• пятница, 29 Марта, 04:25
  • Baku Баку 7°C

Темпы сближения

31 июля 2015 | 15:45
Темпы сближения

БИЗНЕС
В последние дни становится очевидным, что вслед за заключением сделки по иранской ядерной программе (ИЯП) процесс сближения Тегерана с Западом начинает набирать обороты.
Манящая экономика
И даже невзирая на то, что в последние дни в Европе много говорят о необходимости сотрудничества с Ираном в политической сфере и в области безопасности, мотором нового сближения становится именно экономика. Как заявил спецпредставитель ИРИ в ООН Мохаммад Хазаи, «только в последние две недели в Иране были утверждены проекты с участием европейских компаний на сумму $2 млрд».
Между прочим, одним из первых европейских политиков, посетивших Иран после заключения соглашения в Вене, стал вице-канцлер Германии, министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль, который привозил с собой немецких бизнесменов. Кроме того, в ближайшие недели Тегеран посетят главы МИД и Минэкономразвития Италии, также с деловой делегацией, а вслед за ними президент Австрии.
Таким образом, про экономику забывать никто не намерен. Лоран Фабиус хоть и заявил, что ездил в Тегеран как «политическая персона», но тут же подчеркнул, что МИД уже дал свое согласие на то, чтобы делегация Медеф (французское объединение крупного бизнеса) приехала в Иран в сентябре, передает RFI.
Триумфальное возвращение
Ясно, что желающих попасть на иранский рынок емкостью 80 млн человек слишком много. Л.Фабиус сообщил, что после отмены санкций в отношении Ирана французские компании хотели бы обеспечить присутствие в автомобилестроительной, авиационной промышленности, в сельском хозяйстве, здравоохранении Исламской республики. Также он отметил, что Иран планируют посетить министры сельского хозяйства и внешней торговли Франции.
Особой активности в этом смысле не проявляет пока британская сторона. С довольно сдержанным заявлением на этот счет выступила накануне глава пресс-службы МИД Великобритании Кэтрин Хоукинс: «Если Иран будет придерживаться своих обязательств в соответствии с достигнутыми договоренностями и санкции будут сняты, то правительство Великобритании поддержит развитие бизнес-возможностей, которые появятся в Иране», - сказала уполномоченный дипломат.
Даже американцы настроены более решительно. Так, компания Boeing уже объявила о том, что ждет снятия санкций с Ирана, чтобы выйти на авиационный рынок этой страны. Дело в том, что Иран заявил о необходимости закупки в следующем десятилетии 400 пассажирских самолетов по цене около $20 млрд для модернизации своего воздушного флота. При этом иранские авиакомпании не заинтересованы в закупке российских самолетов по причине их низкого качества.
Особо активны сейчас французские компании, которые были широко представлены на иранском рынке в течение десятилетий, а после введения санкций были заменены конкурентами. Например, львиная доля рынка французских автопроизводителей, которые доминировали в Иране, перешла под контроль китайцев. Тем не менее, и «Пежо Ситроен» и «Рено» надеются на триумфальное возвращение в страну, которая нуждается в 3 млн новых машин в год.
Кто раньше?
Для таких надежд есть все основания, считает франко-иранский юрист Александр Эбтедаи. В течение 30 лет, пока действовали санкции, иранский потребитель вынужден был довольствоваться эрзац-продукцией местного производства или импортом из Китая или Индии; сегодня потребитель «с нетерпением ждет возвращения качественных услуг и продуктов».
Но, похоже, французским автопромышленникам придется не так уж и легко. Сильнейшую конкуренцию им может составить германская Mercedes-Benz, которая выразила намерение собирать легковые и коммерческие автомобили в Иране.
Mercedes-Benz, входящий в концерн Daimler, подпишет соглашение о сотрудничестве с иранской автомобильной компанией Iran Khodro Company (IKCO), сообщил управляющий директор IKCO Хашим Йекке-Заре. «Немецкая компания возобновит работу своего офиса в Иране в течение двух-трех месяцев, - подчеркнул он. - Согласно договору автомобили марки Mercedes-Benz будут собираться на мощностях IKCO и продаваться официальным дилером Setareh Iran».
Йекке-Заре также отметил, что «в Иране начнется производство и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz». «В свою очередь германский автопроизводитель выразил готовность приобрести 30% акций иранской компании Iranian Diesel Engine Manufacturing (IDEM)», - сказал он. IDEM базируется в Тебризе.
В середине июля Иран посетила делегация, которая состояла из 60 представителей крупных немецких компаний, включай Linde, Siemens, Mercedes-Daimler, Volkswagen и GIZ.
Отметим, что Iran Khodro Company является крупнейшим автопроизводителем на всем Ближнем Востоке. Компания выпускает более 1 млн автомобилей в год.
Хашим Йекке-Заре сообщил, что Иран и Mercedes-Benz подпишут также соглашение сроком на 10 лет по производству грузовых автомобилей и автобусов в Иране.
«Немецкий автомобильный концерн Volkswagen также может стать надежным партнером Ирана», - добавил Йекке-Заре.
Итак, активность западных инвесторов вполне очевидна, вопрос только - насколько это все оправданно, если учесть, что Венское соглашение по ИЯП еще не ратифицировано парламентами всех стран его подписавших? Санкции с Ирана тоже еще не сняты. Не слишком ли торопятся застолбить за собой местечко западные корпорации?
Мнение иностранного эксперта
Объемы и сроки инвестиций в Иран в значительной степени будут зависеть от привлекательности инвестиционного климата этой страны, заявил меж тем старший эксперт по энергетическим вопросам компании Hydrocarbons, France, Mediterranean Energy Observatory Сохбет Карбуз.
- В настоящее время начались спекуляции на тему сроков и объемов иностранных инвестиций в энергетический сектор Ирана. В конце концов, компании будут вкладывать деньги в проекты только в том случае, если они планируют получить от них прибыль. Для этого Ирану надо будет завоевать доверие инвесторов, а также улучшить правовую и фискальную политику.
Пока рано говорить о возможностях Ирана по привлечению больших объемов зарубежных инвестиций. Иран заявил, что его нефтегазовая отрасль нуждается в инвестициях в размере $185 млрд, сфера нефтехимии - $70 млрд.
Возвращение иностранных компаний, безусловно, поможет Ирану занять наконец достойное место на мировых нефтяных и газовых рынках, стать влиятельным игроком. Тем не менее, слишком рано оценивать размер будущих иностранных инвестиций в страну.
Мнение отечественного аналитика
В свою очередь конфликтолог Эльхан Мехтиев заявил газете «Каспiй», что нынешняя активность европейских инвесторов на рынке Ирана была ожидаемой, потому что уже несколько лет шли переговоры по ИЯП, и это, между прочим, были не только «ядерные» обсуждения, это был всеобъемлющий процесс по налаживанию отношений с Ираном вообще.
- Вспомните, для сравнения, что творилось в СССР, когда в период перестройки Горбачев открыл границы для западного бизнеса. В 1988-89 гг. сюда хлынули иностранные предприниматели, открылись сотни совместных предприятий. Вот и в Иране сейчас примерно такая ситуация. Сколько лет они прожили в условиях эмбарго? Все эти годы очень многие бизнесмены были не прочь инвестировать и зарабатывать деньги в Иране, но американские и европейские власти лишали их таких возможностей. Поэтому вполне естественно, что сегодня все эти фирмы так рьяно выражают свой интерес к нормализации отношений с ИРИ. И Тегеран заявил о своей решимости полностью соблюдать все достигнутые договоренности, и большинство западных стран тоже. Могут возникнуть кое-какие проблемы с этим внутри США, но и они вполне преодолимы, учитывая нацеленность Обамы и Керри на положительный исход. Я уже практически не вижу никаких препятствий для нормализации отношений между Ираном и странами Запада».
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать