• суббота, 20 Апреля, 12:05
  • Baku Баку 23°C

Небо и земля

03 апреля 2015 | 14:30
Небо и земля

РЕГИОН
Самой обсуждаемой с прошлого года темой в Грузии является противостояние членов правящей коалиции «Грузинская мечта», в частности премьера Ираклия Гарибашвили и президента Георгия Маргвелашвили. То пропадая, то вновь всплывая на поверхность это противостояние породило волну обсуждений перспектив грузинской внутренней и внешней политики как в самой Грузии, так и за ее пределами.
Тема противостояния вновь вспыхнула после того, как члены правительства не пришли на выступление президента в парламенте с ежегодным докладом. Гарибашвили заявил, что не видит необходимости в присутствии членов кабмина на выступлении Маргвелашвили и добавил, что его можно послушать по телевизору.
Президент Грузии, в свою очередь заявил прессе, что на него оказывают открытое давление и раскритиковал правительство Гарибашвили. Последний не остался в долгу, заметив, что президент не должен грубо вмешиваться в работу правительства, особенно, если интересующие его вопросы совершенно не входят в его компетенцию.
О сложившемся противостоянии между президентом и правительством в Грузии и его перспективах в интервью газете «Каспiй» рассказывают известные грузинские эксперты.
Тенгиз Аблотия, политический обозреватель:
- Я бы не назвал происходящее давлением. Маргвелашвили просто игнорируют. Типа - есть президент, конституция нас обязывает терпеть, вот мы его и терпим, но на большее нас не хватит. При этом у правящей коалиции в этом противостоянии никакой особой стратегической цели нет. Просто пару раз президент проявил самостоятельность и пошел наперекор мнению Иванишвили.
Тот, будучи человеком властным и обидчивым, обиделся. Иванишвили хоть и миллиардер, но менеджер никчемный. Весь его стиль управления - это интрижки, противопоставление одной группы другой, и т.д. Я думаю, что он и деньги заработал таким образом - просто хорошо умел сталкивать лбами людей, оставаясь при этом другом для всех. Есть такая категория людей. Они не умеют просто, по-человечески управлять чем-либо. Так что никакой глубокой цели тут у Бидзины нет. Я подозреваю, что он вообще ни на какие далеко идущие цели неспособен.
Единственное, чего от президента желает добиться правящая команда, чтобы он тихо досидел свой срок и не показывался им на глаза. К тому же ни к чему большему данное противостояние не приведет. Во-первых, полномочий у президента не очень много, во-вторых, сам Маргвелашвили - человек неконфликтный и умеренный. Он просто досидит до конца своего срока, а потом уйдет без каких-либо последствий.
Джумбер Кирвалидзе, политолог:
- Прежде чем начать говорить о противостоянии между президентом и правительством, необходимо вспомнить то, как Маргвелашвили в начале стал приближенным лицом Иванишвили, затем - министром образования в кабинете Иванишвили, кандидатом в президенты, а в итоге и президентом. Всего этого он смог добиться только благодаря 100-процентной поддержке самого рейтингового политика Грузии - премьера Иванишвили.
Дело в том, что до их знакомства в 2011 году Маргвелашвили никто всерьез не воспринимал, да и политиком его никто не считал. Тогда нынешний президент был лишь ректором одного из вузов и изредка выступал в СМИ в роли эксперта. Поэтому, когда Иванишвили выдвинул его кандидатуру на пост президента, многие в стране были удивлены его выбором. По всей видимости, Маргвелашвили сумел расположить к себе Иванишвили. Однако все то доброе и позитивное, что накопилось в отношениях между ними за три года знакомства, сошло практически на нет после того, как Иванишвили ушел из политики и на место премьера рекомендовал Гарибашвили.
К тому же, согласно конституционным изменениям роль премьера возросла, в то время как полномочия президента сузились. В настоящее время Грузия находится на пути преобразования в парламентскую республику, где главой власти является премьер, а президент выступает в роли арбитра между ветвями власти.
Более того, я полагаю, что перед выдвижением Маргвелашвили на пост президента, Иванишвили договорился с ним о том, что став президентом тот станет помогать процессу становления в Грузии парламентской системы. Однако, став президентом, Маргвелашвили начал вести собственную игру. Он не сдержал слова и даже в таком второстепенном (на первый взгляд) вопросе, как переезд в президентский дворец, построенный Саакашвили, президент пошел против воли правительства и разместился в нем, хотя еще в ходе предвыборной кампании обещал избирателям не входить туда.
Суть проблемы противостояния между президентом и правительством Грузии состоит в том, что Иванишвили «сделал» Маргвелашвили президентом посредством выборов и у него сейчас самая высокая легитимация в стране. Если бы не этот фактор, то Маргвелашвили не посмел бы вставлять палки в колеса правительства, всякий раз при этом подчеркивая собственную значимость. В итоге, ведя собственную игру, президент становится преградой на пути перехода Грузии от президентской к парламентской республике.
Что касается поднявшейся в прессе шумихи вокруг того, что премьер и правительство отсутствовали в парламенте во время выступления президента, то в самой Конституции зафиксировано положение, по которому правительство не обязано присутствовать в парламенте в ходе выступления президента. Следует заметить, что аналогичная практика существует во многих странах мира, имеющих парламентскую форму правления.
В этом нет никакой подоплеки. Просто Маргвелашвили должен наконец понять в каком конституционном поле находится страна и в каком направлении развиваются внутриполитические процессы. То есть, Маргвелашвили нужен Грузии только в качестве президента парламентской республики и не более того. Чем скорее он это поймет, тем лучше будет и для него, и для страны в целом. В противном случае, я не исключаю, что Маргвелашвили потеряет всякий интерес у населения в качестве политика.
В таком случае, вполне возможен вариант, когда Маргвелашвили покинет свой пост досрочно. То есть, победа в этом противостоянии действующего президента полностью исключается. Уверен, что в решительный момент он отступит потому как прекрасно знает насколько велика разница между ним и Иванишвили. Это как земля и небо.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать