• четверг, 18 Апреля, 21:16
  • Baku Баку 21°C

Отступать поздно

28 июля 2015 | 11:18
Отступать поздно

ВОЙНА
Весть о том, что накануне турецкие войска нанесли авиационные удары по позициям группировки «Исламского государства» (ИГ) и Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии, быстро распространилось по миру. Хотя, в общем, все были готовы к такому повороту событий.
Самолеты ВВС братской страны подвергли бомбардировке позиции РПК на территории Ирака в районах Зап, Меитина, Авашин, Хафтанин. При этом, бомбардировки сопровождались мощным артиллерийским обстрелом приграничной зоны в провинции Дохук.
Нет дыма без огня
Турция долго отстранялась от прямого военного вмешательства, доведя дело до того, что боевые действия между радикальными исламистами и курдскими террористами «пересекли красную линию», приблизившись вплотную к ее государственной границе. С этого все и началось.
Буквально на прошлой неделе, президент США Барак Обама и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре договорились о том, чтобы совместно «остановить поток иностранных боевиков и обеспечить охрану границы Турции с Сирией».
По сути это означает, что братская страна после многомесячных переговоров наконец-то согласилась разрешить военным США наносить удары с воздуха по боевикам ИГ с базы ВВС США (Инджирлик) вблизи границы с Сирией. В свою очередь, Вашингтон признал право Турции на самооборону от нападений террористической организации PПK.
«Соединенные штаты полностью уважают право на самооборону своего союзника по НАТО Турции против терактов Pабочей партии Kурдистана. PПK, вошедшая в США в список террористических организаций, должна вступить в диалог с правительством Турции», - говорится в письменном заявлении официального представителя Совета национальной безопасности Белого дома Алистера Бэски.
Поддерживая Анкару
Свою поддержку Анкаре в борьбе против экстремистов выразила и Германия, причем устами канцлера Ангелы Меркель, и на то есть причины. Ведь Турция является многолетним полноправным членом военно-политического блока НАТО. В поддержку безопасности Анкары выступил и президент России Владимир Путин, которому уже не до разваливающегося режима Башара Асада. Но в череде калейдоскопа, пожалуй, самыми примечательными стали переговоры турецкого премьера Ахмета Давутоглу с лидером иракского Курдистана Масудом Барзани, который согласился, что Турция имеет право действовать против РПК.
Диалог мог бы не состояться, если бы не курдские боевики, убившие двух турецких солдат на границе с Сирией, якобы отомстив за недавний теракт в городе Сурудж, в результате которого погибли 32 человека, более 100 получили ранения. Теперь отступать поздно, и Турция просто обязана продолжать боевые действия, что видно и по заявлению Ахмед Давутоглу о том, что «начавшаяся операция не носит одноразового характера, и мы будем действовать дальше».
И снова двойные стандарты
Между тем Запад вновь продемонстрировал двойные стандарты. Правительство Германии однозначно поддерживает Анкару, а вот влиятельный немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью, в которой говорится, что Америка купила турецкую помощь в войне против ИГ, предав курдов.
Правда, издание признает, что убийство 31 гражданина Турции в результате террористической атаки является достаточным поводом для использования военной силы против тех, кто эту атаку устроил. Но при этом обвиняет Партию справедливости и развития (ПСР) в провокации: чтобы произошедший теракт был использован для представления Турции в качестве жертвы террора и оправдания всех последующих мер. «И это работает, - сокрушается Spiegel, - Турция давно не была объектом такой волны симпатии. Все говорят: наконец-то Турция тоже против ИГ. Но США купили турецкую поддержку, предав тех, кто воевал против ИГ наиболее эффективно - курдов».
Чем же привлекательна для Spiegel РПК? На словах, тем, что курды противопоставляют ПСР другую модель общества - секуляристскую, демократическую, борющуюся за права женщин. А если разобраться, мало кто в Европе заинтересован в динамично развивающейся Турции, превращающейся в сильную региональную державу. Неудивительно, что РПК пользуется активной поддержкой во многих странах запада и в Израиле, и если бы не она, то с этой организацией давно было бы покончено. Так что, добившись согласия Вашингтона на борьбу с РПК, Анкара получила шанс серьезно ослабить эту террористическую организацию и в значительной мере обезопасить свои юго-восточные рубежи.
Внутренние причины
У всего этого, несомненно, есть и внутренний аспект. Не случайно Эрдоган давал понять, что не смирился с потерей абсолютного большинства ПСР в парламенте и нацелен на повторные выборы, которые в условиях «войны с террором», скорее всего отберут у Партии националистического движения (ПНД) голоса в пользу Эрдогана, и забьют под «барраж» (избирательный барьер в 10%) прокурдскую Партию демократии народов (ПДН).
Кстати, лидер ПДН Селахатдин Демирташ тоже подверг критике террор и убийства полицейских, за что и стал объектом атак РПК. Так, что у Эрдогана появляется реальная возможность полностью отсечь ПДН и РПК (сообщающиеся сосуды), обескровить сепаратистов и добиться того, что ПДН станет нормальной частью турецкого истеблишмента.
Единственным, кто обладает аналитическими способностями и авторитетом для того, чтобы хоть как-то остановить такое развитие событий, является Абдулла Оджалан. Но на протяжении последних четырех месяцев он находится в полной изоляции, и не может ничего предпринять. А теперь уже поздно, и вообще, Генштаб ВС Турции отозвал из отпусков командный персонал 2-й и 3-й полевых армий, дислоцированных на юго-востоке страны, в связи с обострением ситуации на границе с Сирией.
В полном масштабе
Турция намерена полностью развязать себе руки в борьбе с террористами. С этой целью она срочно собирает заседание НАТО в связи с терактом в городе Сурудж, где ее представители расскажут о мерах правоохранительных органов страны для борьбы с боевиками ИГ, ну и, конечно, заручиться поддержкой альянса.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Ильгар Велизаде, есть все основания полагать, что Турция и США достигли определенных договоренностей позволяющих достичь стоящих пред этими государствами целей:
- Сторонами достигнут консенсус, позволяющий решить задачу по борьбе с ИГ - выпукло обстоятельство, что торг длился чрезвычайно долго. Ни Турция, ни США не соглашались с выдвинутыми условиями. Но все сложилось так, что ведущие члены НАТО больше не могли игнорировать усугубляющиеся проблемы в регионе и были вынуждены пойти на взаимные уступки.
Этот консенсус оказывает непосредственное влияние и на внутреннюю политику Турции. ПСР переживает сегодня не лучшие времена. Перед страной стоит проблема создания коалиционного правительства. Можно предположить, что силы, поддерживающие прокурдскую ДПН, окажутся в непростом положении. Не исключено, что в самой партии будут серьезные разногласия.
Кроме того, не исключено, что обсуждался вопрос о нейтрализации влияния лидера движения «Хизмет» исламского проповедника Фетхуллы Гюлена ди и вообще влияния оказываемого США на внутреннюю политику Турции со стороны Вашингтона, что, в общем-то, последний и не скрывал. Гюлен и в последнее время ДПН пользовались поддержкой США. Тут нужно учесть еще и тот момент, что электоратом ДПН являются не только курды и другие этнические меньшинства, но и левые группировки. И в отсутствии поддержки со стороны не исключена некая фрагментация этой партии.
Все это может сыграть на руку Эрдогану, перед которым стоит задача, создания коалиционного правительства.
Кстати
Турция не обращалась к НАТО за военной поддержкой для борьбы с террористами «Исламского государства» и Рабочей партии Курдистана (РПК), пишет турецкая газета Hurriyet со ссылкой на слова генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.
В то же время генсек НАТО предостерег премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу от остановки мирного процесса с курдами, которому препятствуют авиаудары по позициям РПК на севере Ирака.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать