• пятница, 29 Марта, 17:37
  • Baku Баку 14°C

Последний генерал рода Кенгерли - Часть IV

08 сентября 2015 | 17:25
Последний генерал рода Кенгерли - Часть IV

Если Азербайджан заботится о своем суверенитете, полной свободе, он в первую очередь должен думать о собственной национальной армии, национальных офицерах. Обо всем этом я думал. Двадцать пять лет назад я высказал мысль о создании не имеющей аналога специализированной военной школы. Мы создали эту школу. Действительно, спустя двадцать пять лет с того времени в числе прочих дел я сам высоко оцениваю этот шаг, эту инициативу.
Гейдар АЛИЕВ
1990 год

ЛЕТОПИСЬ
ЧАСТЬ IV
Вопрос: Неправда! На протяжении всего периода вы поддерживали связь с Алигейдаром Гараевым и продолжали вести антисоветскую деятельность.
Ответ: Да, действительно, связь с Гараевым я поддерживал, имел с ним несколько встреч чисто случайного характера, но какой-либо антисоветской деятельности не вел. Это я категорически утверждаю.
Вопрос: Предлагаем, Нахчыванский, прекратить ваши философские рассуждения. Нам хорошо известна ваша деятельность в Москве с 1931 года и по день ареста. Приступайте к показаниям о своей антисоветской деятельности в период 1931 года.
Ответ: После освобождения из-под ареста и прибытия в Москву, я в 1931 году возобновил свою контрреволюционную деятельность. В эту работу вовлек меня бывший секретарь ЦК АКП(б) Алигейдар Гараев, работавший с 1930 года в Москве.
Встреча моя с ним произошла зимой 1931 года у него на квартире, куда он меня пригласил, когда мы встретились на похоронах бывшего начальника политотдела Аздивизии Алекперова.
Подробности разговора я не помню, но они сводились к тому, что он уговаривал меня продолжить мою контрреволюционную работу. Гараев указывал, что ныне существующий Азербайджанский национальный центр, не в пример разгромленному в 1930 году, представляет мощную организацию и задуманное этой организацией дело является верным. Об этом можно судить по тем лицам, которые входят в эту организацию.
Вопрос: Кого из участников Азербайджанской националистической организации вам назвал Гараев?
Ответ: Гараев назвал мне следующие фамилии: Рухулла Ахундов, Мирза-Давуд Гусейнов, Газанфар Мусабеков, Гусейн Рахманов, Дадаш Буниатзаде, Гамид Султанов, Джабиев, Ахундзаде, Эфендиев, Талыблы и другие. Я дал свое согласие, и на этом наша беседа прекратилась. Нужно сказать, что большинство фамилий он мне назвал после того как я дал свое согласие работать с ним.
Вопрос: С какими контрреволюционными формированиями блокировалась ваша националистическая организация?
Ответ: В 1931 году мне от Гараева стало известно, что Азербайджанский национальный центр связан с правотроцкистским центром.
Вопрос: В чем заключалась связь Азербайджанского национального центра с правотроцкистским блоком?
Ответ: При информировании меня о связи Азербайджанского национального центра с правотроцкистским блоком Гараев указал, что переговоры велись им - Гараевым, Рухуллой Ахундовым и Мирза Давудом Гусейновым с представителями правотроцкистского центра Бухариным и Рыковым. В результате этих переговоров удалось добиться соглашения о совместной работе. Совместная работа должна была заключаться в совместной борьбе с парти¬ей и правительством, а также согласии на отделение Азербайджана от Советского Союза.
В совместной борьбе с партией и правительством роль АНЦ должна была заключаться в организации вредительства во всех областях народного хозяйства (главным образом - нефтяного хозяйства) и в подготовке восстания в Азербайджане.
Постоянную связь между этими центрами осуществлял Гараев, который с 1930 года постоянно жил в Москве.
Вопрос: О чем еще информировал вас Гараев при встрече?
Ответ: В той же беседе Гараев информировал о программе Азербайджанского национального центра, которая сводилась к свержению советской власти в Азербайджане, установлению буржуазно-демократического строя и отделению Азербайджана от Советского Союза. Осуществление этой цели предполагалось при помощи вооруженного восстания, которое должно было быть приурочено к моменту войны с одним из сопредельных государств. Причем мыслилось не изолированное выступление в Азербайджане, а совместное выступление с Грузией и Арменией. Нужно сказать, что в тот период (1931 год) полностью этой договоренности не было.
Вопрос: Когда была осуществлена договоренность Азербайджанского национального центра с националистическими организациями в Грузии и Армении и через кого именно?
Ответ: Начало этих переговоров относится к 1931 году. Для организации вооруженного восстания АНЦ располагал силами Азербайджанской дивизии, а также местного населения, среди которого велась соответствующая работа. По словам Гараева, в Армении и Грузии в армии также ведется большая работа, и Гараев говорил, что национальные дивизии в этих республиках будут основной силой при организации вооруженного восстания. Основная ставка в этих республиках делалась на вооруженное выступление местного населения.
Национальные центры Грузии и Армении возглавляли Элиава, Орахелашвили, Тер-Габриелян. Работа среди местного населения заключалась в соответствующей агитации против советской власти, в вербовке наиболее влиятельных лиц в деревне, секретарей райкомов и председателей райисполкомов. К этой же работе нужно отнести наличие в руках населения большого количества оружия и военное обучение через армию и «Осоавиахим» большого процента лиц, которые не должны призываться (дети кулаков и т.д.)
Вопрос: Расскажите о вашей роли в Азербайджанском национальном центре.
Ответ: Не то в конце 1932 года, не то в начале 1933-го на квартире у Гараева между нами произошла беседа, в ходе которой он указал, в чем конкретно должна выражаться моя работа в Азербайджанском национальном центре.
В этой беседе Гараев сказал, что через Бухарина АНЦ установил связь с военным центром и представители Азербайджанского национального центра (Гараев, Ахундов, Гусейнов) вели переговоры с представителями этого центра (Тухачевским и Корком).
Договоренность АНЦ с военным центром заключалась в том, что военный центр должен всячески содействовать вооруженному восстанию в Азербайджане, конкретно это должно выражаться в задержке войск для отправки на подавление вооруженного восстания и выводе русских частей из Азербайджана. Здесь же Гараев указал, что я должен буду поддерживать связь между ним, как представителем Азербайджанского национального центра в Москве, и Корком, как представителем военного центра.
Связь с Корком подразумевала регулярное информирование его о ходе подготовки восстания в Азербайджане, руководстве со стороны военного центра ходом подготовки восстания. Сведения эти я должен был получать от Гараева и через Корка информировать Тухачевского.
Вопрос: Вы связались с Корком?
Ответ: Да, связался. Недели через две после разговора с Гараевым я зашел к Корку. Разговор этот происходил в его служебном кабинете в штабе Московского военного округа. Корк принял меня очень любезно и сказал, что Гараев проинформировал его о цели моего посещения.
Вопрос: Расскажите подробно о вашем разговоре с Корком и о том, какие задачи он поставил перед вами.
Ответ: Корк в разговоре сказал, что в основном моя роль должна заключаться в информировании его о ходе подготовки вооруженного восстания в Азербайджане и осуществлении руководства военным центром ходом подготовки восстания.
Каким способом должна была осуществляться эта связь, я уже сказал. Далее Корк мне повторил то, о чем Тухачевский и он договорились с АНЦ, а именно: что восстание должно было быть приурочено к началу войны с одним из сопредельных государств, а если потребуется, в срок, который укажет военный центр.
Также он сообщил директиву военного центра о том, что вооруженное восстание должно быть подготовлено так, чтобы оно могло начаться повсеместно и одновременно, а не в отдельных районах.
Вопрос: Расскажите, какую работу в исполнении директив правотроцкистского центра и Тухачевского проделал Азербайджанский национальный центр?
Ответ: При следующей встрече с Гараевым весной 1935 года у него же на квартире он подробно проинформировал меня относительно положения в Азербайджане. Гараев указал, что дела идут блестяще, что благодаря вхождению в Азербайджанский национальный центр таких авторитетных лиц, как Мусабеков, Рахманов, Рухулла Ахундов, Эфендиев и других, вербовка протекает весьма успешно. Он указал, что завербовано большинство руководства районов (секретари райкомов и председатели райисполкомов).
В этой же беседе он указал, что удалось проделать большую работу в армии. В Азербайджанский национальный центр завербована не только большая часть высшего и среднего начсостава Аздивизии, но, что очень важно, большой процент политсостава.
Из лиц, завербованных по дивизии, он назвал командира дивизии Гамбая Везирова, начальника штаба дивизии Ибрагимова, военкома дивизии Джабира Алиева, председателя трибунала Аздивизии Тагиева. По фамилии он всех не знал.
По сведениям Гараева, вербовка продолжается и есть надежда охватить не только высший и старший начсостав дивизии, но и средний начсостав. На мой вопрос Гараеву: должен ли я связаться с командованием дивизии и следить за работой, он ответил, что этого делать не надо, так как вызовет недовольство со стороны командира дивизии Гамбая Везирова.
Продолжение следует
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке,
военный публицист

banner

Советуем почитать