• суббота, 20 Апреля, 00:23
  • Baku Баку 15°C

Человек, олицетворявший Азербайджан

13 сентября 2015 | 11:20
Человек, олицетворявший Азербайджан

КНИЖНАЯ ПОЛКА
Удивительное чувство сопричастности к тому, чем делится Эльчин в своих воспоминаниях об этом неповторимом, по общему признанию, певце и большом артисте, охватывает, когда читаешь увидевшую недавно свет в типографии Indigo миниатюрную книгу «Mен гедирем, аглама…» («Я ухожу, не плачь…»). Всего-то на 136 страничках издания, каждая из которых составляет 38 на 45 миллиметров, писатель сумел со свойственным его литературному стилю лиризмом представить замечательный образ нашего современника, увы, ушедшего из жизни уже более четверти века назад, в 1989 году, не дожив даже до своего 75-летия…
«Рашид Бейбутов - это лицо культуры современного Азербайджана», - сказал когда-то о любимом миллионами людей во всем мире незабвенном артисте Ильяс Эфендиев, видный азербайджанский писатель и драматург. Его слова по праву стали эпиграфом к воспоминаниям Эльчина. А рядом с ними - портрет великого певца, с которого он смотрит на нас с доброй лукавинкой…
Думаю, абсолютно прав Эльчин, утверждая, что не только он, но и любой другой азербайджанец может стать автором воспоминаний о Рашиде Бейбутове, независимо от того, был или не был знаком с ним лично: ведь этот несомненно выдающийся человек вошел в жизнь каждого из нас, и искусство его стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Наверное, именно потому всегда приятно прочитать о своем кумире, обогатиться, возможно, даже какой-то новой информацией, проникнуться новыми чувствами. И, разумеется, когда эту информацию, эти чувства дарит нам писатель такого уровня как Эльчин, писатель романтического склада, они не могут не лечь на душу, они обязательно рождают новые мысли, новые ощущения…
Автор воспоминаний, с которыми знакомит нас представляемая миниатюрная книга, по его собственному признанию, не считает себя близким другом Рашида Бейбутова - сказывалась довольно солидная разница в возрасте. Однако этот завоевавший мировую славу артист всегда присутствовал в его жизни, и не только как всеобщий любимец, истинный сын своего народа, но и как человек, с которым сложились теплые отношения у его отца - Ильяса Эфендиева. Они часто перезванивались, и в то время еще школьнику Эльчину запомнились их разговоры, в которых они часто вспоминали Карабах, и в первую очередь - Шушу, свою родину…
О чем бы ни рассказывал Эльчин в своих воспоминаниях - о случайной ли встрече с Рашидом Бейбутовым в Москве, о довольно частых телефонных переговорах с ним в период, когда Эльчин возглавлял в республике общество «Вэтэн», или о встречах в Союзе писателей, куда Бейбутов нет-нет да захаживал, чтобы повидаться с другом своим Имраном Касумовым, - каждое его слово буквально пронизано теплотой и любовью к великому певцу. И, конечно же, огромной гордостью своим знаменитым земляком, которого он наделил высоким статусом Маэстро…
Знакомишься с воспоминаниями Эльчина, и в ушах словно звучит неповторимый бейбутовский голос: «Гирдим ярын бахчасына, чичеклер ачмыш…». Какая бы песня ни звучала в исполнении этого воистину великого мастера - «Яр бизе гонаг геледжек…», «Гюль оглан», «Гезялим сенсен» и другие, - пишет Эльчин,- проникая в недра наших сердец, каждая из них словно передает нам генетически живущее в ней трепетное чувство любви исполнителя к родной Шуше, к карабахской земле.
Рашид Бейбутов, читаем у Эльчина, был классиком эстрады не только как исполнитель народных песен, он по праву считается живым классиком-исполнителем также профессиональной эстрадной песни и классических сочинений азербайджанских композиторов. В его исполнении звучали произведения Гара Гараева и Фикрета Амирова, Сеида Рустамова и Джахангира Джахангирова, Ашрафа Аббасова и Агабаджи Рзаевой, Арифа Меликова, Васифа Адыгезалова, Тельмана Гаджиева… Особая творческая дружба связывала Рашида Бейбутова с такими мэтрами национальной песенной культуры, как Рауф Гаджиев и Тофик Гулиев. Помните, как звучали в исполнении великого Бейбутова «Сене да галмаз», «Севгилим», другие их гениальные творения?!
Что же касается масштабных форм вокального искусства, то и здесь Рашиду Бейбутову отведено не менее достойное место. Как невозможно представить себе Узеира Гаджибейли без Кероглу и Аскера, так трудно представить Кероглу без Бюль-Бюля, а аршинмалчы Аскера без Рашида Бейбутова. Кстати, играя роль Аскера, исполнитель воспользовался каракулевой папахой, подаренной ему отцом, ханенде Меджидом, и очень бережно, как вспоминает Эльчин, относился к ней…
Известно, что победное шествие фильма «Аршин мал алан», снятого по одноименной оперетте Уз.Гаджибейли, которая значительно обогатила репертуар Бейбутова, состоялось в первые годы после войны. Фильм демонстрировался на экранах советского и зарубежного кино, завоевывая сердца все новых и новых поклонников азербайджанского артиста во все мире. Имя Бейбутова стало синонимом Азербайджана. Сам Рашид и созданный им оркестр превратились в полномочных представителей нашей родины в целом ряде стран Азии и Европы. Эльчин вспоминает о своем визите в Китай в 1995 году. Услышав, что он из Азербайджана, китайцы, называя имя Рашида, с доброй улыбкой напевали слова из арии Аскера «Эле бенд олдум…» Трогательно, правда?..
Да, мастерство нашего обладавшего даром свыше соотечественника не знало национальных границ. С этим утверждением Эльчина нельзя не согласиться. И это вовсе не парадоксально. Напротив, между понятиями «национальный» и «общечеловеческий» существует некая диалектическая закономерность. И если бы творчество Рашида Бейбутова не было тесными узами связано со всем, что называется миром чувств его родного народа,- достаточно вспомнить исполнение им «Кучелере су сепмишем…» или «Гой гюлюм гелсин, ай нене…», - он не смог бы так проникновенно исполнять песни еще и арабские, индийские, итальянские…
Несколько книжных страничек автор воспоминаний посвятил рассказу о состоявшейся в Театре оперы и балета премьере оперы Фикрета Амирова «Севиль», превратившейся в большой праздник. И не только потому, что слушателей буквально покорила музыка любимого композитора, но еще и потому, что образ главного героя произведения был создан Рашидом Бейбутовым. По-моему, бейбутовский Балаш так до сих пор и не превзойден: ведь артист не роль играл, он жил на сцене. Эльчин вспоминает, как после прозвучавшей в исполнении Бейбутова известной арии Балаша «Гер не гюнляря галдын, оз джазандыр, чек, Балаш…» затаивший дыхание зал буквально взорвался шквалом аплодисментов.
«Я до сих пор, - пишет Эльчин, - очень сожалею, что наряду с эстрадой Рашид Бейбутов не продолжил свой творческий путь также в качестве солиста оперы…».
Впрочем, вот что однажды сказал по этому поводу автору воспоминаний сам Бейбутов: «Но ведь я и без того Рашид…».
Что ж, этому не возразишь. Рашид Бейбутов, которого весь мир знает и помнит, был колоритной личностью, истинным азербайджанцем, будто родившимся аристократом, мастером, соединившим в себе национальную культуру Азербайджана с европейской культурой. Великий новатор и импровизатор, он умел придать исполняемым им произведениям какую-то особую окраску, умел дойти до сердца каждого слушателя.
В последние годы жизни Рашид Бейбутов создал Театр песни, вместе с, увы, ушедшим из жизни Рафигом Бабаевым разрабатывал новый репертуар, встречался не только с композиторами, но и с авторами текстов песен, не гнушался, по свидетельству назначенного тогда министром культуры Полада Бюльбюльоглу, заниматься даже сугубо хозяйственными вопросами. «Увидите, какой это будет театр, мой театр!», - говорил он.
У него были большие творческие планы на будущее, однако им, к сожалению, не довелось сбыться. 9 июня 1989 года Рашид Бейбутов внезапно ушел из жизни. Так распорядилась судьба.
Но сколько бы ни жила азербайджанская музыка, сколько бы ни звучала «Карабахская шикесте» в устах юных карабахских соловьев, столько будет жить и Театр песни Рашида. И не в здании, которое он так трепетно обустраивал, - он будет вечно жить, этот бейбутовский театр, в сердце народа…
К воспоминаниям о любимом артисте, ставшем гордостью Азербайджана, Эльчин обращался дважды: в связи с 80-летием Рашида Бейбутова и вот недавно, когда страна отмечала 100-летие со дня рождения своего выдающегося сына. Эти заметки и составили книгу, изданную в миниатюрном формате по инициативе единственного в мире Музея миниатюрной книги, а вернее - его создателя, заслуженного работника культуры Азербайджана Зарифы Салаховой, при спонсорской поддержке Министерства культуры и туризма. В книге более 45 цветных фотографий, иллюстрирующих богатую событиями и интересными встречами жизнь великого артиста. Вглядываешься в снимки, и кажется, что Рашид вот-вот заговорит и ты услышишь из его уст какие-то очень «вкусные», характерные только для карабахцев слова и выражения…
За годы нашей жизни без Рашида Бейбутова не стало, увы, также многих из тех, с кем он рядом жил и работал и кто был неотделимой частью и нашей жизни. Думая об этом, признается Эльчин, он будто слышит голос Рашида»: «Пенджеряни баглама, ай бери бах, бери бах, Мен гедирем, аглама, ай бери бах, бери бах… Гедиб, ене гелярям, ай бери бах, бери бах…»
…Как же горько, сокрушается автор воспоминаний, а вместе с ним и мы, читатели, что ушедшие из жизни возвратиться к нам могут лишь в прекрасных песнях…
Эльмира АЛИЕВА
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать