• вторник, 23 Апреля, 16:03
  • Baku Баку 24°C

Раскол среди боевиков

27 февраля 2015 | 19:56
Раскол среди боевиков

ПОЛИТИКА
Буквально на днях в ходе спецоперации в Кизилюртовском районе Дагестана (РФ) ликвидированы девять боевиков. Один боец спецназа погиб, еще один ранен. Режим особого контроля был введен на территории целых четырех населенных пунктов региона: в Нечаевке, Чонтауле, Султан-Янгиюрте и Кировауле.
С чего бы это? Хотя по данным «Кавказского узла», в этом федеральном крае отмечаются самый высокий уровень вооруженного противостояния и самое большое число жертв конфликта, террористическая активность в этой республике Российской Федерации в последние годы явно пошла на убыль, а в минувшем году никаких вылазок боевиков не наблюдалось.
Отсутствие ресурсов
Руководство республики сделало немало для того, чтобы спад террористической активности там, как, впрочем, и на всем Северном Кавказе стал реальностью. Начали создавать рабочие места, развивать инфраструктуру, в школах и вузах появились специальные «курсы ликбеза», правоохранительные органы и прочие силовые структуры прибегают к превентивным мерам. Именно по этой причине у террористов уже нет сколь-либо значимых человеческих ресурсов, а с другой стороны, многие из них дают присягу верности «Исламскому государству», что свидетельствует о расколе в «Имарате Кавказ», и уезжают на Ближний Восток.
Так, 19 декабря 2014 года руководитель боевиков Дагестана - амир Дагестана Абу-Мухаммад принес присягу «Исламскому государству». Он в своем выступлении призвал других членов незаконных вооруженных формирований следовать его примеру, подчеркнув, что приносит присягу от имени всех боевиков Дагестана, действующих на территории крупнейшей республики Северного Кавказа. Следом за ним присягу принес Абу Мухаммад Агачаульский, один из командиров боевиков, действующих в так называемом «шамилькалинском секторе», в который входит Махачкала.
В ответ на это 29 декабря лидер «Имарата Кавказ», признанного решением суда РФ террористической организацией, Алиасхаб (Али Абу-Мухаммад) Кебеков обвинил лидера дагестанских боевиков в расколе и назначил нового «амира Дагестана».
Такого рода присяги - пиар-ход, поскольку присягая, они хотят продемонстрировать поддержку своего движения за рубежом и заработать на этом по максимуму. Подобные действия не могут внести раскол среди боевиков, поскольку у них отсутствует единая четкая привязка к идеологии.
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, дагестанское подполье - не какая-то вертикальная структура. Здесь, вероятно, повторяется ситуация с Доку Умаровым, последним непокорным РФ президентом Чеченской Республики Ичкерия (2006-2007), занимавшим пост главы «Имарата Кавказ». Он создал ближний круг, одну-две группы, которые подчинялись ему непосредственно, а остальные признавали лишь формально... Присяга красиво выглядит, но не нужно забывать, что это Кавказ, где еще со времен чеченских войн особой любви к арабам не было – те смотрели на чеченцев свысока, да и сам кавказский ислам считали вторичным явлением», - считает он.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завкафедрой криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета Кямиль Салимов, касаясь участия жителей Кавказа в борьбе за создание Халифата сказал:
- Так называемое ИГ - реальная угроза для всего Кавказа, включая Азербайджан. О размахе их деятельности говорит тот факт, что около 40 азербайджанцев, воюющих в его рядах, по возвращению на родину были привлечены к уголовной ответственности. Несколько раз на северных границах Азербайджана проводились совместные с российскими спецслужбами операции по ликвидации вооруженных группировок. В настоящее время свыше 300 человек отбывают наказание в местах лишения свободы за участие в террористической деятельности.
В рядах ИГ состоит около 16 тыс. бойцов из Южного и Северного Кавказа, а также Центральной Азии, в том числе около 1700 россиян, и эта террористическая структура не сокращается ни в количественном, ни в территориальном измерении.
Имеет место прецедент разрушения государственных границ. Так называемое ИГ очень четко и грамотно использует гражданские противоречия, сектантские расколы в своих целях, обладая способностью переводить свои успехи на армейском фронте в политическую сферу. Однако правоохранительные органы Азербайджана бдительно отслеживают ситуацию и в любой момент готовы дать отпор радикалам.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать