• суббота, 27 Апреля, 08:50
  • Baku Баку 12°C

Президент vs премьер

24 апреля 2015 | 13:31
Президент vs премьер

МНЕНИЯ
Политическая ситуация в соседней Грузии продолжает оставаться в прежнем состоянии, знаменуясь все более обостряющимся противостоянием правительства и президента. Пока эта борьба между разными ветвями власти одного государства выражается лишь в словесных перепалках, периодически выливающиеся в открытые скандалы с взаимными обвинениями.
Буквально на днях экс-премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что администрация президента страны занимает большую площадь. «Если мы создали полноценное государство, то мы все должны подчиняться каким-то правилам игры и президент - не исключение», - отметил Иванишвили и добавил, что администрация главы государства занимает 10 000 квадратных метров, что является довольно большой площадью.
Следует отметить, что предназначенная для президента новая резиденция на улице Атонели в Тбилиси сдана в эксплуатацию и, предположительно, будет передана главе государства.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, в свою очередь, заявил, что активизация темы переезда его администрации из президентского дворца в новую резиденцию носит политический характер и главной причиной является личное противостояние между ним и основателем правящей коалиции «Грузинская мечта» Бидзиной Иванишвили.
«Эта тема не связана ни с квадратными метрами, ни с жилищно-коммунальными вопросами, это политическая тема. К сожалению, для господина Бидзины неприемлемо, что я сам принимаю решения о своей позиции и своей деятельности. Естественно, что Грузии не нужен президент, который будет подчиняться и по указанию покинет здание. Как президент, я обязан не делать этого и защитить честь института. В этом нет ничьего интереса, это личное противостояние между мной и Бидзиной», - подчеркнул Маргвелашвили.
В то же время действующий премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что никто насильно не отправит президента Грузии в новую резиденцию.
Ситуацию с противостоянием между правительством и президентом, а также чем это может обернуться для страны в интервью газете «Каспiй» прокомментировали грузинский и отечественные эксперты.
Давид Дарчиашвили, политолог:
- Полагаю, что главная причина существующего противостояния заключается в персональном неприятии Иванишвили любого отклонения от его воли. Он оскорблял Маргвелашвили, показывал ему его место и в итоге президент взорвался: перешел в резиденцию Саакашвили, куда ранее переезжать не смел. После чего пошел на вежливую конфронтацию с неформальным правителем страны - Бидзиной Иванишвили.
Честно говоря, не знаю, насколько Маргвелашвили хватит силы воли противостоять давлению. Как известно, после первых случаев нажима на него со стороны Иванишвили, президент действительно подумывал об отставке, но позже передумал. Ясно одно - экс-премьер не оставит его в покое. Хотя легальных рычагов давления на Маргвелашвили у Иванишвили нет. К тому же симпатии простого народа постепенно склоняются на сторону президента. Однако экс-премьер обладает не малыми финансовыми средствами и мафиозным стилем поведения. Короче, как говорят в Одессе, «будем посмотреть».
Тем более что правящая в стране коалиция «Грузинская мечта» стремительно теряет популярность. Несомненно, воля и деньги Иванишвили смогут сохранить коалицию до очередных парламентских выборов в 2016 году. Но вопрос в том захочет ли этого сам Иванишвили или же выберет правящую коалицию в качестве «козла отпущения».
Что касается возможности создания коалиции в лице Единого национального движения Саакашвили и Свободных демократов Аласания, она до выборов исключается. Этому мешает большой груз противостояния в прошлом. Но после выборов, исходя из их результатов, совсем не исключается возможность тактической координации усилий двух политических партий.
Ильгар Велизаде, политолог:
- На мой взгляд, это противостояние связано с тем, что реформы политической системы Грузии разрабатывались прежними властями страны с учетом реального доминирования в политической жизни Единого национального движения, когда центр принятия решений переходил бы к премьер-министру, предположительно к Михаилу Саакашвили, в то же время президентом мог бы стать кто-нибудь из его окружения.
Однако победа на парламентских, а впоследствии и на президентских выборах его оппонентов, причем коалиции, состоящей из разных партий, с различными целями и приоритетами, привело к тому, что эту модель стали воплощать на практике совсем другие политические силы, к тому же соперничающие между собой.
Результат налицо. Несогласованность действий представителей правящей коалиции со всей рельефностью проявилась в процессе реализации на практике реформы политической системы Грузии. Представители соперничающих группировок во власти оказались во главе двух важнейших политических институтов и используют их в качестве инструментов политического соперничества.
Что касается перспектив противостояния, то тут сложно что-либо сказать однозначно. Однако такое положение не может длиться долго, поскольку не просто дестабилизирует внутриполитическую ситуацию, но и ставит под сомнение саму эффективность политической системы страны. Мне представляется, что это противостояние до большого политического кризиса все же не дойдет, и в случае его активизации, если оно придет к кульминационной отметке, возможно использование процедуры вотума недоверия, либо к президенту, либо к премьер-министру.
Не следует забывать, что в нынешних условиях значительный политический вес имеет парламент. Если сторонники президента возьмут верх над сторонниками премьера в парламенте, можно ожидать санкционирование отставки премьера и наоборот. Не исключен и вариант полного краха правящей коалиции, тогда страна станет перед неизбежностью новых выборов в парламент.
В то же время на сегодняшний день в стране сохраняется определенный баланс сил и интересов. Он хрупкий, неустойчивый, но он есть. Сегодня в Грузии нет политической силы, которая могла бы претендовать на полный контроль над политическим полем. Есть различные группы интересов, которые соперничают за сферы влияния. Именно по этой причине реализация вышеуказанных сценариев в самое ближайшее время вряд ли возможна.
Эльхан Шахиноглу, политолог, руководитель исследовательского центра «Атлас»:
- Я думаю, что причина противостояния между президентом и премьером кроется в коалиции. Коалиционные правительства не являются крепкими даже в Европе, не говоря уже о странах, такими традициями не обладающими. Кроме того, в Грузии между президентом и премьер-министром идет борьба за привилегии.
Президент считает, что он может влиять на внутреннюю и внешнюю политику, а премьер-министр, наоборот, руководствуясь новой Конституцией, действует по своему усмотрению. В то же самое время президент по-иному констатирует свои конституционные полномочия. Из чего выходит, что новая Конституция Грузии до конца не решила вопрос юридических взаимоотношений между президентом и премьер-министром.
Если противостояние продолжиться, то в таком случае я вижу несколько путей решения. Во-первых, спор между президентом и премьер-министром может дойти до Конституционного суда: именно этот орган может решить у кого сколько полномочий. Во-вторых, в спор может вмешаться Бидзина Иванишвили: именно он своим авторитетом несколько лет назад победив Михаила Саакашвили решил, кто будет новым президентом и премьер-министром страны. То есть и президент и премьер-министр протеже Иванишвили.
Но пока что я не вижу особого желания экс-премьера решить этот спор. Хотя, по моему мнению, симпатии Иванишвили находятся на стороне действующего премьер-министра. Наверное, создателю правящей коалиции «Грузинская мечта» не нравятся слухи о том, что президент Маргвелашвили тепло относиться к Саакашвили. А бывший президент Грузии остается главным врагом Иванишвили.
Тем не менее, существует и третий выход из ситуации, подразумевающий начало процедуры импичмента против президента. Это последний шаг, на который может пойти премьер-министр. Но я не думаю, что в нынешней сложной экономической ситуации премьер-министр рискнет растрясти Грузию. Ведь это приведет только к новым столкновениям и политическим разборкам.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать