• пятница, 29 Марта, 00:18
  • Baku Баку 7°C

Война нервов и дипломатии

10 июля 2015 | 14:25
Война нервов и дипломатии

ВЗГЛЯД
На днях в Минске прошел очередной этап переговоров по урегулированию конфликта в Украине, но, как и предыдущие, он не принес ничего нового. Ситуация на юго-востоке Украины продолжает оставаться напряженной и хотя боевые действия не идут, стороны периодически обстреливают друг друга, несут потери.
О перспективах переговорного процесса и возобновления полномасштабных боевых действий, а также взаимоотношений России и Запада в интервью газете «Каспiй» рассказал белорусский политолог, публицист Александр Федута.
- В Минске завершилась очередная встреча контактной группы по урегулированию кризиса в Украине, а также подгрупп по политическим, экономическим и прочим вопросам. Но, как и всегда, встреча завершилась без особого успеха. В чем причины пробуксовки переговорного процесса и каковы его перспективы?
- Я бы не сказал, что встречи безрезультативны. Процесс переговоров, если ни одна из сторон не является очевидным победителем, - это всегда процесс долгий и непростой. И как бы ни критиковали минские соглашения и минский процесс радикалы и в России, и в Украине, очевидно, что даже нынешнее положение, которое можно обозначить фразой Троцкого, - «ни мира, ни войны» - лучше, чем системный обстрел позиций друг друга и «война до победного конца». Успех уже в том, что такой обстрел заменен единичными выстрелами, и вместо десятков и сотен гибнут все-таки единицы. Понимаю, что каждая человеческая смерть - трагедия, но лучше, когда таких трагедий меньше.
- Сейчас самый разгар лета - наиболее удобное время для осуществления крупномасштабных боевых действий. Однако стороны конфликта ограничиваются обстрелами, мелкими боестолкновениями, но никто не переходит в наступление. С чем это связано?
- Военно-техническая поддержка сепаратистов извне стала намного слабее. Да и «пушечного мяса», которое можно бросать против вооруженных сил Украины, у них поубавилось после того, как и в России, и в самом Донбассе начались массовые похороны. Но и у киевской власти нет реальной возможности силовым способом вернуть себе отторгнутые территории. Значит, скорая победа какой-либо из воюющих сторон невозможна. Что делать? Выигрывать на другом фронте - на политическом, идеологическом, информационном - называйте этот фронт как хотите. Но как выиграть? Продемонстрировать свои мирные намерения. Кому продемонстрировать? Внешнему наблюдателю, то есть, Западу. Война продолжается, однако, другими способами, в другой форме. Идет война нервов и дипломатии.
- Согласно недавно опубликованным докладам, на территории Украины находится около 9 тысяч солдат и офицеров РФ и порядка 33 тысяч вооруженных ею ополченцев. Насколько, по-вашему, эти данные соответствуют реалиям, принимая во внимание отрицание Москвой участия своих солдат в боевых действиях в Украине?
- Не знаю. Я не обладаю доступом к разведданным, потому не могу судить. Могу сказать лишь, что во время войны противостоящие стороны склонны серьезно искажать ситуацию. Кремль не заинтересован, чтобы его участие в боевых действиях было зафиксировано, - его представители все отрицают. Киев заинтересован в усилении давления Запада на Россию и в увеличении объемов помощи Украине, - его представители используют каждую возможность, чтобы напомнить о роли России в конфликте. Это - факт. Остальное, прежде всего - цифры, всего лишь статистика, которую легко исказить.
- Недавно в Верховную Раду поступил законопроект о запрещении использования в Украине терминов «Россия» и «Русь» для обозначения территории Российской Федерации. Это рассматривается как нарушение суверенитета Украины. Насколько это правильно?
- В каждом демократически избранном парламенте есть свои шуты и маргиналы. Позвольте не комментировать заведомую чушь.
- Официальные лица России полагают, что призыв Обамы к изоляции России терпит фиаско, так как все большее число европейских государств призывает к прекращению санкций против РФ. Насколько реальна в ближайшее время отмена санкций против России со стороны Запада под давление европейцев?
- Я внимательно слежу за европейской прессой и пока не вижу роста таких призывов. Есть призывы отдельных политиков; они, в большинстве случаев (если речь не идет о Венгрии), представляют оппозицию, которая не скоро придет к власти. Сколько надежд возлагали на Грецию: вот-вот, завтра, послезавтра, послепослезавтра Афины заблокирует решение о продлении санкций! Ну, и… Так и ничего не произошло. Греки посочувствовали России, но осложнять еще и отказом от участия в общеевропейском внешнеполитическом процессе финансовые переговоры с Берлином и Брюсселем, а уж тем более с Вашингтоном, премьер Ципрас вряд ли будет.
- Совет Федерации РФ подготовил «патриотический стоп-лист», в который включены 12 зарубежных НПО, чья деятельность может быть запрещена на территории России. Как вы относитесь к утверждению данного списка? К чему это может привести?
- Это ни к чему не приведет. Отношения России и Запада и так слишком прочно испорчены. Их можно сделать хуже? Сомневаюсь. И не нужно считать российское руководство наивными людьми, которые надеются, что таким образом они смогут защититься от вмешательства иностранных спецслужб. Они прекрасно понимают церемониальный характер подобных решений. А если ЦРУ, например, захочет реально вмешаться во внутренние дела России, я думаю, оно найдет способ, как это сделать. И ФСБ тоже знает, как на это отвечать.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать