• пятница, 19 Апреля, 18:28
  • Baku Баку 24°C

Двойная политика

01 августа 2015 | 11:17
Двойная политика

Пожалуй, главной новостью, касающейся Ирана, к которому последнее время приковано внимание всех мировых СМИ, стало заявление замминистра иностранных дел Аббаса Аракчи о том, что при осуществлении иностранными инспекторами проверки ядерных объектов Тегеран не допустит на них представителей из США и Канады.
«Американские и канадские инспекторы не могут направляться в Иран. В соглашении по иранской ядерной программе (ИЯП) упомянуто, что инспекторы должны представлять страны, у которых с ИРИ установлены дипотношения», - сказал он, выступая по национальному телевидению.
Замминистра добавил также, что инспекторы МАГАТЭ не получат доступ к «конфиденциальным и военным документам».
Казалось бы, всего лишь уточняющая сентенция, не сообщающая ничего нового тем, кто знаком с текстом Венского соглашения, однако само по себе такое заявление и особенно то, что его тут же растиражировали все западные информагентства, лишний раз свидетельствует о том, что вовсе не так уж гладко в политическом отношении друг к другу Ирана и его западных партнеров.
К примеру, как заявил накануне профессор Монтеррейского института по международным отношениям, член совета и аналитик Центра геостратегического прогнозирования, специалист по Кавказу Гордон Хан, комментируя вопрос о возможности нормализации отношений США и Ирана после достижения ядерного соглашения, «США и Иран не придут к согласию по вопросу долгосрочного сотрудничества, затрагивающего стратегические интересы на Ближнем Востоке».
По его словам, такие интересы сторон, как право Израиля на существование, роль и долгосрочные цели Ирана в Ираке, Йемене и Бахрейне, не позволят США и Ирану прийти к согласию.
Причем хорошо осознают это как в Вашингтоне, так и в Тегеране, который уже обозначил намерение не отказываться от усиления своих вооруженных сил путем приобретения современной боевой техники у прямых конкурентов западных производителей.
Россия поставит Ирану улучшенный комплекс С-300, который в настоящее время дорабатывается специально для иранских покупателей. С таким заявлением выступил помощник российского президента по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин. «Это будет тот самый комплекс С-300, который Иран хотел получить. Времени прошло достаточно много, он частично был доработан, дорабатываются отдельные элементы», - сказал Кожин.
Напомним, что Россия приостановила выполнение этого заказа в 2010 году под давлением Запада, но Путин отменил эмбарго в нынешнем апреле, когда было подписано временное соглашение между Тегераном и мировыми державами относительно ИЯП. А в мае сообщалось о том, что Иран получит от России ракетно-зенитные комплексы прямо с завода. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже заявил, что его страна находится в смятении в связи с решением России доставить комплексы. Озабоченность также выразили власти США.
Но несмотря на эти в целом невеселые новости, отказываться от весьма перспективного экономического сотрудничества с Ираном на его же территории отнюдь не намерены представители крупного западного бизнеса, от которых, к слову, в основном и зависит финансовое благополучие их государств.
Например, как заявил аналитик рынка нефти директор компании Wimpole International Сэм Барден, несмотря на сильное падение цен на углеводороды, у Ирана есть больше шансов получить иностранные инвестиции по сравнению с другими производителями нефти.
«В условиях низких цен на нефть у Ирана больше шансов добиться успеха, чем у других производителей, благодаря дешевизне добычи нефти и газа в стране. Это значит, что Иран действительно может получить очень крупные инвестиции», - сказал Барден.
Кстати, себестоимость добычи нефти на суше Ирана (добыча составляет 70 процентов от общего объема резервов страны) равна примерно 7 долларам за баррель. С учетом того, что 80% месторождений страны сосредоточено на суше, этот показатель является высоким, сказал эксперт. «Нет сомнений в том, что европейские инвестиции в Иран опередят американские. Конечно, нефтегазовый сектор будет в приоритете, но я бы ожидал европейских инвестиций и в автомобильную промышленность, и в отрасль авиаперевозок, крупные инфраструктурные проекты, такие как дороги и железнодорожный транспорт, в область возобновляемых источников энергии и, конечно, в банковское дело, фондовый рынок и сферу услуг в целом», - сказал он.
Отвечая на вопрос о том, когда, по его мнению, европейские инвестиции начнут поступать в Иран, Барден отметил, что если санкции снимут в начале 2016 года, то высока вероятность того, что финансовые средства начнут поступать в первой половине года.
«Иран в результате отмены введенных против него международных санкций получит дополнительный доход в размере $55 млрд». Такие данные огласил министр финансов США Джейкоб Лью. Это существенно меньше, чем ожидали аналитики, сообщает американское интернет-издание The Christian Science Monitor.
При этом американский министр заявил сенаторам, что более $20 млрд из замороженных активов Иран обязался потратить на инфраструктурные проекты с участием Китая и «десятки миллиардов долларов» израсходует на займы энергетическому и банковскому сектору страны.
По оценкам Джейкоба Лью, потребности иранской экономики во внутренних инвестициях сегодня превышают $500 млрд. А для восстановления прежнего уровня производства в нефтегазовом секторе стране потребуется от $100 до 200 млрд.
Должно быть ясно одно: что бы там ни происходило в области военно-политических противоречий между Ираном и государствами Запада, очень существенным и позитивным моментом является все же стремление деловых кругов Европы и США непременно занять как можно больше места на внутреннем рынке Ирана, в самых разных его сегментах. Ведь укрепление взаимовыгодных экономических связей между ними способно свести к минимуму риски каких-либо вооруженных столкновений и конфликтов в непосредственной близости от пределов Азербайджана.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать