• четверг, 28 Марта, 21:29
  • Baku Баку 13°C

На прицеле – Багдад

26 мая 2015 | 12:36
На прицеле – Багдад

РЕГИОН
Боевики «Исламского государства» (ИГ) одержали громкую победу в Ираке, взяв город Эр-Рамади - столицу провинции Анбар. По этому поводу премьер-министр Иракак Хайдар аль-Абади устроил со своими военными «разбор полетов», затем в спешке прибыл в Багдад министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан. В конечном итоге глава Пентагона Эштон Картер обвинил армию Ирака в нежелании воевать с ИГ.
Э.Картер заявил, что иракская армия значительно превосходила по численности боевиков в Эр-Рамади, однако просто покинула эту местность и не пыталась защитить город, подтвердив тем самым готовность США оказывать помощь иракским вооруженным силам и продолжать нанесение ударов с воздуха по позициям боевиков.
Однако в конечном итоге воевать с экстремистами и нанести им поражение должны иракские войска при поддержке местного ополчения. «Мы можем тренировать их войска, снабдить их снаряжением. Но мы, конечно, не можем внушить им желание идти в бой», - добавил глава Пентагона.
Факт налицо
Что бы то ни было, силы ИГ продолжают расширять свои границы, контролируя половину Сирии и 40% территории Ирака. Захват Эр-Рамади показал со всей очевидностью, что реализацию международного плана по свержению ИГ придется отложить на неопределенный срок. Теперь о контрнаступлении на Мосул не может быть и речи. А вот прорыв к Багдаду, до которого всего сто километров, стал вполне реален.
И Ирак не одинок в падении боевого духа, то же переживают и сирийцы, и то, с какой легкостью войска Башара Асада сдали древнюю Пальмиру, говорит о том, что сирийский режим исчерпал свои ресурсы и доживает последние дни.
Даже по самым осторожным прогнозам, его существование продлится не более 6 месяцев. У режима нет никаких перспектив. Вот почему государственный секретарь США Джон Керри и приехал на днях к президенту РФ Владимиру Путину. Вот почему помощник госсекретаря США Викториия Нуланд летала в Москву. По всей вероятности, они просили Москву убедить Асада уйти, чтобы заменить его на своих ставленников. Если это не произойдет, то, конечно же, к власти в Сирии придет ИГ, что для Запада - неприемлемо.
Ответ лежит на поверхности. Как только Дамаск окажется в руках экстремистов, сработает «принцип домино», повсюду в мире начнется падение режимов, установленных постколониальной системой по итогам Второй мировой войны. В Индонезии, Филиппинах, Малайзии, Африке начнут рушиться квазигосударства, созданные американцами и англичанами при поддержке Советского Союза, делившего с Западом власть и влияние на планете.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов, для ликвидации ИГ бомбежек явно недостаточно:
- Сегодня это не террористическая группировка, а структурированная армейская группа, которая контролирует значительные территории и продолжает наступательные операции. Взятие Эр-Рамади и Пальмиры наглядно продемонстрировал потенциал радикалов. Понятно, что наступил черед сухопутной фазы операции. Но вопрос упирается в то, чьими силами. Головоломка - не из простых, особенно в Сирии.
Приемлемым вариантом стали бы совместные действия между силами коалиции во главе с США вооруженными силами Ирака и сирийской армией. Однако по политическим причинам такая координация практически невозможна. А вот Иран к сражениям готов, поскольку заинтересован в ликвидации экстремистского образования. Так что Тегеран крайне обеспокоен агрессивным антишиизмом радикалов и опасается их приближения к своим границам.
Особое беспокойство вызывают суннитские радикалы на иранской территории, где еще в период правления экс-президента Ахмадинежада наблюдался рост антииранских настроений. По некоторым данным, иранские отряды уже ввязались в бои. Южные соседи предоставили Ираку самолеты, прочую технику и военных специалистов. Но осуществлению действенной сухопутной операции иранской армии мешают политические сложности.
Сотрудничать с иранским режимом США не будут, ибо понимают, что ввод иранских войск в Ирак и Сирию значительно усилит позиции Тегерана в регионе, а также отбросит последние надежды США и стран Залива устранить нынешний режим Дамаска. Правда, Тегеран активно вооружает и обучает шиитские ополчения, но вопрос в том, что использовать эти ополчения в наступательных операциях крайне сложно, так как созданы они для ведения партизанских операций, и их силами противостоять ИГ крайне проблематично.
Значительно больше возможностей для проведения операции имеет Турция, причем поводов у нее более чем достаточно. Анкара меньше всех заинтересована в расползании конфликта на свою территорию, а ведь это может произойти при активном участии турецких курдов в столкновениях на севере Сирии. Анкаре ни к чему «курдское братство» в этой войне.
Именно поэтому еще в начале октября 2013 года Великое национальное собрание предоставило правительству мандат сроком на один год для проведения трансграничных операций против террористов на территории Ирака и Сирии. Турецкие военные даже подготовили план операции. Однако в Анкаре считают, что сначала должны быть установлены бесполетные зоны на части иракской территории, а также вдоль сирийско-турецкой границы.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать