• четверг, 25 Апреля, 12:04
  • Baku Баку 23°C

Воспоминания о Маэстро

26 апреля 2015 | 10:28
Воспоминания о Маэстро

СОБЕСЕДНИК
В Баку прошел VI фестиваль современной музыки имени Гара Гараева. В рамках его в Азгосфилармонии были даны концерты, мастер-классы, а также состоялась научно-практическая конференция. В фестивальные дни наш корреспондент взяла интервью у дочери великого композитора - Зулейхи Гараевой-Багирзаде.
- Зулейха ханым, я видела документальный фильм «Гара Гараев» Огтая Миргасымова. В нем показаны две интересные фотографии, и ваш папа, держа их в руках, говорит: «Это моя семья. А это - мама»…
- Документальный фильм Огтая Миргасымова был снят к 50-летию со дня рождения Гара Гараева. Его настоящее название - «Это вступает правда». На мой взгляд, он один из лучших, а может быть, даже и лучший. Там много было снято, как принято говорить, скрытой камерой. Именно поэтому все выглядит очень естественно и натурально. Например, моя бабушка так и не поняла, что ее снимают. Иначе бы ни за что не согласилась. Ее просто обманули...
- Обманули, но во всеобщее благо… А что вы помните о своем дедушке, известном в Баку враче, педиатре и тонком ценителе музыки?
- Дедушка Абульфас... Много воспоминаний связано с ним, несмотря на то, что я была еще маленькой. Немного расскажу о характере профессора Абульфаса Гараева.
Это был справедливый и очень гуманный человек. Он не был добреньким, а был просто гуманным человеком. Имея большую частную практику, всем бедным и неимущим своим пациентам он давал деньги на лекарства.
Дедушка был основателем методического кабинета «Охрана материнства и детства». Внешне он выглядел достаточно суровым. Пока папа учился в Москве, дедушка каждый месяц посылал ему деньги, помогая отцу получить хорошее образование. Но после возвращения папы с семьей в Баку ежемесячная помощь сразу прекратилась. Он тогда сказал папе: «Ну, все. Я сделал что мог. Теперь вставайте на ноги сами».
Хочу рассказать об одном из первых своих детских воспоминаний. Это было в 1950-м или 1951 году... По воскресеньям дедушка утром шел на базар в пассаж. Он жил рядом. Покупал внукам всевозможные фрукты. Набирал два огромных пакета и сверху каждого клал банки с ананасовым компотом с яркой красочной этикеткой, на которой молодая, красивая и веселая кубинка держала на голове огромную корзину с плодами. Вкус этого компота сохранился у меня на всю жизнь…
Или вот еще. Мы все живем летом на даче у дедушки в Пиршаги. Маленький домик из трех комнат и кухня с тремя керосинками во дворе. Газа тогда еще не было, бабушка на керосинках готовила обед для всей огромной семьи. А семья и вправду была огромная. Дедушка с бабушкой, дядя Мурсал с семьей, папа, мама и я с братом. Еще с нами жили дедушка с бабушкой по линии моей мамы. И всегда какие-то родственники и друзья.
Жили дружно, весело и интересно. При этом режим был железный, два раза в день - пляж, дневной сон, обязательно для каждого стакан виноградного сока и сырое яйцо из-под курочки. Только папа не подчинялся общему режиму - он работал, заканчивал балет «Семь красавиц».
Лето, как всегда на Абшероне, было безумно жарким, и пианино для работы вынесли из комнаты на веранду, и папа сидел за инструментом, завернувшись в мокрую простыню... Однажды, возвращаясь с моря, я что-то раскапризничалась и стала проситься к дедушке на руки. Он упрямился, но в конце концов сжалился и посадил меня на плечи. И в тот самый момент я услышала музыку, которая под знойным ярким солнцем разливалась по всей округе. Такое неизгладимое впечатление осталось до сегодняшнего дня, будто сам Всевышний посылает мне эти божественные звуки!
Наш дедушка каждый вечер брал стул и садился в углу веранды. Сидел молча, совершенно один и наблюдал закат солнца. В такие минуты никто не смел подойти к нему и о чем-то спросить.
Да, он любил музыку, особенно азербайджанскую. Даже пел, кажется, мугам. Но я сама этого не помню, знаю по рассказам близких. А вот что знаю точно и помню, так это то, что профессию музыканта он считал несерьезной для мужчины. Но смирился с выбором отца.
- В чьем обличии явилась Музыка к великому композитору - может, есть какие-то воспоминания?
- Трудно сказать. Дело в том, что дедушка моего папы по материнской линии - Искендер бек Ахундов был весьма образованным и культурным человеком. Он окончил Санкт-Петербургский университет и был одним из первых азербайджанских юристов. Уже в то время он привез из России огромную библиотеку на русском языке, с книгами которой папа познакомился в самом раннем детстве. Чтение осталось для него на всю жизнь священным ритуалом...
Бабушка сама учила детей музыке. Она прекрасно играла на рояле, пела романсы. Потом она определила папу в музыкальную школу. Дядя особого интереса к музыке не проявлял и впоследствии стал прекрасным врачом, хирургом. Папа же был словно одержим музыкой. Рано начал собирать нотную библиотеку, копил деньги и сам приобретал необходимые ноты. А к девяти годам уже посещал все оперные репетиции, следя за действием по партитуре. Артисты оперы и оркестра хорошо знали маленького серьезного мальчика в очках, который всегда присутствовал в зале...
Жажда знаний обуревала папу всю его жизнь. К 50 годам он самостоятельно выучил польский, так как необходимая ему книга о музыке имелась лишь на этом языке. Сам занимался математикой и логикой, пока позволяло здоровье. Часто встречался с Капицей, они мечтали создать светозвуковой аппарат...
- А кто был первым учителем Гара Гараева?
- Одним из первых учителей папы был молодой пианист Владимир Козлов, которого он особенно любил и дружбу с которым сохранил на всю последующую жизнь. Смерть учителя переживал очень тяжело. Его Соната для скрипки и фортепиано посвящена памяти Владимира Козлова.
Учителями папы в разные годы были Георгий Шароев, потом - класс Бриннера Майера Рафаиловича, затем и сам Узеир бек Гаджибейли. Когда Узеир бек решил послать на учебу в Московскую консерваторию молодых перспективных студентов, в самой первой группе студентов нашей консерватории оказались Гара Гараев, Джевдет Гаджиев, Закир Багиров, Тофик Гулиев и Давуд Кадымов, которые, успешно отучившись, вернулись в свой родной Баку широко образованными молодыми музыкантами.
Сначала в Московской консерватории педагогами отца были А.Н.Александров и С.Н.Василенко, а после, когда уже Дмитрия Шостаковича эвакуировали из Ленинграда, папа стал его учеником. До конца своей жизни Гара Гараев с огромной теплотой и благодарностью вспоминал всех своих учителей. И всегда нам говорил, что от каждого из них он почерпнул именно то, чего ему не хватало для полного совершенства.
- Гара Гараев воспитал целую плеяду ярких азербайджанских композиторов, среди которых Фарадж Гараев, Ариф Мирзоев, Рауф Гаджиев, Андрей Бабаев, Ариф Меликов, Хайям Мирзазаде, Васиф Адыгезалов, Тофик Бакиханов, Муса Мирзоев, Огтай Зульфугаров, Мамед Гулиев, Франгиз Ализаде…. Быть учеником Гара Гараева нелегко, это высокий уровень. А что говорил сам маэстро о своих воспитанниках в редкие часы досуга?
- С конца 40-х годов наряду с творческой и общественной деятельностью Гара Гараев стал преподавать в Азгосконсерватории. Эту область своего труда он особенно любил и с удовольствием занимался со студентами. Из его класса вышли профессиональные композиторы, каждый со своей индивидуальностью. Иногда занятия проводились дома.
Нам с братом ужасно интересно было, что же там происходит в кабинете. Наверное, он был строгим учителем, потому что по-отечески не особенно баловал и нас. В основном с нами возилась бабушки, но только в особо важные моменты жизни нас приглашали в кабинет к папе... В редкие свободные минуты он рассказывал нам сказки, а позже, когда мы стали постарше, играл с нами на рояле в четыре руки. У нас дома была большая нотная библиотека и много переложений для четырех рук. Так он привил нам любовь к музыке и старался приучить к тяжелому труду профессионального музыканта.
- Почти все произведения Гара Гараева в той или иной степени посвящены любви, так ли это?
- Одной из главных тем в его творчестве была тема любви - романтической и трагической. Это - Айша из «Семи красавиц», любовь Меджнуна к Лейли, которая лишила его рассудка, трагедия Ленни и Сари из балета «Тропою грома», любовь Дон Кихота к несуществующей Дульсинее... Был еще герой, с которым папа познакомился в далеком детстве в библиотеке деда, - это Сирано де Бержерак с его безответным глубоким чувством. Каждый из этих героев нашел свое место в творчестве.
Гара Гараевым написано два балета - «Семь красавиц» и «Тропою грома». Третий одноактный балет был поставлен на готовую уже музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун». Его папа и не считал балетом. Он принципиально был против постановки, этот балет поставили вопреки его желанию… Дон Кихот был одним из любимых героев, как и Сирано, связанный с ранним детством и библиотекой деда.
Вообще, папа любил свои произведения только в момент их создания. Ему очень дорог был процесс творческого ваяния. А после того как «дитя» уже родилось, он считал, что оно само должно прожить свою жизнь. Он никогда не занимался популяризацией своего творчества и считал это оскорбительным для автора.
Мы уже давно не живем в Баку (Зулейха ханым уже 20 лет живет в Стамбуле, где преподает в музыкальном лицее - Авт.). Так уж сложилась наша жизнь. Но связь с родным городом никогда не прерывалась. Наверное, это заложено в нашей генетике.
Хочу привести цитату из книги о Гара Гараеве, слова которой нам всем очень близки и дороги: «Я знаю всю республику, знаю все ее красивые и прекрасные места, которые могут поспорить со многими всемирно известными прелестными уголками природы. Но ближе всего мне Абшерон... Тот полуостров, на котором расположен Баку, и те деревни, которые его окружают. Я люблю это место, люблю Азербайджан, люблю Баку, и где бы я ни был, в самых прекрасных местах, самых прекрасных городах, никогда не прекращается непрерывная связь с этой небогатой по своей природе землей. По-видимому, со всеми так... Место, где ты родился и где сформировался, где провел какую-то часть своей жизни, в особенности юность, начало сознательной жизни, - всегда тянет. Есть в душе какая-то струна, она все время звенит, и звенит немножко печально, потому что ты сейчас далек от этих мест. Я бы сказал, что это очень завуалированная и спрятанная где-то в глубине души ностальгия, которая никогда не прекращается, но не делает человека ущербным, не подавляет его, а наоборот, придает какой-то особый характер личности и украшает жизнь...»
Нелли АТЕШГЯХ
banner

Советуем почитать