• пятница, 29 Марта, 06:24
  • Baku Баку 5°C

Золотой треугольник

01 марта 2015 | 13:32
Золотой треугольник

АРТЕФАКТЫ
Если в музейных и частных коллекциях Европы и Америки Азербайджан представлен в основном коврами, ювелирными изделиями и картинами известных художников, то в музеях Берлина, Мюнхена и Лейпцига Гядабейский район страны знаменит археологическими артефактами. Причина тому одна - более ста лет немецкие историки и археологи изучают эту зону Малого Кавказа.
Музей местного энтузиаста-краеведа Этибара Надироглу, посвященный фирме Siemens в ФРГ, известен больше, чем в Баку и даже в Гядабее. Объект представляет интерес и для археологов, так как несколько сотрудников фирмы Siemens занимались раскопками и вывезли из Гядабея богатый материал по истории металлургии. Вообще, немецкая научная мысль полагает, что первая в истории революция эпохи неолита, ознаменовавшая переход от каменного к бронзовому веку, произошла на территории так называемого «золотого треугольника», одним из эпицентров которого является Гядабей.
Истоки
Все началось с электроинженера Вольдемара Беллка, который в 1888-90 годах работал на медеплавильном заводе братьев Siemens, - изобилие местных курганов располагало к занятиям археологией. Часть найденных артефактов Беллк вывез в Германию, и реакция немецких музеев была такой, что вскоре многие инженеры переключились на археологию. Результаты настолько поразительные, что в Германии в 1923 году была выпущена книга «Qalakend» - по названию села близ райцентра, где Siemens создала первую на территории России электростанцию на реке. На основе археологических данных книга повествует о вкладе Гядабея в мировую цивилизацию как одного из очагов развития древней металлургии. Немецкие инженеры нашли доказательства мнения историка Диодора Сицилийского о том, что медная статуя Молоха («царь» на хананейском языке) - главного бога в пантеоне богов Финикии VII века до н.э. произведена из меди, доставленной с Малого Кавказа.
В финикийском Храме обелисков в Библе сохранились десятки бронзовых статуэток, также по составу аналогичные сплавам из Гядабея. Это спровоцировало многчисленные международные экспедиции археологов-историков по палеометаллургии на юго-запад Азербайджана. Обнаружение следов мастерских по выплавке меди за 3 тысячи лет до наших дней означает значительные коррективы в устоявшиеся представления о контактах между Финикией и Ассирией с Каспийским регионом и усиление роли Малого Кавказа в «революции неолита». Так что этот регион как поставщик меди в Финикию сыграл значительную роль в укреплении ее могущества, как впоследствии и Восточной Анатолии. Версия «Кавказ как кузница древних цивилизаций Месопотамии» обретает все более основательную базу. Это позволило директору НИИ археологии и этнографии Маисе Рагимовой заявить о том, что «результаты исследования по металлургии эпохи энеолита и бронзы позволяют утверждать, что Азербайджан - один из очагов древнейшей металлообработки и металлургии». Подтверждение тому есть в таких поселениях эпохи энеолита (V1 тысячелетие до н. э.), как Гаргалартепе (Газахский район), Чалагантепе (Агдамский район) - V тысячелетие до н.э., и в других регионах Азербайджана. И это в то время как на Северном Кавказе идентичные по составу медно-мышьяковые сплавы стали появляться лишь в III тысячелетии до н.э.
Прорыв в эпоху бронзы
Немецкий археолог Херальд Хауптман полагает, что Гядабей замкнул «золотой треугольник» первичного распространения неолита, куда ранее входили Левант, Месопотамия, Анатолия, часть Ирана и Восточная Аравия. Именно здесь происходила и «бытовая революция» - процесс одомашнивания овец, коз и других животных, выведения и селекции зерновых культур. Это территория проживания наиболее быстро развивающихся человеческих обществ. Они совершили первую революцию в истории человечества - прорыв в эпоху бронзы, а в основе процесса - достижения в металлообработке.
Но есть и не менее важная причина интереса европейских и турецких музеев и ученых к юго-западу Азербайджана. Рядом с деревнями Чалдаш, Себеткечмяз, Агбулаг, Нариманова возвышаются поразительные строения, так называемые монолитные циклопические сооружения «Сенгяр», «Орюкдаш», «Галача», созданные из больших каменных блоков и необтесанных глыб без связующего раствора. Их можно наблюдать и рядом с холмами неподалеку от Арысу и Гюндогар. Археолог И.Джафарзаде выявил 120 объектов циклопических сооружений в этой зоне, что слишком много для общества с локальными задачами, - то есть регион и в те времена играл заметную роль в глобальном процессе.
С 1920 года, то есть сразу после установления советской власти в Азербайджане, академик И.Мещанинов приступил к исследованиям этих фантастических сооружений. По описаниям известного специалиста по истории Турции Геральда Хауптмана, эти сооружения идентичны монументальным каменным строениям близ Диарбакыра и Невали Чора неподалеку от турецкого города Урфа. Мегалитическая каменная постройка не носит оборонительного характера, а имеет ритуальный и сакральный смысл, полагает ряд археологов. Еще более схожи гядабейские циклопические сооружения с монументальной архитектурой в районе Телль Брак, Хамукар, Граи Реш в восточной Джазире (Сирия), на что обратила внимание другая немецкая исследовательница Ближнего Востока - археолог Барбара Хельвиг, так же как и Бертиль Лионет проводившая раскопки на территории Сирии, Турции и Азербайджана. Они также полагает, что Азербайджан - восточная оконечность «золотого треугольника» эпохи бронзы.
Креативный регион
По мнению ученых, крупные фортификационные постройки указывают на необходимость защиты, а коллективные захоронения подтверждают наличие конфликтов и войн во все времена. Скорее всего, циклопические сооружения в Гядабее также носят оборонительный характер. Пахомов и другие археологи обнаружили рядом с ними копья, мечи и в изобилии наконечники стрел. Найдена в большом количестве керамика. Рядом с циклопическими сооружениями расположены рудники, на что обратила внимание Бертиль Лионет, отметившая, что поиск древних медных рудников «привел нас к известным месторождениям меди, серебра и золота в Гядабейском, Товузском и Агстафинском районах». «Хотя мы и обнаружили следы древней разработки, тем не менее, отсутствовала возможность их датировки. Был найден лишь один фрагмент керамики, возможно, относящийся к раннему бронзовому веку. Отсутствие здесь других находок может объясняться слишком интенсивной, почти столетней эксплуатацией компанией Siemens большинства местных месторождений», - отмечает исследователь.
Археологи считают, что рудники находятся часто рядом с циклопическими сооружениями потому, что целью их создания был контроль зоны добычи ценнейшего для древних государств Месопотамии металла - меди, а также поселений, где в мастерских создавали более прочные изделия путем сплава меди и мышьяка, сурьмы и других. Циклопические сооружения расположены на территории добычи и обработки меди. Это не зона конфликтов и войн, а территория добычи меди и получения сплавов, мастерские огромной территории, от озера Урмия до Большого Кавказа, поставщик меди и сплавов в Месопотамию. Мисдаг - Медная гора в Гядабее представляла большую ценность как поставщик меди и продуктов обработки для единого экономического региона, называемого «золотым треугольником».
Убедительным доказательством нашей включенности в «золотой треугольник» является и тот факт, что на территории Азербайджана обнаружены все этапы обработки меди и получения с ее помощью сплавов - более прочных, чем чистая медь. Этим и объясняется громадный интерес европейских археологов, специалистов в области истории металлургии, историков креативных регионов мировой цивилизации к Азербайджану, где археологами выявлены все этапы освоения древним человеком меди.
Но не только бронзой и медью заинтересовал «золотой треугольник» Малый Кавказ. Отсюда налажены поставки в Месопотамию золота и серебра, а с III тысячелетия до н.э. - уже изделий из них.
Неисчерпаемый феномен
Уточнение датировки циклопических сооружений очень важна, поскольку рядом с ними найдены не менее загадочные артефакты - каменные гробы. На Кавказе каменные гробы - не редкость. Длина некоторых из них 1,5-2 метра, ширина - 0,6-1 и высота - 0,5 метра. А в Гядабее поражают размеры этих «гробов». Трудно назвать каменными гробами строение длиной в 5,5 метра, шириной в 2,8 и высотой 3,1 метра. При такой большой разнице в размерах форма строений идентична, но явно не идентичны их функции. Явление столь же уникальное, сколько и загадочное.
Еще в 1896 году по заданию Московского общества археологов А.Ивановский в Гядабее провел замеры и описал 79 каменных гробниц длиной в 4-5 метров и шириной от 2 до 4 метров. Каменные гробы выявлены близ Ходжалы, Шеки, на Северном Кавказе, но нигде нет таких гигантских размеров. Это одна из самых таинственных загадок Малого Кавказа.
Средневековье также подарило Гядабею несколько великолепных крепостных ансамблей, монастырей и храмов албанского периода. Наиболее знамениты и лучше всех сохранились так называемая Гыз галасы (Девичья башня) и крепость Кероглу.
Судя по количеству памятников, Гядабей был одним из сакральных центров Кавказской Албании. Директор местного исторического музея Афет Аллахвердиева говорит, что на территории Гядабейского района находится архитектурный памятник «Махраса», включенный в список мирового наследия UNESCO, а 79 памятников - республиканского значения.
Даже из краткого обзора истории видно, что потенциал Гядабея невероятно велик и дальнейшая разработка обещает новые замечательные открытия.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать