• среда, 24 Апреля, 11:18
  • Baku Баку 13°C

Надежда в обмен на джихад?

28 февраля 2015 | 11:30
Надежда в обмен на джихад?

НРАВСТВЕННОСТЬ
Интервью газеты «Каспiй» с руководителем Центра исламоведческих исследований «Иршад» профессором Рафиком Алиевым
- Рафик муаллим, что-то давно не видно ваших отчетов и анализа ситуации по поводу взаимоотношений государства и религии…
- Я, как вы понимаете, лицо частное, не составляю отчетов по религиозной ситуации в стране. Этим занимаются Государственный комитет по работе с религиозными образованиями, представительства международных организаций… Даже, как ни странно, Госдепартамент США готовит и публикует ежегодные отчеты о религиозной ситуации в мире, в том числе в Азербайджане. Однако если в стране происходит какое-либо серьезное событие, связанное с религией, я всегда выражаю свое отношение к происходящему через прессу. Ко мне, как к эксперту в области религии и политики, обращаются работники СМИ и госучреждений.
- Кстати, как экс-председатель Государственного комитета по работе с религиозными образованиями как вы оцениваете сегодняшнюю религиозную ситуацию в Азербайджане?
- Сравнивая религиозную ситуацию в стране того и нынешнего времени, можно однозначно сказать, что она стала более сложной и напряженной. Это, скорее всего, связано со сложившейся международной обстановкой и процессами, разворачивающимися в соседних странах, где религия играет важную роль в политике и обществе в целом. Азербайджан никак не может остаться вне этих процессов. В составе экстремистских группировок в Сирии и Ираке сражаются и легионеры из Азербайджана. Эти факты еще раз наглядно демонстрируют, что в Азербайджане возникло нечто похожее на стагнацию религиозной ситуации. Многие проблемы в этой сфере, к сожалению, не нашли своего решения. Одной из главных причин, как мне кажется, является неполноценное изучение и отсутствие должной оценки религиозной ситуации в стране. Даже если имеются достоверные отчеты и верная профессиональная оценка религиозной ситуации в стране, после их изучения, в принципе, следует осуществить необходимые меры для снятия напряженности при решении возникших проблем. Хочу особо подчеркнуть, что в таких деликатных вопросах, каковыми являются религиозные, эти меры ни в коем случае не должны ограничиваться лишь силовыми методами. Главное средство - диалог, убеждение, пропаганда. Мы должны изменить мышление тех, кто зациклился на религиозном фанатизме, отдает предпочтение терроризму и радикализму. В связи с этим хочу акцентировать внимание на том, что в деле воздействия на мышление людей и в целом на социум в нашей стране имеются определенные недостатки. Как религиозные деятели, так и другие лица, задействованные в этой тонкой и непростой сфере, ощущают трудности в изменении образа мышления тех, кто склонен к радикализму.
- Каковы механизмы изменения образа мышления таких людей и как изолировать азербайджанских граждан от участия в радикальных религиозных группировках?
- Социальное положение большинства лиц, так или иначе связанных с террористическими организациями, оставляет желать лучшего, многие из них безработные. И большинство - лица среднего возраста, примкнувшие к радикальному течению ваххабизма. Не секрет, что само общество и властные структуры страны относятся к такого рода гражданам неоднозначно, скорее - плохо или даже враждебно. Даже их внешность (длинные бороды, укороченные брюки) раздражает многих из нас. Все это не может не отразиться на их поведении, отношении к обществу и власти, и это влияние, конечно, отрицательное. У этих людей свой микромир, где они общаются только друг с другом, решают и общие, и личные, семейные, социальные проблемы, оказывают друг другу как моральную, так и материальную поддержку. Чтобы избавить их от самоизоляции, требуется кропотливая и повседневная работа. Полагаю, что общество в целом и отдельные лица несут часть ответственности за то, что такие индивиды, фактически оторванные от нашего общества, постепенно становятся радикалами. Ведь если они отправляются на войну и выступают на стороне боевиков-исламистов против официальной власти в Сирии, то легко предположить, что там их ожидает смерть. И тем не менее они забирают с собой даже свои семьи и детей и, рискуя жизнью, едут воевать. Так почему же они делают это? Потому что не смогли найти свое место в нашем обществе либо не могут решить свои социальные, финансовые и семейные проблемы. Большинству из них очень сложно найти надлежащую среду для пропаганды своей идеологии. Везде и всюду они встречают неодобрение и настороженность, с ними никто не хочет иметь дела. В итоге они становятся изгоями, а значит, оказываются вне общества, где родились и выросли. Все это приводит к тому, что у них остается лишь один путь - отправиться туда, где они надеются решить свои проблемы. А экстремистские и террористические силы дают им не только возможность содержать семью, найти работу, но и, что очень важно, подпитывают какую-то, хоть и иллюзорную, надежду на лучшее.
Вот почему когда мы обходим этих людей стороной, когда на них не влияет система светских идей, их непременно находят другие, работающие здесь на деньги стран, поддерживающих международные террористические организации и сообщества. Они облегчают решение социально-экономических проблем, материально помогают их семьям. Есть специальные группы, которые занимаются только этой работой, и они явно и тайно финансируются из-за рубежа. Они дают людям, склонным к радикализму, надежду в обмен на джихад за границей. Обещают, что этот их джихад во имя ислама приведет к созданию халифата, где будут подходящие условия как для самих радикалов, так и для их семей.
Считаю, что нашему светскому обществу следует противопоставить всему этому радикально-террористическому негативу здоровый идеологический позитив, включающий в себя как морально-этические и конфессиональные средства, так и материальные и социальные.
- Вы сказали, что к экстремистским группировкам обычно примыкают лица, обремененные социальными проблемами. Однако порой дети вполне обеспеченных людей, чиновников высокого ранга также проявляют нездоровый интерес к религиозным группировкам. Почему это происходит?
- Здесь, как мы наблюдаем на практике, играет важную роль отсутствие подходящей идеологии, привлекательной идеи. В корне таких поступков лежат вера и идея. Эти молодые люди имеют все - квартиры, деньги, машины, работу… Но они нуждаются в моральной пище, которую они не находят ни дома, ни в обществе. То есть они - духовно нищие, убогие, не могут найти свое место в обществе.
В настоящее время идет широкая поляризация в обществе, и отношения между людьми часто очень разные. Есть бедные, очень бедные, нищие и, конечно, богатые и очень богатые. Но существует средняя прослойка населения, которая является становым хребтом общества. Однако и у нее нет реальной идеологии, которая бы объединила и сплотила, дала бы твердую уверенность в завтрашнем дне. Отсутствие этой идеологии и принуждает примыкать к религиозным течениям для своеобразного пополнения своего ограниченного внутреннего мира некими идеями, правилами морали, хотя там, где они находят себе духовное пристанище, как показывают события в Сирии, Ираке, Ливии, истинные моральные ценности ислама и гроша ломаного не стоят. Там они вообще отсутствуют. Тем не менее, ход событий и их печальные последствия в «горячих точках» как мира ислама, так и сегодняшней христианской Европы помогают людям реально увидеть и почувствовать разницу между тем, что им внушают здесь, и тем, что происходит в этих странах. Это далеко от морали, религиозной логики и этики и человеческого бытия, определенного Богом в своих посланиях людям, живущим на планете Земля.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать