• вторник, 23 Апреля, 17:55
  • Baku Баку 24°C

Дань памяти «неудобному человеку»

06 мая 2013 | 08:48
Дань памяти «неудобному человеку»

«Двое из одного квартала», «Ее большое сердце», «26 Бакинских комиссаров», «Звезды не гаснут», «Любовь моя – печаль моя», «Дела сердечные» - авторство этих и других кинолент, обозначивших лучший этап в развитии советского кинематографа, принадлежит нашему соотечественнику, известному мастеру советского экрана, кинорежиссеру, заслуженному деятелю искусств Азербайджанской и Туркменской Республик, народному артисту СССР Аждару Ибрагимову. Но об этой яркой личности нам сегодня напоминают не только его лучшие киноработы, но и ежегодный визит в нашу столицу вдовы режиссера, генерального директора московского Творческого центра «Мир и культура» Маргариты Захаровны Малеевой, с которой мы встретились на днях в редакции газеты Kaspi.
- Маргарита Захаровна, мы рады вновь видеть вас в нашей столице, в которую, похоже, вы давно уже перестали приезжать в качестве гостьи.
- Благодаря теплому приему и радушию азербайджанского народа в Баку я никогда не чувствовала себя гостьей. К тому же, когда мы поженились с Аждаром Муталлимовичем, то мне в качестве свадебного подарка он «преподнес» и ваш прекрасный город Баку, который сам он, кстати, безумно любил. И с тех пор можно сказать я сопровождала его во всех поездках в этот город. Мы приезжали сюда на съемки фильма «Звезды не гаснут» о Наримане Нариманове, затем на премьеры фильмов Аждара, в период работы над фильмом «Свекровь», снятом по сценарию Аждара Муталимовича режиссером Гусейном Сеидзаде. Впрочем, были и трагические поводы, когда я приехала в Баку в Аллею почетного захоронения на похороны своего мужа. И с тех пор я дважды в год приезжаю сюда, чтобы посетить могилу Ажждара Муталлимовича и почтить его светлую память, которая очень дорога мне, равно как азербайджанскому народу.
- Мне известно, что вы не раз работали в соавторстве с Аждаром Ибрагимовым в создании его кинолент. Расскажите немного об этом периоде вашего совместного творчества.
- Должна сказать, что свои лучшие работы Аждар снял именно в Баку, это «Ее большое сердце» по сценарию Имрана Касумова, «Двое из одного квартала» по сценарию Назыма Хикмета, фильм «Свекровь» снятый по сценарию Аждара, который кстати, по сей день не сходит с экранов. Сценарий этой картины и фильма «Чудак» мы написали всоавторстве с Аждаром Муталлимовичем. Это был удивительно интересный человек во всех отношениях, он обладал огромным зарядом положительной энергетики, которой мгновенно заряжал все окружающее пространство. Помню, Гусейн Сеидзаде просил нас переехать в Баку и здесь поработать над режиссерским сценарием фильма «Свекровь». Встретились мы у него на даче. Гусейн муалим очень много курил, практически не выпуская сигарету изо рта, а Аждар не выносил табачного дыма, и все время просил его не дымить. Представьте, мне - начинающему сценаристу пришлось слышать, как два известных кинорежиссера, остро чувствовавших природу юмора, говорят, что в литературном и режиссерском сценариях практически нет ни одной смешной фразы. Я слушала их несколько часов и не вставила ни одного слова, чем заслужила глубокое уважение Сеидзаде. Конфликт на почве курения разрешился, когда они стали разговаривать на азербайджанском языке и весело смеялись над каждой фразой из сценария. Что касается фильма «Чудак», то его мы снимали на киностудии «Азербайджанфильм» по заказу Центрального телевидения. Съемки проходили в павильоне студии, на улицах Баку, в Загульбе и Бильгя на берегу Каспия. За три месяца работы происходило многое, но мне запомнилась атмосфера, царившая на съемочной площадке: фильм снимался в едином творческом порыве, который охватил всех от осветителей до постановщиков.
- А что более всего отличало Аждара Муталлимовича от других маститых кинорежиссеров?
- Он никогда не был, так сказать, удобным человеком, но в работе всегда мог найти нужный подход к каждому человеку. Он никогда не повышал голос, когда был недоволен результатом, старался объяснить, показать, как надо сыграть сцену, если это актеры, подолгу рассказывал операторам и художникам, какое выражение режиссерского замысла он хотел бы от них получить. Он заряжал всех вокруг своим творческим энтузиазмом. О том, что у Аждара на съемочных площадках помимо творческой атмосферы присутствовал праздник, говорил и художественный руководитель МХАТ, ныне покойный Олег Ефремов. По дружбе с Аждаром, он согласился прилететь в Баку на один день, чтобы сняться в эпизоде. Встречать его в аэропорт поехал директор картины – самолет из Москвы прилетал днем. Все с нетерпение ждали актера, а он, представьте, вместе с директором исчез по пути из аэропорта в город. Мобильных телефонов тогда не было, все в группе нервничали, предполагая самое трагичное. Олег Ефремов появился в Бильгя только в три часа ночи и рассказал Аждару, как при выходе из самолеты увидел на трапе несколько машин. Как его посадили в эти машины и повезли по городу, знакомя с достопримечательностями, а потом привезли в дом, где было много гостей и все произносили тосты за здоровье величайшего азербайджанского режиссера Аждара Ибрагимова. Олег не смог отказаться поддержать эти тосты, и время прошло незаметно. Ефремов остался у нас на три дня, снялся в эпизоде, поражаясь количеству народа, приезжавшего из Баку, чтобы взять автографы у актеров и режиссера. Потом он многим рассказывал, как благодаря Аждару побывал на истинном празднике, как всем сердцем полюбил Баку и азербайджанский народ.
- А это правда, что вашего супруга связывала тесная дружба с Гейдаром Алиевым?
- Да, безусловно, Гейдар Алиев очень ценил высокий профессионализм Аждара как кинорежиссера. Для съемок фильма «Чудак», сюжет которого связан со Стамбулом, требовались зарубежные автомобили, а их тогда в Баку не было. Аждар позвонил кому-то и уже на следующий день на съемочной площадке стояли несколько «Мерседесов» с водителями. В тот период мы жили в Доме отдыха КГБ в Бильгя и, выезжая утром на съемки в город, часто попадали в пробки на шоссе. В центр приезжали к полудню, в самое пекло. У актеров тек грим, перегревалась камера. Тогда же неподалеку от нас на даче жил партийный руководитель республики тех лет Гейдар Алиев. Как-то в короткой беседе Аждар рассказал ему об этом. Буквально на следующий день пришел начальник охраны Гейдара Алиева и сказал, чтобы утром машины съемочной группы выезжали вместе с эскортом руководителя компартии республики. Таким образом, по «зеленому коридору» мы доезжали до центра за 15-20 минут.
- Известно, что вы являетесь также автором сценария к документальному видеофильму «Неудобный человек» о жизни и творчестве Аждара Ибрагимова. Как создавалась эта картина? Каков бал ее резонанс в других городах?
- Начало создания этого фильма было на удивление легким. Главная проблема любой картины – финансирование. Я была в Баку, позвонила Поладу Бюльбюль оглу в бытность его министрм культуры Азербайджана с просьбой помочь снять фильм об Аждаре. Он поддержал проект. Через несколько месяцев мы приступили к съемкам на студии документальных фильмов «Яддаш».
В основном фильм снимался в «Мосфильме», где Аждар проработал более сорока лет и создал почти все свои картины, во ВГИКе, режиссерский факультет которого окончил, и дома, где он жил и на стене которого установлена мемориальная доска. Сложности начались в начале съемок на «Мосфильме». Концерн «Мосфильм» государственное унитарное предприятие, усиленно работал без государственной дотации. Одна из главных статей его дохода – торговля правами проката фильмов, поэтому за использование фрагментов из фильмов Аждара, снятых на студии, за съемки в коридорах и павильоне студии надо было заплатить десятки тысяч долларов.
Мне пришлось использовать статус Творческого Центра «Мир и культура», которым я руковожу. В результате моих письменных обращений в организации, где приходилось снимать, нам удалось избежать больших денежных затрат. Думаю, что магическое влияние на положительное решение, оказало само имя Аждара Ибрагимова, которого до сих пор помнят, любят и уважают на «Мосфильме», в Госфильмофонде России и во ВГИКе. Что касается творческих возможностей картины, во время съемок не было никаких сложностей. Актеры и режиссеры – коллеги Ибрагимова - с радостью согласились принять участие в создании картины. К сожалению, самых близких его партнеров – Владимира Самойлова, Анатолия Папанова, Антонины Шурановой, Адиля Искендерова, Исмаила Османлы и многих, многих других уже нет с нами.
После показа фильма «Неудобный человек» (Аждар Ибрагимов)» в Баку, состоялась его презентация в Москве, в Доме кинематографистов с участием Чрезвычайных и полномочных послов Азербайджана и Турции Полада Бюльбюль оглы и Куртулуша Ташкента, а также атташе по культуре посольства Вьетнама. Вечер прошел замечательно.
- Творчество Аждара Ибрагимова по сей день пользуется большой популярностью в Турции. Продолжаются ли ваши культурные связи с кинематографистами этой страны?
- Аждар единственный режиссер, снявший по произведениям Назыма Хикмета четыре художественных фильма. В свое время в Анкаре в рамках Недели российского кино были показаны два его фильма: «Двое из одного квартала» и «Любовь моя, печаль моя» - этим фильмом открывалась неделя. Некоторые турецкие кинематографисты, с которыми Аждар сотрудничал отошли от кинематографа по возрасту, с другими мои контакты продолжаются, когда я бываю в Стамбуле или на Международных московских кинофестивалях – турецкие кинематографисты приезжают в качестве гостей или участников этих кинофестивалей.
- А вы продолжаете приезжать в Баку, чтобы почтить светлую память вашего супруга…
- Да, что поделаешь… теперь я уже приезжаю в этот город без него, но, поверьте, уезжаю отсюда всегда с легкой душой, с сознанием того, что встретилась и соприкоснулась с легендой, которой, по сути, и была наша совместная жизнь с Аждаром Муталлимовичем.
Лала БАГИРЗАДЕ
banner

Советуем почитать