• пятница, 19 Апреля, 14:56
  • Baku Баку 25°C

Плавный баланс

02 сентября 2015 | 11:03
Плавный баланс

КОНТЕКСТ
Национальная валюта Азербайджана, хоть и незначительно, продолжает укрепление по отношению к американскому доллару. На фоне февральской девальвации это положительный симптом, призывающий вкладчиков больше доверять местной банковской системе.
Снижение курса основной мировой валюты в глобальном масштабе привело к тому, что этот показатель снижен и по отношению к манату, но не настолько, чтобы повторилась ситуация в начале года, когда наблюдалось резкое падение биржевых цен на углеводороды.
Ныне Центральный банк абсолютно контролирует валютные процессы, так что нам пока не приходится задумываться об укреплении маната на законодательном уровне, определив для него твердый коридор. Тем более что наша страна имеет солидный регулятор в виде валютных резервов, которые можно собирать либо тратить в зависимости от финансовой ситуации.
Вообще-то, валюта, по возможности, должна быть гибкой и соответствовать соотношению спроса и предложения, и ее нельзя постоянно поддерживать административными методами. Именно благодаря плавному курсу и привязке маната к бивалютной корзине то, что происходит с курсом доллара и евро, в целом не отражается на населении Азербайджана.
Февральские события показали, что необходимо строго контролировать монополистов и финансовых спекулянтов, которые еще до девальвации начали завышать цены в несколько раз. Особенно это отразилось на аптеках, что особо отметил Президент страны Ильхам Алиев во время заседания Кабинета министров.
По большому счету, девальвация маната не сильно повлияла на производственный сектор Азербайджана, поскольку она была оправданной и рассчитанной на конкурентные возможности в производственной сфере, особенно в аграрном секторе. Кроме того, национальное правительство намерено, пользуясь возникшей благоприятной ситуацией, углублять диверсификацию экономики, при этом особое внимание будет отдано развитию частного сектора, а также реализации инфраструктурных проектов.
Кстати, с целью развития частного сектора уже началось выделение по линии Национального фонда поддержки предпринимательства льготных кредитов по максимально низким процентам, что будет основным приоритетом в ближайшие годы. Что касается диверсификации, в основном, развития ненефтяного сектора, несмотря на продолжающийся мировой кризис, эта сфера экономики в этом году уже укрепилась на 7%, а рост экономики в целом пока составляет 5,3% при ожидании еще большего оживления к концу года.
Напомним еще об одном факторе - после обретения независимости в экономику Азербайджана было привлечено примерно $200 млрд. только в виде прямых инвестиций, половина которых на счету иностранных частных и правительственных компаний. Только в прошлом году этот показатель составил $27 млрд., из них 70% - местные инвестиции. Так что в глазах мировой общественности наша страна - надежный партнер, непосредственно заинтересованный в привлечении иностранных инвестиций, для чего созданы все необходимые условия.
Более того, в Азербайджане работают все законы рыночной экономики, что можно наблюдать также по отношению к курсу маната. Укрепление курса маната, безусловно, обусловлено притоком в страну иностранной валюты. В предыдущие годы правительство успешно предотвращало чрезмерное повышение этого показателя посредством «специального механизма» - Государственного Нефтяного Фонда, куда и направляется значительная часть валюты с тем, чтобы избавить макроэкономику от перегрева, аналогичного «голландскому синдрому».
Естественно, нет смысла сравнивать местную экономику с крупнейшим по объему китайским аналогом, однако было бы уместно проследить падение юаня и последствия этого процесса для всего мира. Инвесторы по всему миру пристально следят за действиями Федеральной резервной системы (ФРС) США, ожидая, что ФРС завершит эпоху предельно низкой ключевой ставки на фоне возрождения американской экономики. Однако было бы лучше, если бы они отслеживали ситуацию в Поднебесной, которая все же гораздо больше влияет на движение капитала и глобальную экономическую активность.
Так, решение Народного банка КНР девальвировать юань будет иметь глобальные последствия как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, так как оно безусловно поспособствует еще большему усилению конкурентоспособности китайского экспорта на фоне стремительного замедления роста экономики страны. Между прочим, массивнейшая в мире экономика показывает минимальный уровень роста за последние шесть лет, потому эксперты полагают, что в будущем ситуация может еще больше усугубиться.
По существу, Китай экспортирует дефляцию в США. По мнению многих мировых аналитиков, американскому ФРС предстоит найти не только приемлемое, но и изящное решение, чтобы дезавуировать сигналы о том, что на его сентябрьском заседании будет увеличена ключевая ставка - впервые с начала финансового кризиса в 2008 году. С точки зрения заокеанских производителей и экспортеров, КНР, по сути, провела ужесточение монетарной политики, так необходимое американской экономике.
Небольшое вроде сопоставление маната и юаня - наглядный пример того, к чему можно прийти в случае зависимости экспорта преимущественно от одной страны - потребителя (не секрет, что американцы тратят на китайские товары десятки миллиардов баксов в год). В этом плане Азербайджан, абсолютно не зависящий ни от одной экономики в мире, находится в гораздо более выигрышной ситуации, и ему нет надобности опасаться обвала экономики из-за маневров со стороны внешних игроков.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать