• пятница, 29 Марта, 04:57
  • Baku Баку 7°C

Российско-иранская ось

16 апреля 2015 | 11:58
Российско-иранская ось

МНЕНИЕ
На днях состоялась очередная встреча глав МИД Франции, Германии, России и Украины в формате «нормандской четверки». Как и прежде, основным вопросом было обсуждение текущей ситуации на юго-востоке, выполнение сторонами минских соглашений о прекращении огня и разведении сторон.
Еще одним важным событием последних дней стал указ президента России Владимира Путина о снятии запрета на поставку зенитно-ракетных систем С-300 в Иран.
Своим мнением по этим событиям в интервью газете «Каспiй» поделился российский политолог, руководитель политической экспертной группы Константин Калачев.
- Как известно, вчера завершились переговоры «нормандской четверки» в Берлине. Насколько итоги переговоров могут повлиять на процессы в Украине?
- Как известно, министры стран «нормандского формата» подтвердили приверженность принятым в Минске соглашениям, в том числе решению о прекращении огня, а также отводе тяжелых вооружений за линию соприкосновения. По словам российского министра Лаврова, стороны подтвердили центральную роль миссии ОБСЕ при инициативной роли российско-украинского координационного и контрольного центра. Украинская сторона заявляет об очень жестком разговоре.
На переговорах «нормандской четверки» в Берлине Украина, со слов своих официальных лиц, настаивает на необходимости создания международной миссии в поддержку минских соглашений и необходимости прогресса в деле обмена пленными. Об этом написал посол Украины в Германии Андрей Мельник в Twitter. Одной из главных договоренностей встречи стало решение о том, чтобы наряду с типами вооружения, которые уже были в списках, в них также были бы внесены танки и другие вооружения калибром менее 100 миллиметров.
Все это, конечно, важно и нужно. Но это лишь частные вопросы, касающиеся перемирия. Принятой и одобренной всеми «дорожной карты» к миру так и нет. Конфликт реально рискует затянуться на годы. Россия не готова бросить ДНР и ЛНР на произвол судьбы, а Украина согласиться на федерализацию и смену направления своей политики.
У Киева сейчас главная проблема заключается в выживании экономики страны, а кризис на юго-востоке подрывает возможность эффективных реформ. Что, впрочем, вполне соответствует интересам российского руководства, которое, похоже, исходит из принципа - так не доставайся же ты никому.
России спешить некуда. Либо в Украине поменяется общественное мнение, произойдет смена власти и у руля окажутся пророссийские политики, либо конфликт будет тянуться. Впечатления решительных и продуманных реформаторов нынешнее руководство Украины не производит. Перемены пока носят больше политико-пропагандистский характер и не касаются системных проблем, таких, к примеру, как коррупция. Рейтинги украинских руководителей падают. Но еще одного «Майдана» не будет. В условиях противостояния с ДНР и ЛНР люди будут терпеть.
- Насколько вообще реально в ближайшие год-два установить прочный мир в Украине?
- Совершенно нереально. Чтобы это произошло, Киев должен найти общий язык с Москвой, а это значит сменить курс. Такого не будет. Украинские эксперты говорят, что Путину не нужна процветающая европейская Украина, плохой, мол, пример для россиян. В любом случае украинские аналитики явно переоценивают возможности своей страны стать европейской и процветающей в условиях кризиса на юго-востоке и потери российского рынка. Компромиссы каждая сторона, увы, расценивает как свое поражение.
Я еще год назад говорил, что в итоге, кто бы и что бы ни предлагал и ни заявлял, ситуация с ДНР и ЛНР придет к некоему подобию приднестровского варианта. С той оговоркой, что у ДНР и ДНР, в отличие от Приднестровья, есть общая граница с Россией. Прошел год, я по-прежнему не изменил своего мнения. ДНР и ЛНР обрели за это время субъектность, которую Украина категорически не признает. О каком здесь компромиссе сторон можно говорить?
- Президент Путин разрешил поставки С-300 в Иран. С чем это связано?
- Российско-иранская «ось» существует и будет существовать. Враг моего врага мой друг. Рассматривать перспективы этой связки необходимо с точки зрения качества этих отношений, возможности выведения их на уровень стратегического партнерства. Очевидно наличие политических и экономических предпосылок для формирования стратегического партнерства между Москвой и Тегераном.
Будучи странами с общей границей в достаточно непростой геостратегической точке - на Каспии, они имеют общие позиции по вопросу приоритета суверенности и своего особого пути. Москва и Тегеран друг другу необходимы. Координируя свои региональные стратегии, они совместно могли бы играть более важную роль не только в регионе, но и в мире.
Отношения до сих пор омрачало решение России, принятое при президенте Медведеве, отказаться от поставок ракетных комплексов С-300 по ранее заключенному контракту. Но данное решение пересмотрено и Владимир Путин разрешил возобновление поставок ракетных комплексов. Хотя руководство Соединенных Штатов выступает против возобновления поставок ракетных комплексов С-300 из России в Иран, но делает это как-то неубедительно.
Как заявил пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест, госсекретарь Джон Керри уже довел позицию США до Сергея Лаврова: «Возможные поставки Россией зенитно-ракетных комплексов С-300 Ирану не будут нарушением санкций, введенных против Исламской Республики Советом Безопасности ООН, однако США обеспокоены таким развитием событий в связи с действиями Ирана в регионе».
Об этом же заявила на неделе официальный представитель госдепартамента США Мари Харф, комментируя указ президента России Владимира Путина о снятии запрета на поставки С-300 в Иран. Отвечая на вопросы журналистов, станет ли продажа этих систем вооружений нарушением санкций СБ ООН, она, в частности, сказала: «Насколько мне известно, нет». Соединенные Штаты полагают, что в настоящее время это был бы неконструктивный шаг со стороны России. Обеспокоенность США по поводу возможных поставок Россией ЗРК С-300 со слов официальных представителей Госдепа вызвана «дестабилизирующим поведением Ирана в регионе, в том числе в Йемене». А что еще США могут в этой ситуации сказать, чтоб хоть как-то подсластить пилюлю своим союзникам - Саудовской Аравии и Израилю?
Конечно, будет интересно, если Россия сейчас С-300 ИРИ поставит, а американцы летом соглашение с ними не так и не заключат... Возможны варианты. Но для Обамы соглашение критически важно. Потому приходится с чем-то мириться. Ну, а Путина можно понять. Иран перспективный партнер для российского ВПК. К тому же, российский президент хотел бы сохранить влияние на Тегеран и после отмены санкций. Их отмена не превращает Иран в союзника США, лишь нормализует отношения.
Разъясняя свое решение по ракетным комплексам, накануне Путин провел телефонный разговор с премьер-министром Израиля, в котором объяснил ему логику принятия российским руководством решения об отмене эмбарго на поставку в Иран ЗРК С-300. Президент России напирал на факт, что по своим тактико-техническим характеристикам система С-300 имеет сугубо оборонительное назначение и не поставит под угрозу безопасность Израиля и других стран ближневосточного региона. Понятно, что ни Израиль, ни саудиты таким объяснением удовлетвориться не могут. Но решение принято.
- Россия больше теряет или выигрывает от снятия санкций с Ирана?
- Что-то теряет, что-то находит. Полноценное возвращение Ирана на нефтяной рынок может, конечно, больно ударить по экономическим интересам России. Особенно, если Иран в борьбе за новые рынки начнет демпинговать, предлагать большие скидки. Падение нефти ниже $50 за баррель стало бы для нашей страны серьезной проблемой. Возможности диверсификации у России ограничены.
Сотрудничество с западными компаниями может позволить Ирану в перспективе практически удвоить добычу. Некоторые в связи с этим пугают падением цен в два, а то и три раза. Я в такое падение не верю. Не верят в него, кстати, и американцы. Они прогнозируют, что нефть может подешеветь процентов на 10-15. Ну, будет даже какое-то время $40 за баррель. Для, России это критично, но не смертельно.
Есть еще и проблема возможной конкуренции на европейском газовом рынке. Но это не так скоро. А покупателем российского вооружения Иран может быть здесь и сейчас. То же касается сотрудничества в освоении мирного атома и ряда других проектов. Уже в ближайшее время Россия и Иран готовы реализовать бартерную сделку - «нефть в обмен на товары». В рамках этой бартерной сделки предполагается, что Россия в обмен на иранскую нефть будет поставлять зерно, определенные виды техники и стройматериалы. Но главное, все-таки, не экономические, а политические выгоды. Та самая ось «Россия - Иран».
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать