• четверг, 28 Марта, 19:55
  • Baku Баку 13°C

Жертвы шахского режима

09 августа 2015 | 12:04
Жертвы шахского режима

ИСТОРИЯ
12 декабря 1945 года народное движение в Южном Азербайджане обрело более организованный характер. Созданное под руководством Сеида Джафара Пишевари правительство народ воспринял с восторгом. Офицеры-азербайджанцы, готовые сражаться до последней капли крови, наконец добились создания Национальной армии.
Военные силы США, Англии и Ирана с первых дней возникновения движения «21 Азер» готовили нападение на Азербайджан. Тысячи соотечественников, способных держать в руках оружие, добровольно шли на фронт, чтобы защитить родину. 11 декабря 1946 года армия Ирана, объединившись с отрядами жандармерии, вступила на территорию Азербайджана. По указанию США и Англии шахские войска вырезали более 20 тысяч азербайджанцев.
В Зинджане, Мияне, Реште и других городах военные силы фидаинов вели тяжелые бои. Во второй половине декабря 1946 года 25 тысяч сыновей Азербайджана героически сложили головы в боях с бандитскими формированиями Ирана. Это в основном были офицеры и солдаты Национальной армии. Большинство из них безжалостно расстреляны шахским режимом Ирана.
Полковник Агахи Мухаммед получил среднее образование в городе Тебриз. Вместе с семьей переехал в Тегеран, где окончил Высшую военную летную школу. За короткое время благодаря своей отваге прославился в иранской армии как летчик-ас. В 1936-1945 годах служил в воздушных силах иранской армии. Регулярно выступал с резкими статьями, разоблачавшими фашизм и его сторонников в Иране.
В 1945 году в связи с участившимися гонениями в отношении свободомыслящих офицеров, служащих в рядах шахской армии, перешел к подпольной деятельности. Чтобы бороться против жестокого шахского режима, вернулся в Тебриз и вступил в ряды Азербайджанской демократической партии (Аzərbaycan Demokrat Firqəsi).
Агахи Мухаммед непосредственно участвовал в создании отрядов фидаинов в Азербайджане, в частности в Сарабской и Гарадагской областях, а также в освобождении от захватчиков Гарадагской области, на деле показав свои воинские навыки.
В 1946 году Верховный Совет Азербайджанской Республики, учитывая высокие заслуги Агахи Мухаммеда в армии Южного Азербайджана, военные знания и умения, наградил его медалью «21 Азер» и присвоил звание полковника.
В сентябре 1946-го на Миянинском фронте, сражаясь против шахской армии, он был взят в плен силами противника, превосходившими в численности и военной технике. Он отклонил весьма заманчивое предложение хитрого врага, за что поплатился жизнью. Во время казни отважный сын Азербайджана не позволил завязать себе глаза и встретил смерть достойно, сказав напоследок: «Да здравствует свобода азербайджанского народа!».
Полковник Агахи Мухаммед был не единственным среди казненных участников борьбы против шахского режима в Южном Азербайджане. Из документов явствует, что шахские войска, вероломно вторгшиеся в декабре 1946 года на территорию Азербайджана, расстреляли, повесили, уничтожили 45 тысяч наших соотечественников.
Деспотичный шахский режим предал смерти мужественных полководцев, среди которых генерал Абулькасым Азими (1903-1947), генерал Мирза Раби Кябири (1889-1947), полковник Гуламрза Джавидан (1911-1947), полковник Джафар Султан Азад (1917-1947), приказчик Дадаш Тагизаде (1902-1947), командир фидаинов Джафар Гахрамани (1912-?), приказчик Мирказым Алам (1899-1947), приказчик Халил Азербадегани (1904-1947), командир фидаинов Шейх Полад Ахмеди (1886-1946), депутат Национального собрания, заместитель министра внутренних дел Нурулла Егани (1878-1947), командиры фидаинов Гулу Субхи (1907-1944), Мамедэмин Азадветан (1905-1947), Абдулсамед Имрани (1885-1947) и др.
Один из руководителей восставших - доблестный генерал Абулькасым Азими перед казнью гордо бросил в лицо палачам: «Можете быть уверены, каждый свободолюбивый азербайджанец завтра станет генералом Азими. Опасайтесь народного гнева! Будущие поколения отомстят вам за пролитую кровь и совершенные зверства!»
Были снесены памятники национальным героям Саттархану и Багирхану. В течение одного года в азербайджанских селах закрылось более двух тысяч школ на родном языке, сожжены библиотеки и рукописи на азербайджанском языке. В 1945-1946 годах в рядах народных войск насчитывалось восемь генералов, четырнадцать полковников и более трехсот офицеров среднего и младшего состава. В армии служили восемь тысяч фидаинов, десять тысяч воинов-гызылбашей.
Перед казнью стойко принявший смерть полковник Гуламрза Джавидан мужественно изрек последние слова: «Сегодня вы не позволяете моему голосу вырваться из сердца. Но во всем мире будет возвышаться голос, призывающий угнетенные народы к обретению своих прав. Вы же будете бессильны подавить этот громогласный голос».
Прочитавший слова бессмертного полковника Джавидана в газете «Коммунист» (23 апреля 1949 г.) Самед Вургун в том же издании выступил со статьей «Слава героям!». Народный поэт писал: «Брат мой! Слава твоей убежденности, ощущаемой в твоей душе революционной романтике, вере в счастливое будущее человечества! Слава твоему голосу, который будет доноситься из далекого прошлого и будущего, с достоинством прорывающемуся сквозь ураганы и бури, слава твоей жизни и воле к борьбе! Слава вскормившей тебя грудью матери, азербайджанской земле, давшей вдохновение стихам Низами и Физули, силу мечам Бабека, Кероглу, Саттархана!»
При написании этих строк в сердце поэта родились стихи, посвященные полковнику Джавидану.
Это - письмо отважного офицера Гасана Гасими, написанное отцу - Юсифу Гасими из тебризской тюрьмы: «Дорогой отец! Мы, невинные офицеры-патриоты, сдались, поверив правительственной декларации. К сожалению, правительство в Тегеране нарушило свое обещание и приговорило нас к казни. Завтра мы с сердцем, полным любви, уверенной поступью направимся навстречу смерти. Мое последнее фото возьмите на память у корреспондента газеты Агали Хадима. Стойко перенесите обрушившуюся на меня беду. И напоследок говорю: победа за нами! Да здравствует свобода! Целую ваши руки и прощаюсь навечно. Ваш не достигший желаний и безвинный сын Гасан Гасими».
А вот последние слова перед казнью полковника марагинского гарнизона Гулу Субхи: «Недолго простоит это шаткое здание. Такие кровавые методы управления не могут длиться вечно».
После этих слов Субхи поднимают на виселицу и накидывают петлю на шею. Веревка тотчас обрывается, и полковник Гулу Субхи, вскочив на ноги, яростно кричит: «Палачи! Теперь вы поверили моим словам?! Даже веревка на вашей виселице непрочна, она сгнила. Родина-мать ты моя, Отчизна. Живи вечно, Азербайджан…». Это были последние слова полковника.
Последнее слово доблестного фидаина Дадаша Тагизаде: «Я - преданный сын Азербайджана. Смотрите, с высоко поднятой головой отдаю жизнь за свободу азербайджанского народа. Не думайте, что после гибели моей и моих товарищей вам удастся задушить свободу. Без всякого сомнения, предавшие нас суду и приговорившие к казни преступники будут держать ответ перед судом народа».
Палачи шахского режима безжалостно расстреляли на глазах у матери молодого строевого офицера Сади. Подвергли ожесточенному обстрелу дом самоотверженного тебризского врача Багирли. Танками разрушили дом доктора Багира за оказанное сопротивление, проволокли по улице и на глазах у детей изрешетили его тело автоматной очередью.
Пять дней в одиночестве сражалась с палачами дочь Шахсевенди - Сария. Ее обманули, пообещав помиловать, если она выйдет из укрытия и сложит оружие. Девушка поверила, а озверевшие солдаты тотчас повели ее на расстрел. Сария бросила в лицо палачам: «Это не ваша победа. История с отвращением будет вспоминать о тех, кто нарушил свое обещание. Преступники, человекоубийцы не извлекут пользы из содеянного. Сыны Азербайджана отомстят за мою гибель. Дерево свободы, пропитанное кровью шехидов, даст еще большие плоды».
А вот выдержка из статьи «Азербайджан - передовая борьбы нашего народа» участника событий, фидаина Аббаса Джафари: «Стоял сильный мороз, валил снег, преступники волочили по камням и асфальту улиц и площадей трупы героических сынов Азербайджана. Нисколько не смущаясь, обезумевшие разбойники громили очаги науки и искусства. Они опустошили, разграбили провинциальную библиотеку Анджуман, филармонию и государственный театр».
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке,
военный писатель-публицист

Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать