• среда, 24 Апреля, 14:32
  • Baku Баку 27°C

Ближневосточный пожар

04 апреля 2015 | 10:08
Ближневосточный пожар

МНЕНИЕ
По итогам минувшего месяца Йемен стал очередной «горячей точкой» на карте арабского Востока. События, которые разворачивались в этой стране со стремительной скоростью, произошли буквально за неделю. Можно было бы сказать, что в Йемене идет гражданская война, повстанцы-хуситы заставили бежать президента и собираются взять под контроль всю территорию страны. На самом же деле в Йемене столкнулись интересы многих государств Ближнего Востока.
Фактически началась война между Ираном и Саудовской Аравией. К слову, Иран в свое время вложил немало сил и средств в повстанческое движение йеменских шиитов «Ансар Аллах», которая стала боеспособной армией с четкой структурой, наподобие ливанской «Хезболлы». Это движение взяло под контроль некоторые ключевые города и потенциально может перекрыть Баб-эль-Мандебский полив, через который страны Персидского залива отправляют нефть в Европу.
И если учесть, что в конфликт вмешалась Саудовская Аравия, быстро сколотившая коалицию, в которую вошли Катар, Египет, Пакистан, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Иордания и Судан, то по факту сейчас против хуситов боевые действия ведут десять государств, которые бомбят позиции повстанцев с воздуха и пытаются блокировать морские порты с моря, дабы не допустить подвоза оружия хуситам из Ирана.
Предыстория
Шиитский мятеж в Йемене произошел еще в 2004 году, а позже, в 2009-м, развернулись активные боевые действия с участием как шиитов и правительственной армии Йемена, так и Саудовской Аравии.
В 2010 году было заключено перемирие, однако спустя год начались столкновения шиитов с суннитскими неправительственными организациями и «Аль-Каидой».
В то же время начиная с 2014 года вплоть до 20 марта 2015 года в Йемене продолжилась серия терактов, в результате которых погибли сотни людей, а сравнительно за короткий срок сформировалось мятежное повстанческое движение «Ансар Аллах» («хуситы»).
Итак, международная военная операция против хуситов началась со стороны Саудовской Аравии, а США в традиционном для них духе изначально заявили о поддержке военной операции в Йемене.
В поддержку действий Эр-Рияда выступила Турция в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана, призвавшего Иран к прекращению помощи хуситам, затем последовала ответная нота протеста со стороны Тегерана в адрес Анкары.
Если взять за основу интересы Москвы в отношении ближневосточного региона, то позиция России в этом конфликте также немаловажна. Москва, отдав предпочтение мирным переговорам, вызвала только недовольство Эр-Рияда, который жестко отреагировал на путинское видение проблемы.
Тем не менее де-факто ситуация в Йемене поставила под угрозу стабильность всего региона, поскольку беспорядки в Саудовской Аравии наряду с политическими рисками, ведущими к эскалации конфликта, ослабляют и экономическую составляющую из-за перебоев в добыче нефти.
Компетентное мнение
Вот что сказал в интервью газете «Каспiй» известный российский политолог, директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, комментируя сложившуюся ситуацию в Йемене.
- События в Йемене укладываются в логику того, что эксперты часто называют «большой суннито-шиитской войной». Йемен - это один из «фронтов» войны, где одну сторону поддерживает Иран, другую - Саудовская Аравия. Саудовцы вообще не стесняются активно вмешиваться в борьбу суннитов и шиитов по периферии своих границ. И Запад не знает, что с этим делать, ибо очень сильно зависит от саудитов в плане поставки нефти.
Точно так же саудовцы провели операцию в Бахрейне, подавив во время «арабской весны» революционное движение шиитов. И США промолчали. Сейчас саудовцам удалось сколотить целую коалицию для борьбы с повстанцами, которая и ведет активные боевые действия в Йемене.
США оказались в сложной ситуации, так как где-то они осторожно поддерживают суннитов и своего традиционного союзника - Саудовскую Аравию, а где-то, как в Ираке, неизбежно оказались на стороне шиитов и вступили во временный фактический союз даже с Ираном.
Угроза же от саудовских действий для всего мира следующая. Йемен давно уже был инфильтрован «Аль-Каидой». Активное противостояние, которое существует между различными группами внутри исламского мира, к сожалению, приводит к тому, что образовываются так называемые «несостоявшиеся государства», не контролирующие свои территории. В результате в эти зоны нестабильности пытаются инфильтроваться, и зачастую успешно, разного рода экстремистские группировки вроде ИГ в Сирии и Ираке и «Аль-Каиды».
Параллели
По мнению А.Казанцева, параллели между событиями в Йемене и Украине схожие: имеет место революционное движение, пришедшие к власти на большей части страны новые силы, международный конфликт, который был этим вызван.
Иной точки зрения придерживается директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов.
- Сравнивать Йемен и Украину некорректно, поскольку ситуация накануне начала гражданского противостояния в этих странах имела разные корни, - говорит политолог. - В Йемене воюют шииты и сунниты, в Украине - украинские националисты и сторонники интернационализма. Но вот международную реакцию на происходящее в Йемене и Украине сравнить любопытно.
Саудовская Аравия и присоединившиеся к ней государства бомбят повстанцев лишь на основании обращения к ним беглого президента Абд-Раббу Мансура Хади. И все международное сообщество делает вид, что так и надо поступать. Хотя очевидно, что саудиты вмешиваются во внутренние дела Йемена и на военную операцию не давал разрешения Совет Безопасности ООН. Если исходить из логики действия просаудовской коалиции, то Россия должна была начать бомбить с воздуха Киев и Львов, основываясь на слова беглого президента Януковича. На практике мы видим, что страны Запада ставят в качестве условия снятия санкций выполнение Москвой Минских соглашений по мирному урегулированию в Донбассе, при том, что Россия - даже не сторона внутриукраинского конфликта.
Угроза развала?
По оценкам А.Казанцева, развал Саудовской Аравии как следствие йеменской войны - слишком смелый и маловероятный сценарий.
- Распад Саудовской Аравии - давняя стратегическая цель Ирана и сил «шиитской оси», и в Йемене они работали в том числе и над этим, - считает политолог. - Но пока до реализации этой цели очень далеко. Да и силы Ирана переоценивать не стоит. Распад Саудовской Аравии, кстати, был бы чудовищной геополитической катастрофой, так как на развалинах королевства наверняка закрепились бы очередные исламские радикалы типа ИГ.
Несколько иной точки зрения придерживается А.Иванов. По его словам, Эр-Рияд вкладывает колоссальные средства в пропаганду своих ценностей и идей «всемирного халифата».
- На совести саудовского режима разорение Ливии, гражданская война в Сирии, жертвы трехлетнего противостояния в Египте, долгое кровопролитие в Ираке. Хотя саудовская армия и оснащена современной техникой, боевой дух ее солдат очень слабый. Саудовцы привыкли жить на широкую ногу, не работать, умирать они не готовы. А вот у вооруженных, хорошо подготовленных повстанцев Йемена - одной из беднейших стран мира - мотивация сражаться есть, и в ближайшее время мы можем увидеть серьезный передел всего Ближнего Востока, - считает эксперт.
Интересы Москвы
По мнению Андрея Иванова, Россия никак не причастна к началу и ходу боевых действий в Йемене.
- С другой стороны, косвенная выгода у России может быть. Сам конфликт делает нефтяной рынок нестабильным, значит, цены на «черное золото» растут, а это выгодно российской экономике. Если говорить о некоей «большой» выгоде, то Россия может выиграть от падения режима в Саудовской Аравии. Сейчас Эр-Рияд опять обвалил цены на нефть и спровоцировал этим экономический кризис в России. Считаю, что Россия должна активно помочь повстанцам-шиитам, чтобы свергнуть режим в Саудовской Аравии. Достаточно поставить движению «Ансар Аллах» российские средства ПВО, способные противостоять авиации коалиции саудитов.
В свою очередь А.Казанцев уверен, что события в Йемене невыгодны напрямую России, так как они не затрагивают никаких важных интересов Москвы, хотя косвенно РФ и другие производители углеводородов выигрывают от подъема цен на нефть.
Резюме
Как заявил в интервью газете «Каспiй» директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан, так или иначе политические катаклизмы напрямую влияют на мировые цены на «черное золото».
При этом эксперт уверен, что в текущем году средняя цена марки Brent не превысит 60-долларовой отметки, а это значит, что по сравнению с прошлогодними показателями цены на нефть окажутся на 40% ниже, что непосредственно повлияет на доходы нефтеэкспортных стран.
Тахмина МЕЛИКОВА
banner

Советуем почитать