• вторник, 16 Апреля, 21:44
  • Baku Баку 18°C

Ципрас пошел на попятную

11 июля 2015 | 11:30
Ципрас пошел на попятную

СИТУАЦИЯ
Референдум в Греции по вопросу принятия требований международных кредиторов стал беспрецедентным событием в новейшей истории Европы.
Впервые на всенародное голосование в государстве-члене Европейского союза был вынесен вопрос не только не согласованный с руководством ЕС, но прямо противоречащий коренным интересам и принципам брюссельской бюрократии.
Пощечина ЕС
Итак, по брюссельской демократии нанесен удар, а еще хуже - ЕС получил пощечину. До сих пор граждане стран Евросоюза послушно одобряли все, что предлагалось им из Брюсселя. Иногда, правда, это происходило не с первой попытки, как в случае с голосованием в Ирландии по Лиссабонскому договору о реформе ЕС. И тогда на полную мощность начинала работать брюссельская артиллерия. Непокорным грозили всяческими карами, а самым главным тезисом становилось обвинение в подрыве великой идеи евроинтеграции.
Однако то, что сработало ранее в Ирландии и в других странах ЕС, ныне дало осечку в Греции. Более 61% участников референдума сказали «нет» Брюсселю, Меркель, Олланду и прочим сильным мира сего, что намного превзошло предварительные оценки, говорившие о том, что греческое общество расколото пополам. «Пополам» не получилось: против диктата Брюсселя и международных кредиторов, несмотря на неприкрытый шантаж извне, высказались почти две трети участников плебисцита.
Греческие политики сейчас объясняют это многовековыми традициями греческой демократии. Премьер-победитель Алексис Ципрас заявил, что «демократия победила страх». Однако главной причиной случившегося скорее явилась усталость греков, все последние годы находившихся под жестким давлением руководства Евросоюза.
Твердое «нет» обернулось кротким «да»
Ципрас, скорее всего, понял, что «победа демократии над страхом» в один момент обернется против него и его правительства. Если на референдуме основным движителем были эмоции, после него пришло озарение: да, мы сказали «нет», но как жить дальше? Ради сохранения реноме «держать позу»? Но от этого денег не прибавится и тогда… Тогда уставший от всех дрязг народ превратится в неуправляемую силу.
Кстати будет напомнить, что один из европейских политиков перед референдумом предрекал, что если народ скажет «да», то это будет «красной карточкой» для правительства Ципраса.
И теперь Ципрас, поняв, что рискует ее получить еще раз, решил пойти на уступки. Греция уложилась в отведенный ей срок - 24 часа - и отправила в Брюссель свой план выхода из кризиса по электронной почте. Правительство страны все же согласилось выполнить часть требований международных кредиторов. Речь идет о части требований, однако если к ним подойти серьезно, Греция намерена выполнить фактически их большую часть. То есть Ципрас подал на попятную. Чтобы решить проблемы с долгами, Афины готовы поднять налоги для судоходных компаний и приватизировать крупнейшие порты Пирей и Салоники, железнодорожные компании TRAINOSE и ROSCO.
Потуже затянуть пояса придется и жителям греческих островов, у которых собираются отменить налоговые послабления. Греки также обещают сократить расходы на оборонный сектор на 300 миллионов евро. Правительство Ципраса также согласно увеличить налог на роскошь и ввести налог на телевизионную рекламу, уменьшив в то же время НДС на лекарства, книги и билеты в театр. В обмен на это Греция просит у кредиторов 53,5 миллиарда евро до конца 2018 года. Согласятся ли на такие условия западные партнеры, будет ясно в воскресенье, когда лидеры стран Евросоюза соберутся на внеплановое заседание.
Еврогруппа пока не комментирует
О том, что Афины направили новые предложения, стало известно вечером 9 июля. Днем ранее премьер-министр Греции Алексис Ципрас провел заседание правительства, на котором обсуждались детали предложений кредиторам. Греческий кабмин внес соглашение с кредиторами на рассмотрение парламента. Такой шаг правительства, по словам источника Reuters, позволит Афинам заручиться поддержкой при реализации обещанных реформ без каких-либо односторонних шагов до встречи Еврогруппы. Пресс-секретарь главы Еврогруппы Йерун Дейсселблума сообщил, что пока он не будет комментировать предложения Греции.
Россия тут не причем
Разговоров о том, что Россия заинтересована в разжигании конфликта между ЕС и Грецией, появились еще в апреле, когда Ципрас встретился с Владимиром Путиным и выступил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Некоторые СМИ договорились до того, что Россия, якобы, действует по принципу «вы у нас отняли Украину, мы отнимем Грецию». Спекуляции на эту тему приняли такой оборот, что опровергнуть это вызвался лично глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, отметивший, что Москва не заинтересована в разжигании конфликта между Грецией с ЕС. «Вопреки спекуляциям в некоторых СМИ, у нас нет никакого интереса «подбрасывать ветки» в этот костер. Нас пытались обвинять в том, что мы сидим и радостно потираем руки, наблюдая, как Греция ссорится с Брюсселем, Парижем, Берлином. Это абсолютно не так», - отметил руководитель внешнеполитического ведомства РФ, подчеркнув, что Москвы заинтересована в скорейшем нахождении общеприемлемого решения по ситуации с греческим долгом.
Наш комментарий
Примет Еврогруппа предложения Греции или нет, пока сказать трудно. Если после референдума Брюссель несколько поник, то теперь, после того как Ципрас дал «задний ход», ЕС может вновь ставить свои условия, дабы посадить на место зарвавшегося премьера. Неприятно лишь то, что если конфликт между ЕС и Грецией доселе носил характер тяжбы во имя решения судеб как страны, так и народа, то теперь он может превратиться в выяснение отношений между руководством ЕС и Греции. Нет сомнений в том, что Ципрас при любом раскладе разрешения вопроса не устраивает Евросоюз своей непредсказуемостью. В то же время требования ЕС об уступках тоже выдвинуты не от хорошей жизни. В ЕС прекрасно понимают, что они, в первую очередь, ударят по простому люду, что неизменно вызовет негатив.
Завершить хотелось бы комментарием одного из пользователей интернета: «Проблема не в том, сколько денег им дать, а в том, во что эти деньги будут вложены, с чего они отдавать будут? Вся экономика в Греции, впрочем, как и в любой другой стране ЕС, регулируется из Брюсселя. До вступления в ЕС у греков были оливковые рощи и производство супертанкеров. Все это было угроблено в угоду другим странам ЕС. И сейчас ЕС не даст грекам вложить деньги во что-то выгодное, дабы не создавать конкуренцию ведущим странам ЕС. А на одной экономии далеко не уедешь».
Добавить тут нечего.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать