предстоит изучить мировой опыт венчурного финансирования, и важным в этой связи является вопрос усовершенствования правового регулирования. Широкому применению средств крупных финансовых источников препятствует отсутствие законодательной базы, необходимой для внедрения этой практики. Именно по этой причине на данный момент требуется решить проблему правового регулирования венчурного финансирования, т.е. вопрос проработки законодательной базы стоит на повестке первостепенных усилий. Для привлечения венчурных возможностей пенсионного фонда и страхового капитала следует раздвинуть рамки пенсионного законодательства и устранить потенциальные препятствия, стоящие на пути использования источников венчурных инвестиций.
На данный момент Наблюдательный совет Государственного фонда развития информационных технологий Азербайджана утверждает стартап-проекты, которые получают грантовое финансирование. В прошлом году они оценивались по таким приоритетным параметрам, как разработка прогрессивных программных и инновационных ИКТ продуктов, развитие инновационных технологий и инфраструктуры, а также их коммерциализация, создание информационных сетей на базе современных технологий, расширение IT-услуг и услуг интернета. Стартапы получили гранты на максимальную сумму 300 тысяч манатов льготным сроком в 36 месяцев. Малые гранты предусматривались в размере от 10 до 100 тысяч манатов, средние - от 100 до 200 тысяч манатов, а крупные - от 200 до 300 тысяч манатов. На сегодняшний день проекты, получающие государственное финансирование, охватывают сферы высоких технологий, электронных платежей, программных приложений, системы аэронавигации, электронного правительства, е-коммерции, образования, здравоохранения и пр.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать