• вторник, 19 Марта, 08:00
  • Baku Баку 8°C

Пиррова победа

23 октября 2014 | 15:35
Пиррова победа

Иран уже одержал дипломатическую победу на переговорах по ядерной программе страны с «шестеркой» международных посредников, - поспешил обрадовать своих соотечественников президент Хасан Роухани. Однако, судя по всему, победные реляции иранского президента оказались преждевременными. В тот же день Вашингтон устами пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста дал понять, что достижение соглашения с Ираном по его ядерной программе пока не только не достигнуто, но и не предполагает немедленную отмену американских политических и экономических санкций против этой страны, так как потребует проверки временем.
А вот Турция…
На этом фоне интересно заявление премьер-министра соседней с Ираном Турции Ахмета Давутоглу о намерении строительства в качестве национального проекта третьей атомной электростанции к 2018-2019 годам. У главы правительства есть намерение лет через 15 обеспечить 10% своих потребностей в электроэнергии благодаря развитию собственных атомных объектов. Как известно, Анкара уже реализует два проекта по строительству АЭС, одна из которых будет построена на южном побережье Турции («Аккую»), а другая - на берегу Черного моря возле города Синоп. При этом, в отличие от Ирана, реализация Турцией собственной ядерной программы не вызывает (во всяком случае, пока) у международного сообщества особых опасений. Очевидно, дело в членстве НАТО, где в рамках альянса действует жесткая ядерная стратегия, - Анкара без согласия Вашингтона, доминирующего в блоке, не сделает и шага в области военного атома. Значит, любая попытка братского государства раскрутить ядерную программу будет оценена в качестве согласованного американо-турецкого проекта.
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», возможно, США уже сделали на Турцию определенную ставку, что прослеживается в их демонстративных попытках возложить на нее ответственность за весь прилегающий большой регион, включая Ближний Восток. Вообще-то, у сверхдержавы в этой географической нише два последовательных партнера - Израиль и Саудовская Аравия, однако последняя находится в критическом состоянии - в стране нарастают внутренние проблемы, сокращаются запасы нефти. Так что американцы понимают, что в долгосрочной перспективе на саудитов опираться нельзя. Именно поэтому они делают ставку на то, чтобы Турция доминировала в регионе: держала под контролем Иран и оказывала давление на Россию в широком понимании слова с юга (Кавказ, Причерноморье и даже Центральная Азия). Потому сомнительно, что Турция могла бы затеять ядерный проект не согласовав этот вопрос с США. Скорее всего, этот проект совместный - либо он инициирован США, либо Анкара уговорила Вашингтон.
Ядерная программа Ирана
Она была разработана в шахский период, когда отношения Тегерана и Вашингтона были безоблачными. 5 марта 1957 году Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы «Атомы для мира
Однако исламская революция 1979 года свернула планы, - из страны выехали не только иностранцы, но местные специалисты, участвовавшие в ядерном проекте.
Наиболее трудные для официального Тегерана времена начались 26 июня 2005 года, с избранием президентом страны одиозного Махмуда Ахмадинежата, резко ужесточившего позицию на переговорах со странами ЕС и США. Чем это закончилось, читатели знают - сегодня инфляция в этом государстве измеряется 30% в год, местная валюта девальвирована, экономика в упадке, население в шоке. Даже экспорт нефти сократился с 2,2 млн. до 1 млн. баррелей в сутки.
Новый глава государства Хасан Роухани, в отличие от своего фанатичного предшественника взял курс на нормализацию отношений с США. Тегеран допускает экспертов МАГАТЭ к своим объектам по переработке ядерного топлива, отказывается от воинственной риторики в отношении Израиля.
Однако даже эти подвижки не дают оснований полагать, что Запад подобреет к идеократической власти. Так что вопрос мирной ядерной программы Ирана остается открытым.
Как пишет президент Института Ближнего Востока (РФ) Евгений Сатановский на своем сайте, главной угрозой иранской ядерной программы является не столько угроза ядерной войны, сколько проблема нарушения режима нераспространения, которое она провоцирует. После того как иранская ядерная программа станет реальностью, примерно 20-25 государств мира из 40, имеющих сегодня технологическую возможность обрести ядерное оружие, получат его в сравнительно короткие сроки. Это обозначит новый этап развития вооружений и военных технологий.
Что касается Турции, то, по мнению Сатановского, ядерное оружие у нее появится обязательно. Проблема в том, что сегодня режим нераспространения, разработанный Комитетом по разоружению ООН, трещит по швам. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с ядерной программой Ирана мировому сообществу ничего сделать не удалось, и уже не удастся. В результате, Тегеран при общении с «шестеркой» глобальных переговорщиков по ядерной программе водит их за нос, месяц за месяцем приближаясь к цели.
В этой ситуации понятна реакция стран Ближнего Востока. Израиль, скажем, готовится к чему угодно, включая большую войну. А состоятельные соседи Ирана пытаются тоже на всякий случай заиметь ядерное оружие - Турция попытается разработать его самостоятельно, а богатая Саудовская Аравия, скорее всего, получит все необходимое из Пакистана.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать