• четверг, 28 Марта, 18:16
  • Baku Баку 13°C

Вынужденный пассаж

26 мая 2015 | 11:57
Вынужденный пассаж

СИТУАЦИЯ
В последние дни в Армении муссируется тема конституционных реформ и проведение референдума по этому вопросу. Председатель комиссии по конституционным реформам Гагик Арутюнян накануне созвал пресс-конференцию, но ничего определенного не сказал.
К какой системе госуправления перейдет Армения и когда следует провести референдум - эти и др. вопросы так и остались безответными. Правда, Арутюнян не исключил того, что надобность в реформах и вовсе может отпасть и все вернется (читай останется) на круги своя. Интересно, чем в таком случае занимается Хачатрян как председатель комиссии по конституционным реформам, если эти реформы вообще не будут проводиться? И с какой целью была созвана пресс-конференция? Видимо, для того, чтобы, напустив туман, держать общественность в узде.
Вряд ли Арутюнян взял бы на себя смелость без указки сверху сливать местным СМИ такого рода информацию. Стоит полагать, что пока окончательное решение не принято, и поэтому Арутюняну дано задание ничего конкретного не озвучивать, ибо неопределенность для криминалмейстера Саргсяна довольно удобное «оружие».
Дело в том, что с позволения Кремля криминалмейстер нейтрализовал ярых противников конституционных реформ - парламентскую «тройку» вневластных сил «Процветающая Армения» (ППА) и Армянский национальный конгресс (АНК) и «Наследие». Тем самым бывший карабахский комсомальчик получил возможность сохранять нынешний расклад до последнего, когда потенциальным конкурентам просто не останется времени для подготовки.
Однако все не так просто и однозначно. Инициировав конституционные реформы, Саргсян публично высказался против изменения системы госуправления. Он заявил, что в случае перехода к новой форме госуправления откажется и от должности премьер-министра, предложив двум экс-президентам также отказаться от борьбы за власть. Объективно при действующей системе шансов у экс-президентов гораздо больше, а в случае изменения они существенно сократятся. Поэтому предложение узурпатора «уйти вместе» было отклонено.
Невооруженным взглядом видно, что Саргсяна прежде всего беспокоят не перемены в системе госуправления, а чисто субъективный фактор. Криминалмейстер не хочет передавать власть Левону Тер-Петросяну, либо Роберту Кочаряну или кому бы то ни было не из своей команды. Он не желает видеть после себя другое «первое лицо» и делает все для того, чтобы претворить в жизнь свои гнусные планы.
В сложившихся условиях криминалмейстер решил, что ему надо остаться, правда, не объяснив в каком качестве. Судя по достоверным сведениям, вопрос сводится к определению «первого лица» и контролю за силовыми ведомствами, то есть тот, кто будет контролировать силовиков, и станет «первым лицом».
Но далеко не все зависит от желания криминалмейстера. Важнейшее значение в политической борьбе за власть в Армении будут иметь два фактора: позиция Кремля и взаимоотношения с Азербайджаном. Нынешнее нелегитимное руководство Армении заняло неконструктивную позицию в отношениях с официальным Баку. Простые граждане, доведенные бездарным правлением карабахского клана до крайней степени нищеты, больше не воспринимают пустую болтовню Саргсяна «о святой борьбе за Карабах». Народ на своей шкуре ощущает всю «святость» этой недальновидной политики саргсяновского режима.
Упертость Саргсяна и его преступной компании порядком поднадоела и международной общественности. Также не скрывает своего желания видеть более гибкую позицию Еревана по урегулированию карабахского конфликта Москва. Волнения официального Еревана понятны: Азербайджан, ведя дальновидную и позитивную политику, пользуется весомым авторитетом в мире, в том числе в России. При таком раскладе бездарный саргсяновский режим, и так ставший изгоем, рискует потерять расположение Первопрестольной, после чего Саргсян отправится на политическую свалку истории.
Таким образом, Армения на пороге ротации власти, которая все эти годы сопровождалась потрясениями и кровопролитием. Предстоящий этап также может не стать исключением. Для армянской криминальной олигархии, которая проиграла страну, этот переходный этап станет последним звонком, после которого кто-то останется в новых структурах власти, а остальные покинут политполе, лишившись тем самым награбленного капитала.
Думается, борьба за власть в Армении между различными группировками будет все более обостряться. Ситуация усугубляется и тем, что иссякли финансовые источники, питавшие систему, сложилась новая ситуация, с которой бездарный карабахский клан просто не состояние справиться.
Все это усложняет достижение консенсуса, как это не раз случалось во время предыдущих передач власти. Причем, если раньше все «списывалось» на оппозицию, то сейчас не исключено, что стрелять друг в друга будут бывшие соратники.
Но все же главным фактором в определении будущего Армении является позиция Первопрестольной. Указаний из Москвы саргсяновский режим еще не получил и именно этим можно объяснить неопределенность в вопросе конституционных реформ. Однако Кремль не допустит армянского Майдана и саргсяновский режим скоро получит предложения Москвы о трансформации власти в Армении. Предложения, от которых Ереван не сможет отказаться.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать