• суббота, 20 Апреля, 12:01
  • Baku Баку 23°C

Anima - творение мастера

22 апреля 2015 | 16:00
Anima - творение мастера

Мне доставляет особое удовольствие сообщить о том, что недавно в Музее современного искусства открылась выставка, последовавшая за чередой других показов работ талантливой художницы, лауреата престижных местных и международных конкурсов Инны Костиной. Выставка, оказавшаяся, по мнению уважаемых профессионалов, вехой не только в ее творчестве, но и в истории поступательного движения изобразительного искусства Азербайджана в масштабах мировой культуры как явно успешный шаг на пути к ее современному уровню.
Мне не раз доводилось рассказывать о слагаемых успеха Инны Костиной, большого мастера, в творческой биографии которой более 250 выставок на мировом пространстве, в том числе - 24 персональных, весьма заинтересовавших наших и зарубежных ценителей. И всегда это было совсем непросто. Не может же сделать полотна художника достойными искреннего внимания и одобрения современников перечисление таких составляющих, как сюжет, колорит, композиция или портретное сходство персонажей, если они не отмечены творческим горением, неистовым буйством чувств и мыслей, неудержимым стремлением к новизне и разнообразию, прочувствовать и описать которые - наша главная задача.
Сегодня особенно остро ощущение того, что, рассказывая о выставке, экспонаты которой будут доступны вниманию посетителей Музея современного искусства вплоть до 5 мая, не обойдешься штампованными фразами и дежурными определениями темы, почерка, собственной манеры автора. Потому что для достойной оценки такого собрания, как убедилась не раз, нужны слова космического толка. Те, что передадут философский подход мудреца к жизни и своему творчеству, а не обрушат на читателей набор плоских и избитых словосочетаний и славословий.
Стремительный бег времени, все нарастающий поток информации, новые формы и методы обучения, делающие современника цивилизованной, вооруженной познаниями личностью, призывают нас исследовать нарождающиеся тенденции, комментировать их для всеобщего пользования, и тут уж дело нашей чести не проходить мимо интересного, важного, судьбоносного. И выставки Инны Костиной - тоже…
Начнем с того самого названия Anima, которому «поручено» емко обозначить суть и идею акции, подчеркнуть много больше, чем буквальное значение слова, обозначающего женское начало всего сущего в мире. Ведь оно менее всего оказалось тут потому, что автор 55 комфортно расположившихся в уникальном по архитектуре и интеллектуальной насыщенности музее - женщина. По силе духа, по энергетике ее произведений, смелому новаторству и количеству вложенного физического труда такая экспозиция, как говорится, дает не одну фору коллекциям иных мужчин. Но женственность… Как же она облагораживает ауру предоставленных залов, как озаряет теплым светом добра гамму чувств и гармонию неординарной философии, на генетическом уровне бередящих душу современника импульсами первозданной древней природы…
Еще недавно мы считали, что не корректно спрашивать автора о том, что за этими емкими названиями, что хотела выразить. Она-де написала, а вы понимайте, как можете - каждый по-своему. Но такой взгляд безнадежно устарел - ныне изначально обращенные к окружающим и рассчитанные на встречу с посетителями послания истинного художника сами по себе задают множество вопросов и требуют ответов. К примеру, о происхождении замысла, о выборе средств, способных пригласить окружающих в ее творческий мир, чтобы вместе с ней сопереживать, помогать как можно большему числу людей стать осведомленнее и духовно богаче, научить гордиться тем, что можешь соответствовать статусу человека разумного…
- Замыслы, темы, образы… Они всегда роятся в сознании и бередят душу, - говорит Инна Валентиновна Костина. - Я часто впадаю в состояние, которое называю улетом. Когда, прибежав в мастерскую, запираюсь, отключаю телефон, и все - меня ни для кого нет.
- Помнится, обычно все это случалось в теплые месяцы года, а тут новые полотна вы показываете сразу же после довольно капризной зимы…
- Да, работы для нынешней выставки с неистовой торопливостью я писала зимой. Вместе с коллегами-соседями мы провели в свои мастерские отопление, и, вернувшись из творческой командировки, я в те дни «набросилась» на работу с особым энтузиазмом.
- Для ваших творческих устремлений всегда была характерна необузданная палитра насыщенных красок, вашим воображением владели зашифрованные на холстах фантастические образы мистических персонажей, облагораживающих каждого в меру его умения жить в интеллектуальной среде . Сегодня вы явно выступаете с новыми настроениями…
- Да, собранные на базе собственного опыта в три серии: «На языке птиц», «Страсти по Эдему» и «Вегетативные ландшафты» - работы, имеющие свое лицо, рождались спонтанно и необыкновенно быстро. Только и успевала таскать пакетами краски, которые в магазине мне охотно отпускали в кредит, чтобы вновь и вновь «укладывать» их широкими мазками на холсты большого размера с необычными для меня персонажами.
- Расскажете о них?
- Не-е-ет… Получилось то, что получилось. Возможно, это и есть своеобразный разговор о сокровенном. О том, что не выразишь словами.
Запомнился огромный выплеск энергии, какие-то одержимость и усталость, обернувшиеся чувством удовлетворения и счастья. Кажется, это лучшая из моих выставок - я так поняла суть написанной Теймуром Даими статьи в Каталоге, специально выпущенном по этому поводу...
Я уже цитировала художника, режиссера, критика и теоретика искусства, доктора философии Теймура Даими, называющего Инну Костину живописцем до мозга костей и сказавшего: «Она не просто живет, а фактически «бредит» цветом, колористическими структурами и оптическими комбинациями. И поэтому во всех своих работах преследует одни и те же цели - создавать настроение, атмосферу и целостный образ произведения в первую очередь с помощью света, цвета и живописных пятен, подчиняя динамичной и неоднозначной цветовой архитектонике все остальные компоненты работы, включая идею…»
Ныне, когда Инна Валентиновна наотрез отказывается комментировать зашифрованные на новых холстах мысли и чувства, а говорит лишь о будоражившем ее воображение состоянии души как неком космическом послании, вновь обращаюсь к философу. Человеку, умеющему глубоко и убедительно объяснить то, что покрыто пылью веков. Что досталось всем нам по наследству от великих мира сего, помогая неравнодушно жить и высоко нести культ познаний. В том числе и по примеру самых талантливых, достойных вести за собой остальных, как влекут новые серии Инны Костиной с загадочными названиями, сгруппировавшими ее ощущения от сегодняшних реалий…
- Теймур муаллим, недавно встретив Инну в Театре оперы и балета, и представить не могла, что свежие впечатления об операх «Травиата» и «Аида» Дж.Верди она намеревается выразить средствами живописи. А теперь вот стараюсь оценить неординарность ее отношения не просто к этим шедеврам, но к музыкальному искусству вообще…
- Это как раз пример творческого осмысления талантливым человеком впечатлений о жизни.
- И такого своеобразного… Я права, когда называю художника философом?
- Наверное… Ее дирижер, вокалисты - сгусток впечатлений от оперного искусства в целом.
- А почему серия, объединившая их буквально одушевленные портреты, называется «На языке птиц»?
- Хороший вопрос! На первый взгляд это попытка отразить собственное ощущение звука и музыкальной стихии. Но, по-моему, тут еще и обращение к явлениям доисторического, а, может, и мистического толка. Птичий язык - некий элемент храма природы, утерянный тайный язык праотцов, на котором душа говорит со Всевышним и который мы хотели бы реанимировать, чтобы говорить о самом главном, сокровенном, достойном и интимном.
- Это как-то перекликается с серией «Страсти по Эдему»?
- Возможно, хотя и весьма отдаленно. Обнаженная натура всегда была предметом внимания художников, пробой на мастерство. Инна Костина коснулась столь тонкой материи по-своему и очень деликатно.
Прежде скажу, что в целом новая коллекция художницы - явный прорыв на уровень современных представлений о творчестве живописцев. На сей раз у Костиной много работ большого формата, а он обеспечивает свободу, побуждает к размаху кисти, смелому наложению мазков, то есть к раскрепощению душевных эмоций и рассудка. Работая на большом пространстве, мастер имеет поле, где рождаются озарения и можно смело выплеснуть невысказанное, возвышающее.
- В эротике трудно найти нечто новое…
- Но она нашла! Посмотрите, как необычны у нее ракурсы и позы, с каким вкусом она избегает провокаций, предотвращает риск оказаться примитивной и вульгарной.
- А серия «Вегетативные ландшафты»? Это своего рода пейзажи?
- Не только! Огромные букеты, необычные, почти одушевленные цветы - целая галактика, где каждый цветок - отдельный мир. Созерцая его, видишь много-много красноречивых сочетаний и ассоциаций, овладевающих нашими чувствами и уводящими в путешествия по неизведанным далям.
- После ваших размышлений и впрямь по-иному воспринимается обманчивая конкретика первых впечатлений от выставленных холстов. И верится, что умение знакомиться с работами художников - серьезная наука. Как овладеть ею?
- Смотреть почаще и подолгу. А еще читать, рассуждать, обсуждать.
- И нет нужды вникать в дебри теоретических разборок о сменяющих друг друга направлениях в изобразительном искусстве, о всяких там импрессионизме, сюрреализме, постмодернизме и концептуальном искусстве?
- Важно понять, что искусство - состояние души, передаваемое сообществу мирозданием через самых тонких, берущих на себя боль человечества талантливых людей.
- Общаясь с профессионалами?
- И с ними тоже. Лишь бы постоянно и с неослабевающим интересом.
- Воздастся сторицей?
- Непременно!
- Лучший из выводов, которые можно сделать по завершении знакомства с экспозицией достойной выставки. Спасибо вам, Теймур!
- Спасибо Инне Костиной!
- Естественно…
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать