Жизнь по разнарядке
ВЗГЛЯД
Российско-украинские отношения продолжают оставаться острыми и напряженными. И хотя, к счастью, между странами не объявлена война и не ведутся боевые действия, информационная война набирает все новые обороты. Обе стороны используют малейшие возможности для того, чтобы сделать не приятное соседу, в то же время всячески тормозя реализацию уже подписанных Минских договоренностей.
В настоящее время все ждут от Верховной Рады, чтобы она приняла-таки поправки в Конституцию страны, касающиеся особого статуса Донецкой и Луганской областей. Пока этого не происходит, а Вооруженные силы Украины проводят военные учения с НАТО, усиливая свою боевую подготовку. Тем самым только еще более раздражая Москву.
В то же время следует отметить, что не имея твердого мира на своей восточной границе, располагая вооруженным конфликтом на юго-востоке страны, власть официального Киева не является бесспорной и на прочей территории Украины. Ее всячески расшатывает «Правый сектор», угрожая восстанием своих добровольческих батальонов.
О внутриполитической ситуации в Украине, ее взаимоотношениях с Россией в интервью газете «Каспiй» рассказал российский политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий Арьков.
- Недавно Порошенко внес на рассмотрение в Верховную Раду новый проект поправок в Конституцию, касающихся особого статуса Донецкой и Луганской областей. Следует ли этот шаг президента Украины воспринимать, как отступление от его прежней позиции по вопросу статуса и как возможность для нахождения компромисса между сторонами конфликта?
- В последние недели руководство Украины к неукоснительному исполнению соглашения Минск-2 в части принятия поправок в Конституцию, наделяющих особым статусом два региона Донбасса призывали и генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд и помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, побывавшая на прошлой неделе с инспекционным визитом в Киеве.
Но если призывы Брюсселя можно вполне счесть за искренние - Евросоюзу не нужны военные конфликты на своих границах, а вынужденная гуманитарная и финансовая помощь Киеву тяжелым бременем ложится на и без того находящуюся в глубоком кризисе экономику Европы, то внезапно ставшая миролюбивой риторика Вашингтона не столь однозначна.
Так, в самом Киеве некоторые политики склонны объяснять давление со стороны Вашингтона в этом вопросе как свидетельство того, что Белый дом тайно договорился с Кремлем и разменял Украину на Иран. В этой связи там не исключают даже проведение досрочных выборов Верховной Рады и политики блокирования через ее обновленный состав решений Порошенко, вынуждая его подать в отставку.
Также среди причин фарисейства Белого дома я бы не стал исключать стремления нивелировать значение Минских переговоров, поскольку США не участвовали в них непосредственно и уже не раз высказывали готовность взять на себя роль миротворца в конфликте между официальным Киевом и ЛДНР (ЛНР и ДНР).
Могу предположить, что даже после принятия данных поправок в Конституцию Украины, Киев в действительности не станет их исполнять. Тем более что устами ряда киевских политиков озвучена мысль о невозможности «мирного сосуществования» вставшей на рельсы движения в цивилизованный Евросоюз Украины и «бандитского по своей сути» Донбасса.
Предлагается чуть ли не отгородиться от него новой «берлинской стеной» и принять законы, запрещающие бывшим и нынешним де-факто руководителям данных территорий избираться в Верховную Раду и на пост президента Украины. Таким образом, на лицо очередная волна столь любимой в Украине люстрации.
Как следствие, у США появится веский повод настаивать на своем участии в переговорах между Киевом и ЛДНР, например, организуя встречи представителей сторон в Варшаве. Определенным образом, унизив этим фактом еще и Берлин, несмотря на официальное присоединение к санкциям против Москвы, продолжающего с ней тесные контакты и реализацию ряда общих геополитических проектов в Европе. Переформатирование Украины - в числе таковых.
Что до самого Порошенко и изменения им своего мнения в отношении особого статуса Донбасса, то и в этой истории, и во многих других от его личного мнения ничего не зависит - он вынужден неукоснительно исполнять «рекомендации» из Вашингтона. Дело в том, что он всецело обязан руководству США своим избранием на пост президента Украины, а также может видеть печальный опыт Виктора Ющенко в Украине и Михаила Саакашвили в Грузии, которым США «не продлевали абонемент» в силу очередных договоренностей с Россией.
- Также Рада обратилась в ООН с просьбой создать трибунал по расследованию крушения малазийского «Боинга». Насколько эта просьба найдет свое решение?
- Как и в случае с президентом Порошенко, Верховная Рада Украины всего лишь выполняет «разнарядку» из США. Несмотря на отсутствие реальной острой необходимости в создании международного трибунала, с большой долей вероятности он будет создан - исключительно как еще один рычаг возможного давления на Россию, чье нынешнее руководство осмелилось выстраивать собственную внешнюю политику и не признавать однополярность современного мироустройства.
- «Правый сектор» на съезде в Киеве сформулировал ряд требований к властям Украины, среди которых проведение референдума о недоверии президенту, парламенту и правительству. Также правосеки отказываются от участия в местных выборах, требуя от Киева отменить Минские договоренности и легализовать добровольческие батальоны. Насколько реальны эти требования? Что в таком случае предпримет официальный Киев?
- Как я уже отмечал выше, официальный Киев позиционирует себя как вставшего на рельсы движения в Евросоюз, в большинстве стран которого декларирующие националистические и фашистские намерения организации вроде «Правого сектора» находятся либо под запретом, либо в глубоком подполье. Господин Ярош и его сподвижники в силу, как национальной памяти, так и ряда других объективных причин вызывают жесткое неприятие в Германии и Польше, а именно эти два государства, пусть и нередко соперничая между собой, определяют политику Евросоюза в отношении Украины. Разумеется, строго в рамках дозволенного им со стороны США.
С другой стороны, Ярош и его люди, по их мнению, совершенно справедливо ожидали гораздо большего, чем просто «Дякую!» за свою значительную роль в свержении режима Януковича. Дмитрий Ярош, в отличие от многих своих соратников, человек рассудительный и мудрый, потому прекрасно осознающий, что при нынешнем векторе развития Украины и сохранении идеологии «Правого сектора» о вхождении во власть и речи быть не может.
Смена идеологии чревата утратой позиций. В этой ситуации можно предположить, что «Правый сектор» выбрал путь на продолжение раскачивании ситуации в сторону хаоса - не исключу, что и при финансовой поддержке ряда обиженных президентом Порошенко украинских олигархов, а через них и Кремля. Попутно они будут осуществлять шантаж Киева с целью принудить того оставить за «Правым сектором» контроль над рядом регионов и секторов экономики, полностью криминализированных, а, при особом везении, и расширении этого.
- В Украине недавно завершились военные учения НАТО. Безусловно, эти учения влекут за собой усиление позиций Североатлантического альянса в этой стране, равно как и наблюдаемое за последнее время усиление НАТО в прочих государствах Восточной Европы - членах Альянса. Несет ли все вышеперечисленное угрозу безопасности России?
- Конечно, несет. Также как и отказ Вашингтона от своего обещания, данного в апреле 2009 года в Праге президентом США Бараком Обамой о сворачивания проекта ПРО в Европе в случае подписания с Тегераном соглашения по иранской ядерной программе. Ведь если вы помните, США утверждали, что ПРО в Европе необходимо исключительно для защиты членов НАТО от ядерных ударов со стороны Ирана. Но теперь очевидно, что права была все же Москва, утверждавшая, что ракеты США в Европе направлены именно против России.
Роман ТЕМНИКОВ