• пятница, 19 Апреля, 06:09
  • Baku Баку 13°C

Вполне рабочий визит

07 марта 2015 | 12:20
Вполне рабочий визит

ПОЛИТИКА
Давно не припоминаю случая, чтобы содокладчики Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по прибытии в Азербайджан не сталкивались хотя бы с искусственно завышенным вниманием как со стороны оппозиции, так со стороны прикормленных Западом правозащитных организаций.
Кстати, в начале 2000-х годов сами содокладчики тоже были неадекватными - в графике того же Андреаса Гросса сплошь были встречи с «униженными и оскорбленными» - из числа арестованных участников государственных переворотов и их родственников. Не объяснишь ведь состоятельному швейцарцу, чьи прадеды даже в седьмом колене не знавали не только восстаний, но и войн, что наша страна только что откололась от СССР, и теперь находится «под прессом» не единственной России, как раньше. У них в Берне либо в Лозанне ловят второразрядных воров и мошенников, и им невдомек, как можно работать на иностранные разведки и вредить национальному правительству.
Нормальный процесс
Нынешний тандем содокладчиков Мониторингового комитета ПАСЕ (поляк Тадеуш Ивинский и испанец Педро Аграмунт) более прагматичен, а визит их сбалансирован, о чем говорит отчет о поездке, размещенный на официальном сайте организации. Разве что журналисты-международники и политики были в курсе их встреч с президентом страны и высокопоставленными представителями его Администрации, спикером парламента, председателями парламентских комитетов, членами азербайджанской делегации в ПАСЕ. Кроме того, состоялась вереница не политических бесед с генеральным прокурором, министром юстиции, председателем Центральной избирательной комиссии и, конечно же, представителями гражданского общества. Как водится, обсуждению подлежало все - и политическая ситуация в стране в преддверии запланированных на ноябрь парламентских выборов, и независимость и функциональность судебной системы, не осталась за кулисами и ситуация с правами человека. Но, повторюсь, все это было в рамках политической и дипломатической культуры и вне пределов политического шантажа и наветов, предположений и инсинуаций.
Есть еще один важный момент - для польского депутата Тадеуша Ивинского, избранного на этот пост 29 января в ходе зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге (он сменил Джозефа Дебоно Греха из Мальты), это был первый визит в Баку в качестве содокладчика.
Вообще-то, придирок к внутриполитической ситуации в Азербайджане быть не должно, поскольку она привязана к двум важным составляющим - разделению ветвей власти и праву граждан на свободное волеизъявление (совершенству Конституции и Избирательного кодекса). Политика, проводимая Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым не грешит изъянами, более того, она признана образцовой, чему подтверждением являются заявления тысяч политиков, политологов и ученых (в том числе лауреатов Нобелевской премии) о том, что всему миру неплохо бы присмотреться к стабильной среде толерантности и мультикультурализма. Причем это не провоцируется и не навязывается властью, а лелеется самим населением на протяжении столетий.
Что касается усовершенствования Избирательного кодекса АР, который, даже по признанию Венецианской комиссии сегодня отвечает всем требованиям международных стандартов, то в этом направлении есть куда развиваться, и это подтверждают не только представители ЦИК, но даже представители судебной системы.
По мнению, высказанному корреспонденту газеты «Каспiй» председателем Бакинского апелляционного суда Иманом Нагиевым, несмотря на то, что в стране действуют пять апелляционных судов, основная часть обращений в связи с выборными процессами направлялась именно в столичную инстанцию - 190 одних только исков в ходе предыдущих парламентских выборов. Интересно, что все они были рассмотрены, и лишь в отношении 25 исков было отказано. «Большинство проблем возникает в связи с отказом ЦИК в регистрации кандидатуры, с признанием результатов голосования, а также с проверкой и утверждением списков подписей избирателей», - отметил он.
С некоторых пор «модными» стали обращения в суды по поводу технологических новшеств, одним из которых является проведение exit-poll в день голосования. Но как выборочный опрос может являться основанием для рассмотрения иска, если на выходе из избирательного участка своего кандидата называет не более 100 избирателей из полутора тысяч зарегистрированных граждан.
«И вообще, большинство исков даже формально не выдерживает критики. Помнится, был случай, связанный с жалобой потенциального кандидата в президенты страны. Рассмотрев ситуацию, суд обнаружил, что человек, обвинявший ЦИК в предвзятости, не сумел даже предоставить в Центризбирком подписные листы. Такие люди обращаются даже в Европейский суд по правам человека. Естественно, им отказывают, но существуют иски и решения по ним с политической подоплекой, с чем лично я как юрист и практикующий судья не согласен. Исключительно ввиду того, что наша страна приняла международные обязательства и следует им, мы должны относиться к решениям ЕСПЧ с уважением», - подчеркнул И.Нагиев.
Что говорят в Венеции?
Избирательными кодексами стран Старого Света и их соответствием передовой международной практике занимается Венецианская комиссия Совета Европы. По словам ее секретаря Джанни Букиккио, нынешний документ может сыграть хорошую базовую роль для проведения свободных и справедливых выборов в стране. Он не исключил возможности дальнейшего совершенствования буквы закона, однако исключил это в условиях нынешней общественно-политической ситуации, поскольку она идеальна для действующего Кодекса.
«Что касается изменений, они могут касаться сокращения и упрощения текста, но это мелочи. Главное, что в документе отраженны положительные тенденции мирового процесса - маркировка пальцев невидимыми чернилами и проведение exit-poll, а принятый Милли Меджлисом закон «О свободе собраний» полностью соответствует международным нормам и стандартам».
Отношение правящей партии
Партия «Ени Азербайджан» (ПЕА) также неоднократно заявляла, что избирательное законодательство страны способствует проведению честных, прозрачных и опирающихся на закон выборов, и эта законодательная база оправдала себя во всех смыслах, тем более, что при подготовке Избирательного кодекса неизменно учитываются рекомендации международных организаций, в том числе ОБСЕ и СЕ. Согласно Избирательному кодексу, все политические партии в рамках закона могут принять участие в выборах, а избирательные комиссии не зависят ни от одной политической силы, поскольку создаются на паритетной основе из представителей парламентских партий и гражданского общества.
Об успешном опыте политической борьбы правящей партии можно судить по последним (муниципальным) выборам 23 декабря 2014 года. Тогда ПЕА внесла достаточно изменений среди выдвинутых кандидатов - более 30% избранных 10 тыс. 315 членов муниципалитетов - новый состав, причем преимущественно, - молодежь и женщины. При таком раскладе не мудрено, что изменения будут и на парламентских выборах, поскольку партия уже провела необходимые исследования, которые можно разделить на несколько категорий: организация работы с избирателями, парламентская деятельность, работа в международных организациях, налаживание связей с общественностью, выдвижение законодательных инициатив. Это самые важные направления, но есть и другие, которые в целом сводятся к функциональной подготовленности того или иного депутата - наверняка, найдутся такие, кто не оправдал доверие избирателей и его работа неудовлетворительна.
Более того, методы работы партии демократичны - ее членам предоставлена определенная свобода, что было продемонстрировано на муниципальных выборах, - то есть, свои кандидатуры выдвинули около трех тысяч членов партии. Избирать и быть избранным – это конституционное право каждого гражданина Азербайджана в возрасте старше 25 лет. Но на предстоящих парламентских выборах обязательно должен сработать принцип демократического централизма и единоначалия, - ведь у партии есть свой политический курс, в соответствии с которым она определяет и выдвигает своих кандидатов. Если кто-то не согласен с этим курсом, то он не может рассчитывать на поддержку или помощь партии. В этом случае он может выдвигать свою кандидатуру индивидуально как гражданин и не может идти на выборы как кандидат от ПЕА.
Что касается оппозиции, она также вправе принять участие в парламентских выборах, что она из года в год более или менее успешно демонстрирует. В стране зарегистрировано около 50 политических партий. У большинства из них нет потенциала и даже кандидатов, которых они могли бы выдвинуть хотя бы по одному из 125 избирательных округов, и оппозиции сложно выдвигать своего кандидата в каждом из них. Вторая причина попыток оппозиционных партий активно участвовать в избирательном процессе связана с финансированием. Если политическая партия принимает участие в парламентских выборах, то сможет участвовать в распределении 10 процентов финансовых средств, выделенных из бюджета, если наберет более трех процентов голосов избирателей. Это достаточные средства. Естественно, политические партии будут стараться ради получения этих средств.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать