• пятница, 19 Апреля, 13:35
  • Baku Баку 25°C

Женщины, вино и красивое кино

08 сентября 2015 | 17:04
Женщины, вино и красивое кино

CİNEMA
Известный режиссер-постановщик Кянан Мусаев последние месяцы работал над полнометражным художественным фильмом «Zaman» adlı qatar» («Поезд под названием «Время»). Несмотря на то, что съемки еще не завершены и оторвать режиссера от работы практически невозможно, он все же согласился рассказать читателям газеты «Каспiй» о своей новой картине.
- Вы завершаете работу над полнометражной лентой. Кому принадлежит замысел фильма и в каком жанре он исполнен?
- Идея картины взята из реальной жизни. Этот случай произошел в 2007 году, и уже тогда я рассказал об идее его экранизации нашему сценаристу Наргиз Багирзаде. Но тогда мы решили оставить его реализацию до лучших времен. По поводу жанра скажу честно: мы планировали снять обычную мелодраму, а в итоге получилась целая серьезная драма.
- Драма судеб?
- Да, в основном речь идет о судьбе одного ребенка. Идея фильма оригинальна и необычна, она показывает, что иногда и в жизни случаются чудеса.
- В какое время разворачиваются события, где вы снимали и сколько времени занял процесс работы над фильмом?
- Это наши дни. А снимали мы в Баку, Мардакяне и Зугульбе. В данный момент съемки уже завершены, идет процесс монтажа и озвучивания. В общей сложности мы снимали все лето, а подготовительный процесс начался еще весной.
- Расскажите о творческой группе, занятой в работе над фильмом.
- Тут мне повезло - подобрался очень удачный творческий состав. Я более чем доволен съемочной группой. Автор сценария - Наргиз Багирзаде, оператор-постановщик - Юрий Варновский, композитор - Инара Расулова. А также наши актеры во главе с легендой азербайджанского кино, народной артисткой Гамидой Омаровой. Кроме того, у нас задействован известный кинорежиссер Аяз Салаев, который проявил себя и как хороший актер, несмотря на то, что выступать в данном амплуа ему ранее не приходилось. Отлично справились со своими ролями Оксана Расулова, Вюсал Муртузалиев, Мурад Мамедов, Кенуль Нагиева, Сугра Багирзаде, Ильхам Аскеров, Эльхан Гулиев, Аскер Рагимов, Шахрияр Абилов и другие.
- Любой режиссер, начиная работать над картиной, приблизительно знает, каким будет его зритель, кому она адресована и почему. Что вы можете сказать о своей ленте?
- Если честно, я часто задавал себе эти вопросы и понял, что фильм будет интересен людям среднего и пожилого возраста. Но сказать абсолютно точно и угадать на все сто очень трудно. Есть истины, которые значимы для всех поколений. Тема-то у нас вечная - любовь, семья, мать, ребенок… Поэтому, думаю, каждый сможет найти что-то для себя в этой картине.
- Я так понимаю, она заставляет задуматься, а находите ли вы в ней ответы на извечные вопросы?
- Полагаю, что заставить людей задуматься - это уже хорошо, а вот найти ответы… Знаете, есть вопросы, на которые человечество не может найти ответы до сих пор. Но главное, чтобы зритель почувствовал саму идею: любовь творит чудеса.
- Этот фильм рассчитан на массового зрителя?
- Да. Я не думаю, что массовый зритель должен смотреть только комедии, но и не утверждаю, что мы сможем удивить его.
- Планируете выставлять этот фильм на фестивали, конкурсы, или говорить об этом пока рано?
- О фестивалях пока не думал, но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…
- У вас задействованы как именитые актеры, так и новички, работа для которых в вашей картине стала первой. С какой из этих категорий режиссеру сложнее находить общий язык?
- С новичками, конечно, труднее, но иногда они привносят больше естественности в фильм.
- А что стало самым трудным?
- Сложностей было много. Не всегда все получается так, как задумано, бывают организационные проблемы, но больше всего меня волновал настрой съемочного коллектива. Очень многое зависит именно от этого.
- И как вы поддерживали настрой - кто-то помогал?
- Особых методов у меня нет, но мне очень помогала мама. Кроме того, большую моральную поддержку оказали Гамида ханым и Аяз Салаев, которые успокаивали меня, призывали поверить в результат, а это очень важно.
- Изначально вы не верили в результат?
- Верил, конечно, но действительно переживал. Мне очень трудно угодить самому себе, вот в чем дело.
- Говорят, многие режиссеры очень жестки в работе и с позицией актеров не считаются… А вы?
- Я очень требователен к себе, но все утверждают, что я - добрый режиссер. Многие даже ругали меня за это. Считается, к примеру, что на съемочной площадке шутить нельзя, а вот я не мог сдержаться и часто разряжал таким образом обстановку.
- Что является залогом хорошей картины - известные актеры, хороший сценарий, спонсоры, идея?
- Я считаю залогом успеха вдохновение. Оно нужно всей группе, но именно режиссер должен быть его зачинателем.
- Вы сказали, что история, положенная в основу фильма, реальна. То есть первичной была именно она, а затем уже появился сценарий?
- Да, именно так. Я эту историю носил в голове лет восемь, не меньше.
- Удалось ли воплотить задумку?
- Не совсем. Я видел этот фильм совсем по-другому. Тут дело в моей самокритичности. Думаю, мог бы снять его лучше. Человеку всегда кажется, что он способен на большее. Но главное, по-моему, это верить в любовь. Это одно из лучших проявлений Всевышнего. По сути, Бог и есть любовь...
- Какие фильмы более всего повлияли на ваше становление?
- Есть картины, которые я пересматриваю каждый месяц. Кстати, и всем их рекомендую. Это «Апокалипсис» Мэла Гибсона, «Куда приводят мечты», «Утомленные солнцем». А еще я люблю иранское кино.
- Во время съемок вы советуетесь с кем-то - может быть, есть наставник, критик или вдохновитель?
- Я не то чтобы советуюсь, просто рассказываю близким об идее. А вот при визуализации картины уже ни с кем не советуюсь, стараюсь все делать так, как вижу сам. А вообще, кино - коллективный труд. До прихода на площадку вся работа расписывается и обсуждается с оператором, художником... С первого же дня я сказал своей группе, что диктата режиссера у нас не будет, и мы смело делились идеями... Хотя иногда советы мешают.
- Вы сказали, что снимать кино очень сложно…
- Снимать кино сложно, потому что человеку приходится переносить свои мысли, принципы и свою идею почти как художнику на холст. Боишься что-то упустить, поскольку фильм - как дитя, которое растет у тебя на глазах, он как бы частичка тебя. И хотя у меня нет детей, я знаю, как родители трепещут над своим чадом.
- А если говорить о технической стороне? Сегодня ведь и оборудование на грани фантастики, и компьютерные программы… Облегчает ли все это ваш труд?
- Я бы не сказал, что облегчает, - просто открывает новые горизонты, но при этом и ставит новые требования. Кино, прежде всего, это - мысль и игра актера. Спецэффекты - лишь сопутствующий, вспомогательный момент.
- А в своей новой картине вы прибегаете к компьютерной графике?
- Да, но не ради эффекта. На мой взгляд, некоторые режиссеры слишком увлекаются этим. В нашем фильме в одном эпизоде герой попадает в мир своих воспоминаний, и вот этот переход мы и показали при помощи компьютерных программ. Он выглядит как эффектная трансформация во времени. А в целом фильм снят очень просто. Жизнь намного интереснее, чем любой спецэффект.
- В последнее время картины, выпускаемые нашими режиссерами, сплошь комедии. Это от того, что им весело живется?
- Нет, просто многим кажется, что комедия - самый легкий жанр. Хотя на самом деле снять хорошую комедию намного труднее, чем любое другое кино. После фильмов Эльдара Рязанова или Гайдая этот жанр на такой высоте, что опускать планку не стоит.
- В дальнейшем вы продолжите осваивать жанр мелодрамы или хотите попробовать что-то новое?
- О комедии я тоже думал, и если будет возможность, обязательно сниму такой фильм. Но, повторюсь, планка в этом деле должна быть гораздо выше того, что мы нередко наблюдаем сегодня. Хорошее кино - как женщина, от него не устаешь, оно вдохновляет, хотя и создает проблемы. Потому я и считаю, что хороший режиссер должен любить женщин, вино и красивое кино…
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать