• пятница, 29 Марта, 03:34
  • Baku Баку 7°C

Предчувствие гражданской войны

13 сентября 2015 | 10:57
Предчувствие гражданской войны

РАЗМЫШЛЕНИЕ
Прокурор турецкого города Диярбакыр возбудил уголовное дело против лидера Демократической партии народов (ДПН) Салахатдина Демирташа. Ему вменяется подстрекательство к вооруженному восстанию во время акций протеста, а также публичное оскорбление турецкого народа, госструктур и Турецкого государства в целом, ну и пропаганда терроризма.
Наверное, в этой связи Министерство юстиции рассмотрит вопрос отмены депутатской неприкосновенности оппозиционного политика. Согласно турецкому законодательству, если дело дойдет до суда (скорее всего так оно и произойдет), то Демирташ может быть приговорен к 24 годам лишения свободы.
Лучшая защита - нападение
Пока суд да дело, Демирташ предпринял демарш, созвав пресс-конференцию, во время которой обвинил правящую Партию справедливости и развития (ПСР) в том, что та организует нападения на его сторонников и подталкивает страну к гражданской войне.
По мнению экспертного сообщества, уж больно самонадеянно он считает себя непогрешимым и неприкосновенным, полагая, что является лидером курдской общины. Правда, он предпочитает пока открещиваться от утверждений Эрдогана о том, что ДПН - политическое крыло террористической Курдской рабочей партии (КРП) не соответствует действительности, но истина от этого не ближе. Ну, никак он не может быть авторитетнее Абдуллы Оджалана, похищенного в Кении турецкими спецслужбами и отбывающим пожизненное наказание.
Оджалан, или Апо, как его именуют соратники, долго уходил от следствия, скрываясь то в Италии, то в Сирии, то в Греции, но все же угодил за решетку, причем вожди курдских племен прямо отреклись от него, не желая конфронтации с турецким правительством. Неужели планы изменятся на тот случай, если турки арестуют Демирташа? Конечно же, нет, тем более что аксакалы национального меньшинства уже открестились от военного крыла партий и потребовали от боевиков РПК покинуть пределы страны.
Правда, политическая атмосфера в Турции уже накалилась до того, что под вопрос поставлены назначенные на 1 ноября досрочные всеобщие выборы, поскольку добрая сотня районов, преимущественно расположенных на юго-востоке страны, населенном большей частью курдами, объявлена зоной боевых действий. Но, похоже, правоохранительные органы успешно справятся с поставленными задачами и выдавят радикалов на территорию Ирака и Сирии.
Что происходит?
Вообще-то, Демирташ играл важную роль в мирных переговорах между правительством и РПК, однако после того как в июле продлившееся два года перемирие было прекращено, его позиции пошатнулись. Скорее всего, он понял, что Эрдоган не простит ему набранных 13 с лишним процентов во время июньских выборов в парламент, когда курды и прочие нацменьшинства отобрали у ПСР около 90 депутатских мест, лишив ее былой монополии в политической жизни страны. Именно Демирташ со своими сторонниками помешали эрдогановской команде осуществить план по преобразованию государства и общества, а также по превращению Турции из парламентской в президентскую республику с сильной исполнительной властью.
Как бы то ни было, с момента радикальной оппозиционности курдских политиков более 100 турецких солдат и полицейских погибли из-за нападений боевиков из РКП. Возбуждение уголовного дела против Демирташа открывает перспективу преследования и других фигур из ДПН, с тем чтобы уменьшить влияние этой партии среди курдов и, возможно, даже уничтожить ее.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Ильгар Велизаде, Салахатдин Демирташ и стоящие за ним в Турции и ее пределами политические силы в преддверии досрочных парламентских выборов перешли в наступление на правительство Турции:
- Благодаря антитеррористическим операциям ВС братской страны в юго-западном регионе ПСР сумела добиться расположения определенной части протестного электората. Это вызывает серьезное беспокойство у ДПН и сил, которые за ним стоят. Они боятся потерять голоса на выборах, а потому стараются как можно громче заявить о себе, чтобы заработать очки.
Однако избрав такую риторику, они явно просчитались. Она была бы актуальной и выигрышной в мае-июне - в мирное время. Сейчас это не только не работает, но и вызывает раздражение у большинства избирателей. ПСР же очень умело пользуется этим, поскольку сама ситуация подтверждает, что претензии, которые она выдвигала против Демирташа, оправданны.
Что касается возможности судебного преследования, то турецкое правительство стоит перед дилеммой. С одной стороны, они не хотят создать второго Оджалана и им вовсе не нужно, чтобы Демирташ обрел ореол мученика. Кстати, в сентябре 2010 года он был приговорен к 10 годам тюремного заключения за предполагаемые связи с КРП, но был освобожден с сокращением срока до 5 лет условно. Видимо, потому ему и дали тогда условный срок, чтобы не делать из него героя.
Хотя, с другой стороны, Демирташ не имеет твердых принципов. Это чистейшей воды «прагматик», который делает все не во имя «цели», а лишь для своего имиджа. Ради этого он готов даже сесть - для повышения рейтинга.
На сегодняшний день лидером курдов является Оджалан. Теперь же обладать ореолом мученика жаждет Демирташ. Сегодня очень много спекуляций на тему гражданской войны в Турции, что маловероятно. Во-первых, проводимые силовыми структурами Турции спецоперации локальны и направлены исключительно против вооруженных формирований, не затрагивая мирное население. Во-вторых, КРП не представляет собой, как это пытаются представить, движения, поддерживаемого широкими слоями курдского населения. Это разрозненные, численностью от 25 до 100 человек, вооруженные отряды, ставящие перед собой довольно узкие задачи. Они не преследуют серьезных политических целей. Их главная цель - дестабилизировать ситуацию, и ими манипулируют внешние силы. Эти группировки не представляют серьезной политической угрозы. Они, конечно, опасны, но это всего лишь бандиты.
Хотя, как я уже говорил, некоторые люди выступают в СМИ от их имени, пытаясь представить действия этих группировок в качестве организованных, системных поступков, но это не так. С другой стороны, в этом кроется сложность борьбы с ними. Если бы эти силы имели общее руководство, то его можно было бы вычислить и нейтрализовать, но такого руководства нет.
Возможно, можно говорить об эффективности такого способа борьбы РПК. Но говорить о возможности перерастания терроризма курдских сепаратистов в гражданскую войну не приходится, ибо за ними нет массовой поддержки населения.
Политически активная часть курдского населения в местах своего компактного проживания стремится к участию в политической жизни Турции, а не к участию в войне, которую объявило правительству страны КРП. Поэтому вероятность гражданской войны ничтожна. А вот попытки развязать ее, несомненно, предпринимаются, причем наиболее активны здесь внешние силы.
Кстати
Генеральная прокуратура Турции начала расследование в отношении Демирташа из-за его высказываний на пресс-конференции в Диярбакыре по статьям «Оскорбление турецкого народа и государства, государственных органов и структур», «Призыв к противоправным действиям», «Унижение чести и достоинства президента» и «Пропаганда в пользу террористической организации».
В Генеральную дирекцию по уголовным делам Министерства юстиции для представления в Президиум Великого национального собрания Турции отправлен запрос с ходатайством о выдаче санкции на проведение следственных действий и лишении депутатской неприкосновенности Селахеттина Демирташа, согласно 83-й статьи Конституции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать