• суббота, 20 Апреля, 13:55
  • Baku Баку 23°C

Об Украине, «свиньях» и ЕС

31 марта 2015 | 11:16
Об Украине, «свиньях» и ЕС

МНЕНИЕ
Ситуация в Украине, особенно в ее юго-восточной части продолжает оставаться напряженной, несмотря на отсутствие масштабных боевых действий.
Между воюющими сторонами наступило относительное затишье, периодически нарушаемое перестрелками и локальными боестолкновениями. Несомненно одно, до полного затишья еще очень далеко и противоборствующие стороны стараются с пользой для себя использовать относительное затишье: перебросить подкрепления в живой силе и технике, боеприпасы, поглубже зарыться, укрепить оборону…
О ситуации в Украине в целом и на юго-востоке в частности, перспективах ее развития в ближайшем будущем, взаимоотношениях между Западом и Россией сквозь призму действующих санкций в интервью газете «Каспiй» рассказывает российский военно-экономический эксперт Дмитрий Верхотуров.
- Что сейчас происходит на юго-востоке Украины: реальное перемирие; ситуация - ни войны, ни мира, или ведение позиционной войны малыми силами?
- Я бы назвал сложившуюся ситуацию передышкой. Обе стороны в предыдущей фазе конфликта понесли серьезные потери, и теперь, прежде чем начинать новый раунд боев, им нужно пополнить и сконцентрировать свои силы.
Судя по сообщениям, сейчас идут позиционные бои в районе Широкино на юге Донецкой области, на побережье Азовского моря, которые, по мнению командования «Новороссии», представляют собой разведку боем их позиций. Так что, скорее всего, скоро будет предпринята очередная попытка реванша со стороны ВСУ за разгром в Дебальцевском котле.
Наиболее интересный момент, на мой взгляд, состоит в том, что война уже перешла в стадию военно-хозяйственного противостояния. В «ДНР» и «ЛНР» в последнее время активно воссоздается промышленная и транспортная инфраструктура, даже была запущена электричка от Ясиноватой до Луганска. Восстанавливаются крупные металлургические предприятия, в частности, завод в Енакиево.
Экономика юго-востока Украины постепенно переходит в расчетах на рубль, но пока что ходят вместе рубль и гривна - цены указываются и в той, и в другой валюте. Можно сказать, что «ДНР» и «ЛНР» постепенно переходит к строительству мобилизационной военной экономики, в которой промышленность будет ориентирована на ремонт и производство вооружений, благо промышленный комплекс Донбасса вполне позволяет этим заниматься.
Украина же практически всецело полагается на иностранную помощь: кредиты и поставку вооружений западного производства. Проскальзывают сообщения о перевозке иностранной боевой техники, в частности БМП «Бредли», поставленных из Австралии. Это только один такой пример. Конечно, много говорится при этом о превосходстве западной техники, но опыт войн показывает, что та сторона, которая полагается только на помощь от союзников, в конечном итоге проигрывает в затяжной войне.
- Стоит ли в таком случае ожидать возобновления широкомасштабных военных действий со стороны Киева уже весной-летом этого года?
- Думается, что попытка реванша будет предпринята ВСУ по готовности, как только прибудет обещанное и уже отгруженное западными странами вооружение и техника. Иными словами, это вопрос двух или трех недель, возможно, и меньше. Судя по текущим данным относительно концентрации ВСУ, новое наступление будет иметь целью окружение Донецка с юга и с севера от Горловки, примерно в направлении на Енакиево. Нечто подобное пытались проделать и раньше, но предыдущая попытка кончилась для ВСУ разгромом под Дебальцево. Думаю, что и новая попытка кончится тем же самым: котлом и разгромом.
- С чем связано снятие Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области, он же считался опорой официального Киева в этой области?
- Неудачи в войне всегда приводят к эскалации внутренних конфликтов, вызванных поисками виноватых в поражениях и провалах. В данном случае конфликт между Порошенко и Коломойским имел подоплеку. Теперь уже бывший губернатор Днепропетровской области, ранее один из главных сторонников войны на юго-востоке страны, в настоящее время стал пересматривать свою позицию.
По всей видимости, теперь он не считает, что Порошенко и его окружение - это те люди, с которыми можно одержать победу. В общем, Коломойский сделал ставку не на ту лошадь. С другой стороны, вследствие такого шага его положение стало очень шатким, даже в собственной области. Он де-факто перешел на подпольное положение и превратился в некую «третью силу», которой не по дороге ни с Киевом, ни с Донбассом.
- Насколько крепки позиции нынешних руководителей Украины и смогут ли они сохранить власть в своих руках?
- Позиции нынешнего руководства этой страны весьма слабы, как внутри, так и на внешнеполитической арене. В Европе Украина не получила той поддержки, на какую рассчитывала, и ожидаемой евроинтеграции, ставшей причиной всех нынешних событий, фактически не состоялось. Внутреннее положение также нестабильно. Солдаты не понимают, за что воюют, многие гражданские лица Украины активно «голосуют ногами» в сторону России, резко снизилась кровожадная риторика украинцев в интернете, отмечаются факты сопротивления украинским властям, в частности в Одессе и Харькове.
Все это свидетельствует о том, что определенное недовольство новыми властями имеет место быть, но пока нет решающего фактора, который позволил бы этому недовольству во что-то кристаллизоваться. «ДНР» и «ЛНР» могли бы стать таким фактором, но они пока не предпринимают в этом направлении заметных усилий. В конфликте с Коломойским Порошенко явно старается привлечь на свою сторону общественные симпатии, заявляя, что освободит страну от олигархов.
- Президент Польши недавно заявил, что Украине необходим «план Маршалла» по восстановлению экономики… Насколько такой план актуален и как далеко сможет продвинуться Запад в вопросе оказания помощи официальному Киеву в укреплении его власти по всей стране и в противостоянии с Россией?
- Теоретически может быть составлен любой план, в том числе и такой. Весь вопрос заключается в том - кто за него будет платить. Политика Евросоюза, в особенности ведущих его стран - главным образом Германии, состояла в том, чтобы по возможности ограничить финансовую помощь окраинным странам Евросоюза, или «свиньям» (от аббревиатуры PIGS - Португалия, Италия, Греция, Испания - Авт.). Назревает выход Греции из ЕС.
В такой атмосфере всерьез говорить о каких-либо масштабных планах помощи Украине, на мой взгляд, абсурдно. Речь идет в лучшем случае о периодических подачках, дабы страна окончательно не распалась, но и этот ресурс далеко не безграничен.
К тому же внутри Евросоюза есть серьезное брожение и есть сторонники примирения с Россией в целях отмены санкций и открытия российского рынка для европейской продукции. Многие производители и так уже понесли серьезный ущерб от украинского кризиса, и если им предложить еще потратиться на восстановление Украины, то их отказ от такого предложения очевиден.
Думается, что в западных странах сильно переоценили последствия своих санкций против России, равно как переоценили шаткость российской экономики. Все их расчеты и вся их политика основана на предположении, что российская экономика вот-вот рухнет. Надо лишь еще чуть-чуть нажать, надо, чтобы Порошенко еще продержался какое-то время, а там, гляди, можно и трофеи делить.
Между тем прошел год с начала украинского кризиса, «вот-вот» определенно затягивается, а в российской экономике происходят малопонятные для западных руководителей вещи. Так что, думается, польские предложения - не более чем слова утешения.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать