• вторник, 23 Апреля, 11:24
  • Baku Баку 20°C

С кем поведешься,

05 мая 2015 | 12:25
С кем поведешься,

КОММЕНТАРИЙ
После того как ознакомился с интервью мэтра российской журналистики Владимира Познера с нелегитимным президентом Армении Сержем Саргсяном, у меня возникло недоумение и некоторое разочарование. Это было вызвано не нытьем Саргсяна (с ним все понятно!), а абсолютной беззубостью Познера, который в ходе интервью старательно избегал неудобных вопросов.
Владимир Познер прежде всего известен тем, что во время своих бесед с различными деятелями политики, науки, культуры и др., всегда добивался ответов на поставленные вопросы и твердо не допускал того, чтобы респондент увильнул от правды. Но в этот раз уж явно чувствовалась, что маститый журналист настроен лояльно к своему визави. Откуда сия благосклонность?
Одним из четырех президентов, приехавших 24 апреля в Ереван, был президент Франции Франсуа Олланд. Официальный Париж во все времена поддерживал Армению и происходило это оттого, что во Франции во все времена действовала многочисленная, сплоченная и богатая армянская диаспора.
Но причем здесь Франция, спросите вы? А все при том, что мировоззрение человека складывается в основном в детстве и юности. Познер как-то сказал: «В России меня держит только моя работа. Я не русский человек, это не моя родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома - и от этого очень страдаю. Я чувствую в России себя чужим. И если у меня нет работы, я поеду туда, где чувствую себя дома. Скорее всего, я уеду во Францию».
Вполне возможно, что еще в детские годы он слышал байки о «несчастных армянах» от своей матери Жеральдин Люттен или от кого-либо еще, и утвердилось все это в его сознании. Очевидно, этим объясняется беззубость высокопрофессинального журналиста, которую он проявил в интервью с Саргсяном, ибо трудно припомнить такое в журналистской деятельности мастера.
Другое дело, когда руководитель карабахского клана и по совместительству Армении, несмотря на благосклонность к нему Познера, раз за разом допускал ляпы, которых Владимир Владимирович как будто и не замечал. К примеру, на вопрос Познера: почему же, на его взгляд, «геноцид» (кавычки - Авт.) не признали в США и в Израиле, руководитель нищего государства, весь сжавшись, не найдя, что ответить, опять завел заунывную песню о происках Турции и пр. Из его слов выходило, что мегадержава мира США и авторитетное Государство Израиль строят свою политику исходя из того, как на это посмотрит Турция. Поняв, что Саргсян поплыл, Познер быстренько замял тему.
Не задавать этот вопрос, учитывая нынешние отношения России и США, Познер не мог. В Кремле этого не поняли бы. Надо было указать Армении, кто ее действительный покровитель. Однако было бы лучше, если Владимир Владимирович заранее подготовил бы шпаргалку для не шибко грамотного Саргсяна, тогда, возможно, последний избежал бы этого ляпсуса.
Ощущая неприкрытую поддержку со стороны маститого журналиста, Саргсян не особо задумался над вопросом, в котором Познер поинтересовался у него: может ли Армения дать гарантии того, что в случае если Анкара признает «геноцид», то к ней не будут предъявлены требования материального характера. На что он ответил, что, дескать, это вторая сторона вопроса, главное признать геноцид - это снимет груз с Турции.
Что же касается компенсаций, то это предмет переговоров, сказал внезапный радетель турецких интересов, при этом высокопарно заметив, что ни один армянский чиновник не говорил о компенсациях. Но Познер и на этот раз не развил тему, а мог бы поинтересоваться личной точкой зрения Саргсяна на сей счет. Вдобавок он мог бы спросить, а как же быть с принятой под председательством самого Саргсяна «Всеармянской декларацией», где четко указано, что «государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию «геноцида армян», совместно с действующими в диаспоре региональными комиссиями» разрабатывается пакет правовых «законных» требований к Турции?
Неужто Познер этого не знал? Однако очень трудно себе представить, что журналист такого ранга не подготовился к интервью. Просто не спросил. Не захотел добивать, так сказать, расстреливать и без того загнанную лошадь. Что, однако, вызывает удивление и только. Не находите?
Когда разговор зашел о Карабахе, Саргсян стал комментировать еще одну больную проблему - поставки российского оружия Азербайджану. Вначале он с пафосом отметил, что когда в армянских солдат и офицеров стреляют из российского оружия, сие заметно действует на психику этих горе-вояк. Как будто им не фиолетово, кто производил оружие, от которого они драпают? Познер цинично улыбнулся в ответ на такую откровенную лапшу.
Но на Саргсяна словно снизошло озарение: он в порыве откровения обратился к Познеру, мол, как мы можем запретить России продавать оружие, кто мы такие? Можем обидеться, но и это вряд ли даст результат, жалобно трындел бывший провинциальный комсомальчик. Познер после такой исповеди поспешно потупил очи. И его понять можно: неудобно как-то, когда президент независимой страны признается в своем полном бессилии и отсутствии международного авторитета.
Однако Познер не сдержал своего удивления, а затем и иронии, когда на вопрос: почему в Армении 98% населения армяне, а представителей других национальностей ничтожно мало, Саргсян ответил, что его также мучил этот вопрос и он на него нашел ответ. По его мнению, все дело в том, что российская империя была уверена в лояльности армян и не расселяла на данных территориях представителей других наций. Мол, армяне были преданы российскому императору. И тут Познер, пряча ироничную улыбку, свернул тему.
А ведь мог спросить у новоявленного историка-исследователя: как же быть с насильно покинувшими свои родные земли азербайджанцами и почему представители других народов поспешно уехали из Армении? Почему в Армении нет русских, о чем громогласно заявлял Жириновский? Почему сами армяне бегут из родных мест в чужие края? Не спросил. Видно, Владимира Владимировича настоятельно попросили не давить на этого беспомощного провинциала.
Такое снисходительное отношение мэтра российской журналистике к сбивчиво и не аргументировано отвечающему на его вопросы Саргсяну, сослужило последнему плохую службу. Когда Познер начал задавать традиционные для его передачи «Вопросы от Марселя Пруста» Саргсян совсем расслабился. На вопрос Познера: «Что вы считаете своей главной слабостью?», президент Армении ответил « Я не владею всеми вопросами, которые необходимо решать, будучи президентом» (без купюр).
Сие - признание собственного непрофессионализма и беспомощности, иначе и не назовешь. Но Познер оставил без комментариев и этот ляп бывшего слесаря, поспешно закончив, возможно, первое (?) в своей жизни непрофессиональное интервью. Как говорится, с кем поведешься…
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать