• четверг, 28 Марта, 16:33
  • Baku Баку 16°C

Кто следующий?

22 мая 2014 | 12:19
Кто следующий?

События в Украине продолжают занимать первые строчки, как мировых, так и отечественных СМИ. Своими взглядами на ситуацию в этой самой большой европейской стране и прогнозами по развитию ситуации на постсоветском пространстве в интервью газете «Каспiй» рассказывает независимый российский политолог Дмитрий Руденкин.
- Насколько уместны сравнения нынешней российской политики по отношению к Украине с германской политикой 30-х годов прошлого века по отношению к Чехословакии?

- На мой взгляд, аналогия тут совершенно не уместна. Конечно, любую историческую ситуацию можно сравнить с другой, найти аналогию. Но в данном случае мы имеем дело с манипуляцией. Такой персонаж, как Гитлер, как нацисты - очень хорошая калька. То есть, достаточно какого-то человека сравнить с Гитлером, и этого уже достаточно, его все будут ненавидеть. Поэтому я полагаю, что те, кто сравнивают Гитлера с Путинным, просто не любят ВВП, стараются показать всем, что он нехороший человек. Но если действительно сравнивать две ситуации, то и тут все условно. В 30-е годы Англия и Франция шли на уступки Германии. Но на какие уступки России сегодня идет ЕС? Они сами заварили кашу на Украине и оказались не в состоянии ее расхлебывать. Россия вмешалась в противостояние власти и оппозиции в Киеве когда ситуация уже была патовой.
- Какова ваша оценка недавно проведенных в Донецке и Луганске референдумов?
- По правде говоря, думаю, что референдумы, прошедшие в Донецке и Луганске, - это симптом стагнации украинского внутриполитического кризиса. С момента референдума прошла уже целая неделя, а никаких внешнеполитических последствий от этих референдумов все еще нет. Нет угрожающих заявлений госдепартамента США и лидеров стран НАТО. Нет деклараций со стороны руководства России. Даже украинское руководство комментирует ситуацию довольно вяло: просто делает редкие заявления о несостоятельности итогов голосования - и не более того. Кризис, который творится на территории Украины, перестает быть интересной темой, люди теряют к нему внимание. По тону новостей, как и по заявлениям официальных лиц, сейчас я не могу сам для себя понять: а что же конкретно происходит с Донецком и Луганском? Они в составе Украины? Они обрели независимость? Они станут территориями России? Никто этого толком сказать не может. Складывается ощущение, что всех устраивает статус-кво. Украина думает, что Донецк и Луганск в ее составе, а последние считают, что они независимы. А все остальные делают вид, что ничего не происходит... Сколько будет длиться такая ситуация - одному Богу известно.
- Как эти референдумы отразятся на политике России в отношении Украины: пойдет ли Россия на включение этих территорий в свой состав в зависимости от итогов президентских выборов?
- Думаю, что если бы Россия хотела включить Донецк и Луганск в свой состав, то она давно бы это сделала. Пример Крыма это показывает: если помните, там вопрос решился практически моментально. С Донецком и Луганском Россия изначально заняла очень осторожную позицию. Я допускаю, что отчасти эта осторожность со стороны Владимира Путина - своеобразная расплата за решительную политику в отношении Крыма. Россия уже понесла большие если не финансовые, то хотя бы имиджевые издержки на Западе, когда Европа и США начали угрожать санкциями за включение Крыма в состав страны. Сейчас поставить вопрос о включении Донецка и Луганска в свой состав для России означает дать лишний козырь тем своим недоброжелателям на Западе, которые столько сил вложили в создание ее демонического образа. Объективно руководство России может с этим смириться - в США и ЕС нашу страну и так часто выставляют не в лучшем свете. Но ради чего? Ради Крыма это точно было оправдано. Ведь там база российского флота, да и географически сама территория расположена так, что позволяет контролировать огромный кусок Черного моря и прилегающих территорий. Донецк и Луганск такой ценности не имеют. Россия, безусловно, окажет поддержку их населению и не бросит их в беде. Но до включения в состав страны, я уверен, дело не дойдет. Стратегической выгоды от этого Россия не получит, а имиджевые издержки будут колоссальными. В целом, я полагаю, что Донецк и Луганск ждет судьба Южной Осетии. Не признанное почти никем, но по факту - автономное государственное образование. Которое, впрочем, может сыграть очень значимую роль во время грядущих выборов Президента Украины. Но какую именно - увидим.
- Какое будущее ожидает Украину?
- Вполне возможно, что от нее отпадут некоторые территории, которые будут проситься в состав России, некоторые в состав Польши или Венгрии. Но как цельный государственный проект Украина закончилась. Проблема Украина заключается в том, что там попытались объединить две территории с абсолютно разным населением, которое не воспринимало друг друга. Это как два различных народа, которые пытались объединить.
- Насколько угрожающими для российской экономики являются санкции ЕС и США?
- На самом деле возможности введения санкций со стороны ЕС и США по отношению к России не являются такими большими. У Запада реально связаны руки в этом отношении. Пока мы видели только громкие скандальные заявления лидеров западных стран в отношении России. Сложность заключается в трудности осуществления тех санкций, что они наметили вводить против России. Во многом западные страны зависимы от России. Поэтому от санкций могут пострадать экономики этих стран и их собственные граждане. И если Евросоюз будет упорствовать в своем желании ввести санкции против России, то Москва в итоге введет ответные санкции и просто перекроет газовую трубу.
- Но на этот случай ЕС уже ведет переговоры с другими странами, обладающими газовыми запасами. Что будет делать Россия, если ЕС вообще откажется от российского газа и перейдет на газ из Каспийского бассейна и других мест?
- ЕС не сможет возместить такие огромные объемы газа, которые он получает из России. К тому же уже существует развитая инфраструктура поставок газа из России и нового создавать не нужно. Что касается переговоров, то ЕС их ведет уже 8 лет - с тех самых пор, как в 2006 году в период проблем с Украиной, Россия перекрыла газовый вентиль. Но даже если предположить, что ЕС в итоге найдет альтернативные источники газа, то Россия не останется без покупателей своего природного топлива. В нашей стране находятся крупнейшие в мире разведанные месторождения газа. В силу этого мы найдем новых покупателей. А если Россия перейдет на закупку сланцевого газа из США, то понесет огромные финансовые потери.
- Как Россия будет реагировать на очередные заявления о вступлении в ее состав со стороны Приднестровья, Южной Осетии, возможно со стороны Абхазии?
- Реакция будет очень сдержанной. Кремлю нельзя допустить стратегического проигрыша. Россия после ситуации с Крымом и так уже несет серьезные имиджевые издержки. Поэтому провоцировать и еще более озлоблять Запад против себя, нам не нужно.
- Нынешние процессы вокруг Украины привели в замешательство многих соседей России, особенно на постсоветском пространстве. Некоторые серьезно обеспокоились. В частности, в Казахстане сразу же был принят закон об ужесточении наказания за призывы к сепаратизму…
- Полагаю, что Казахстан напугала не Россия, а события, имевшие место в Киеве: майдан, приход к власти нелегитимного правительства, каких-то людей с автоматами. Подобные события способны напугать любое государство. Что касается Казахстана, то отношения между нашими странами настолько близки и тесно переплетены, что случись завтра в этой стране что-то подобное майдану, первые к кому кинуться за помощью казахстанские власти будет именно Россия. И Москва, безусловно, выступит в роли заступника властей Казахстана.
- Стоит ожидать распространения синдрома киевского майдана на другие близлежащие страны?
- Это, скорее всего, будет Казахстан или Беларусь. Дело в том, что наблюдая за процессами в Египте, Ливии, Сирии, Украине, меня не покидает ощущение того, что все делается одной группой пиартехнологов, которая, не афишируя себя, разработала некую технологию по осуществлению госпереворотов. И с каждым разом она ставит себе все более сложные задачи. В Египте осуществить их план было не трудно. Там и так хватало внутренних конфликтов, которые необходимо было лишь чуточку разжечь. Свергнуть власть в Ливии было посложнее, так как там, несмотря на наличие внутренних конфликтов, был сильный Каддафи. В Сирии оказалось еще сложнее, и там они не справились до сих пор. В Украине ситуация посложнее, так как там в наличии масса оружия и много различных групп, которыми не поймешь как управлять. Если следовать логике, то следующим на очереди должно быть еще более сложное государство с налаженной экономической инфраструктурой и сильным лидером, которого поддерживало государство. То есть, на лицо мы имеем двух таких лидеров - Лукашенко и Назарбаев, соответственно - Беларусь и Казахстан. Эти страны обладают сильными экономиками, связанными с российской. Поэтому свалить лидеров этих стран будет важнее для пиартехнологов и с точки зрения удара по России.
- Возможны ли эти сценарии в отношении Армении и Азербайджана?
- Вероятность тоже высока. Для этих стран есть большой риск возобновления карабахского конфликта. Если кто-то захочет разыграть эту карту, то горячие головы найдутся в обеих странах, и война может вспыхнуть с новой силой. Если кому-то станет выгодно дестабилизировать ситуацию на Кавказе, то лучшего способа и искать не следует.
- А каковы шансы Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана?
- Если чисто гипотетически представить, что таинственная группа пиартехнологов работает на правительство США, тогда не в интересах Вашингтона дестабилизировать обстановку в этих странах накануне вывода американских войск из Афганистана. Также это может негативно сказаться на ситуации в Иране и Ираке, может подорвать обстановку на всем Ближнем и Среднем Востоке. Американцев вполне устраивают те режимы, что установились в странах Центральной Азии.

Роман ТЕМНИКОВ

banner

Советуем почитать