• пятница, 29 Марта, 15:05
  • Baku Баку 14°C

Горькая перспектива

07 марта 2015 | 11:30
Горькая перспектива

СИТУАЦИЯ
Сразу же после внеочередного съезда «Процветающей Армении» (ППА) партию покинул ряд ключевых членов политсовета. Мэр г.Гюмри - Самвел Баласанян распространил заявление, в котором говорится: «Учитывая решение лидера ППА Гагика Царукяна об уходе из политики, я больше не вижу обязательств в отношении ППА. Одновременно будучи руководителем аполитичной структуры, не считаю целесообразным мое дальнейшее членство в ППА. Хочу выразить готовность сотрудничать в дальнейшем с ППА и всеми другими политическими силами для решения накопившихся в городе многочисленных проблем».
Пресс-секретарь Гагика Царукяна (Доди (Тупой) Гаго) Иветта Тоноян в беседе с NEWS.am также заявила о своем уходе из ППА. По ее словам, она приостановила членство в политсовете партии, потому что больше не считает целесообразным оставаться там. Тем не менее она останется пресс-секретарем Гагика Царукяна и руководителем новостной передачи «Эпикентрон».
Куда пойдут голоса ППА
В день внеочередного съезда ППА было проведено заседание исполнительного органа Республиканской партии Армении (РПА). Один из главных подпевал Саргсяна, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов после заседания заявил журналистам: «Давайте дадим им время, потом посмотрим. Будут они влиятельными или нет - покажет время. Одно ясно: мы ни с кем не сводим личные счеты. Наша борьба была исключительно против явлений. Предметом дискуссии должна быть идея».
Он заметил, что если сейчас начнет хвалить ППА, люди назовут ее «карманной оппозицией». В то же время если он начнет критиковать ее, скажут: лежачего бьют. При этом он отметил, что прочел выступление господина Царукяна, где тот четко указал причины, по которым уходит из активной политики. «Мы уважаем его решение. Это его личное дело, - заявил Шармазанов. - Сегодня случилось то, о чем говорилось последние 20 дней».
На вопрос журналистов, как РПА относится к заявлению нового председателя ППА Наиры Зограбян о том, что партия уходит в оппозицию, Шармазанов ответил: «В политическом поле должны быть власть и оппозиция. Какую стратегию выбирает ППА - решать ей. Вмешиваться не нам. В любом случае, институциональной оппозицией за день не становятся. Поживем - увидим».
Думается, вряд ли кого-то сейчас интересует, что будет делать Гагик Царукян и как станет управлять партией Наира Зограбян. Всех интересует только одно - кому перейдут голоса ППА в парламенте.
Накануне спикер парламента Галуст Саакян заявил, что поправки в Конституцию будут вынесены на общенациональный референдум. Для этого, однако, проект должен получить конституционное большинство в парламенте, то есть две трети голосов. Хотя спикер парламента Армении накануне объявил местным СМИ, что правящая РПА составляет большинство в парламенте и не нуждается в коалиции, думается, что это не совсем так, ибо сам Саакян счел нужным добавить к своим словам, что коалиционная форма сотрудничества все же должна действовать на политическом поле.
Эксперты называют получение конституционного большинства в парламенте одной из основных причин внутриполитических разборок в Армении и фактического отстранения ППА от активной политики. Последнее голосование по закону о налоге продемонстрировало, что такое большинство вполне вероятно, теперь уже с помощью ППА.
Что касается других партий, представленных в парламенте, то «Дашнакцутюн» не скрывает, что поддержит конституционные изменения. Представители «Наследия» в том, что касается конституционных реформ, могут голосовать «за», однако при этом, по всей видимости, потребуют гарантии от саргсяновского режима не оказывать на них давление и создать условия для функционирования их партии. С «Оринац еркир» несложно договориться, а с ППА все вопросы уже решены.
Судя по всему, единственной оппозицией в Армении действительно становится Левон Тер-Петросян и его Армянский национальный конгресс (АНК). Он, может, и не хотел бы, потому что это предполагает большую ответственность. Но, видимо, придется - пока не будут осуществлены конституционные реформы и страна не вступит в новый электоральный период. Если конституционные реформы будут осуществлены и страна станет парламентской республикой, то роль партий существенно изменится. Это будет означать, что в стране произойдет новый раздел власти, зон ответственности и сфер влияния. Этот процесс, видимо, уже начался - криминальные разборки перешли в кровавую фазу, а это значит, что на кону вопрос жизни и смерти старых криминально-партийных группировок.
Меркантильные заботы криминалмейстера
Инициатива Сержа Саргсяна о конституционных реформах сугубо меркантильная и в большинстве своем воспринимается как его попытки продлить свою власть. По большому счету, так оно и есть. Но вопрос в другом: какие это будут шаги и в каком ракурсе рассматривается власть. При парламентской модели правления повысится политическая значимость, а вместе с тем - цена депутатского мандата.
Чисто купеческое отношение указывает на провинциальную сущность бывшего слесаря. Личную власть, личную безопасность, а также личное обогащение Саргсян пытается решить путем де-юре децентрализации власти, однако де-факто все будет в руках у преступного режима. В дальнейшем Саргсян может стать спикером или премьером и будет по-прежнему властвовать.
Сейчас в Армении де-факто работает парламентская модель, и решения принимаются в рамках всей криминально-олигархической системы. Но эта модель не закреплена де-юре, что по завершении второго президентского срока значительно ослабляет позиции действующего президента, поскольку система автоматически подключит режим нового главы государства, даже если это будет ставленник старого.
Предшественник Саргсяна - Кочарян в свое время столкнулся с этой системой. Серж Саргсян, чтобы избежать подобных проблем в будущем, делает все возможное для проведения в жизнь конституционных реформ. Но при этом нужно учитывать факт влияния на Армению внешних сил.
Потеря суверенитета де-юре
После того как стало понятно, что Тупого Гаго Кремль сдал саргсяновскому режиму, Раффи Ованнисян с завидной оперативностью сумел объединить вокруг «Наследия» все прозападные политические силы Армении. Это расширило его возможности в будущем маневрировать - как в отношениях с Западом, так и с Москвой. С позиции оппозиционера - все правильно. Однако преступные власти Армении во внешнеполитическом поле чувствуют себя намного хуже. И здесь не имеется в виду лишь отношение России. Несмотря на то, что в настоящее время Белокаменная имеет явное преимущество в доминировании над своим вассалом, Запад не торопясь, но все же подбирается к форпосту Москвы. Армянские политические наблюдатели атлантического толка приходят к выводу, что внешнеполитическое положение Армении ухудшилось, но тем не менее, высказывают предположения, что Запад в дальнейшем может выказывать ощутимую заинтересованность положением дел в этой стране.
Как нам кажется, это прежде всего связано с желанием Запада в пику Москве усиливать свое влияние в регионе Южного Кавказа. В армянских СМИ рассматривается вопрос о том, что Запад решил предложить Армении «спасение» от финансово-экономического коллапса и соответственно глубочайшего государственного кризиса. США могут предложить Армении нечто компенсирующее в части экономического ущерба, который был понесен в результате международной изоляции и санкций России.
Совершенно очевидно, что поставленные задачи по интеграции Армении в НАТО и Европейский Союз не нашли своего решения со стороны официального Еревана. Представители Запада оказались разочарованными отсутствием должного восприятия и встречных инициатив со стороны Армении. Все это не может пройти бесследно в отношениях Запада с Арменией и разработок схем видения перспектив страны.
Как пишет lragir.am: «Во время переговоров с Западом российская агентура участвует не только от военного командования, но и от политического руководства Армении. При этом в качестве этой агентуры участвуют вовсе не некие подготовленные и профессиональные кадры, а законченные идиоты. На большее Армения не способна, да и нет необходимости в данных условиях».
На Западе никогда не было иллюзий в отношении возможного поведения Армении, являющейся вассалом России. Теперь же появились новые аргументы, когда Армения рассматривается как «остаточное явление» в стратегии Запада. То есть Армения вынуждена будет отказаться от любых условий и предложений Запада, поскольку на этом будет настаивать Россия.
Таким образом, от ассоциированного членства в Европейском Союзе и от продолжения интеграции в НАТО Армения подошла к лишению государственности.
lragir.am отмечает: «Многие на Западе понимают, что Армения встала перед скорой перспективой утраты государственности, и ООН должен быть готов к вопросу о лишении Армении суверенитета».
Вот какую горькую перспективу для своей страны предсказывают сами армяне, и это является итогом правления криминального карабахского клана, который продал независимость страны де-факто и может потерять ее де-юре.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать