• четверг, 18 Апреля, 19:45
  • Baku Баку 21°C

Творческое кредо скульптора,

01 марта 2015 | 10:39
Творческое кредо скульптора,

ЛЕТОПИСЬ
Минаввер Рзаева - единственная из женщин-скульпторов Азербайджана, три работы которой установлены в Баку. Главная из них - памятник поэту Микаилу Мушфигу, торжественное открытие которого состоялось в 1976 году. Это вершина ее творчества.
В нем наиболее полно отразился ее природный дар, умение глубоко чувствовать и передавать в камне тончайшие особенности внутреннего мира своих героев, неповторимость их индивидуальности. Благодаря этому в созданном ею скульптурном образе любимый народом поэт словно ожил в камне, обретя вторую жизнь. Скульптор изобразила его в состоянии задумчивости, в момент, когда, возможно, рождаются строки его лирических и философских стихов, и, всматриваясь в художественный образ поэта, невольно погружаешься в ауру пространства, где царит поэзия.
О силе эмоционального воздействия этого памятника, мастерстве скульптора свидетельствует такой необычный факт. В советские годы была выпущена открытка с изображением этой работы Минаввер Рзаевой, которая продавалась во многих городах Советского Союза.
Однажды в Воронеже она попала в руки одному из преподавателей местных вузов, бывшему бакинцу Илье Фурману, на которого образ поэта произвел такое эмоциональное впечатление, что он не поленился отправить в адрес Союза художников Азербайджана полное восторга и восхищения пространное письмо, которое сохранилось в семье Минаввер ханым. Вот лишь несколько строк из него:
«Я по специальности геолог, знаю, что такое гранит, как он подвергается обработке. Мой интерес к этому вовсе не праздный, знаю, что в ход должны были быть пущены не одни только кирки, но и мощная современная отбойная техника, до взрывов включительно! И за всем этим стоит женская фигура, женская рука, которая направляла все то, что резало, рвало, крушило и дробило! Поразительно! Честь Вам и хвала, женщина, «мявшая гранит», как глину, Разумом, Талантом и Рукой». Такова сила воздействия искусства, жрицей которого была Минаввер Рзаева.
После ее кончины родственники обнаружили кипу газет и журналов с заметками о творчестве Минаввер ханым. Просматривая их, обращаешь внимание на то, какой отклик вызывали у зрителей ее работы с первых же шагов в профессии. Вот, например, газета «Молодежь Азербайджана» (1949 г.) сообщает о том, что «отличница учебы Минаввер Рзаева готовит дипломную работу - фигуру матроса, через несколько месяцев та же газета извещает читателей, что «Минаввер Рзаева, успешно окончив училище, намеревается продолжить образование в институте имени Сурикова Академии художеств СССР».
Эта информация сопровождается фотографией, где Минаввер ханым завершает работу над скульптурой выдающегося азербайджанского ученого, лауреата Сталинской премии Фируза Меликова. Автор заметки особо подчеркивает, что, обучаясь в мастерской лауреата Сталинской премии, действительного члена-корреспондента Академии художеств СССР П.Сабсая, «исключительно способная и трудолюбивая Шаргия (второе ее имя) не ограничивается заданиями своего преподавателя и сама создает интересные композиции.
Уже будучи выпускницей она приняла участие в республиканской выставке с работой «Альпинистка», которая никого не оставила равнодушным, столько в ней было экспрессии. В этой работе юная художница сумела вдохнуть жизнь в неживой камень - передать пластику человеческого тела, балансирующего над пропастью и пытающегося сохранить равновесие, почти не имея опоры под ногами. Журналисты в своих отзывах о выставке независимо друг от друга особо отмечали эту работу.
Учеба в Москве - новая веха в жизни и творчестве Минаввер Рзаевой. В ее жизнь входят сразу два выдающихся человека: ее педагог, известный скульптор, и великий турецкий поэт Назым Хикмет. Если первый раскрывал своей студентке секреты профессии, то второй дарил ей отеческую заботу и способствовал духовному развитию. Знакомство с Назымом Хикметом состоялось по инициативе писателя Акпера Бабаева (в Баку его называли приемным сыном поэта). Это он посоветовал Минаввер создать скульптурный портрет Назыма Хикмета и в один из дней вместе со своими друзьями отвез Минаввер в Переделкино.
Машина подъехала к двухэтажному дому с небольшим садом. «Мы вошли, вспоминает Минаввер ханым, - вокруг было тихо, вдруг сверху раздался голос: «Акпер! Кого ты привез?».
Акпер перечислил имена своих знакомых и добавил: «Еще и Минаввер».
Тот, кто знаком с подробностями судьбы Назыма Хикмета, знает также, что он был вынужден бежать из Турции, не сумев даже попрощаться с любимой женой Минаввер и маленьким сыном Мехметом. Азербайджанская Минаввер об этом не знала, поэтому не поняла того, что произошло дальше. Услышав ее имя, поэт тут же вышел на веранду. Не обращая внимания на пришедших, он кого-то словно искал глазами, потом, не найдя, обеими руками закрыл лицо и вернулся в комнату.
«Я сначала ничего не поняла, - рассказывала близким Минаввер Рзаева, - посмотрела на своих спутников, они стояли, кто отвернув лицо, а кто - опустив голову, а Акпер чуть не плакал». «Что я натворил!» - повторял он с горечью. Только потом ей все разъяснили, а в тот день, когда они вошли в убранную в восточном стиле комнату поэта, он, внимательно глядя в глаза девушке, сказал: «Я впервые в Советском Союзе слышу имя Минаввер» - и глубоко вздохнул.
Узнав, что она хочет создать его скульптурный портрет, он, смеясь, спросил: «А почему ты не привела с собой фотографа?». Оказалось, до нее к нему вместе с фотографом приходил какой-то скульптор. «Не хочу вас беспокоить, - сказал он, - буду работать над вашим бюстом в мастерской по вашим фотографиям». Фотограф сделал массу снимков, вплоть до фотографии спины, но когда поэт спустя некоторое время увидел готовую работу, глубоко разочаровался: скульптор не смог создать живой образ. Поняв свою ошибку, он пытался упросить поэта позировать ему, но тот категорически отказался.
- Скажи, как ты хочешь изобразить меня? - спросил он юную Минаввер.
- С поднятой головой, я хочу показать ваше величие, внутреннее достоинство...
- Вы хотите работать по шаблону? - поэт рассмеялся. - Почему вы ищете легкие пути?
- Ведь я хочу представить вас героической, несгибаемой личностью, я не хочу создавать печальный образ, - пояснила Минаввер.
- А разве у героя не бывает в жизни горьких минут? Ищите во всем правду жизни и передавайте ее в своих работах.
Это было кредо самого поэта, это стало творческим кредо и Минаввер Рзаевой.
В своих воспоминаниях Минаввер ханым пишет, что в общей сложности поэт позировал ей 45 минут - по 15 минут каждый сеанс, потому что дольше этого промежутка времени высидеть без движения и работы не мог. Назым Хикмет постоянно интересовался учебой Минаввер, просил показать работы и, как вспоминала Минаввер ханым, давал очень дельные советы.
Однажды он поинтересовался теми ее работами, которые экспонировались на выставках. При ней оказалась фотография «Альпинистки». Эта работа не оставила равнодушным и Назыма Хикмета, она так понравилась ему, что он попросил копию этого снимка, спросил, где она хранится и можно ли ее купить…
Минаввер Рзаева вернулась в Баку в 1956 году уже вполне сложившимся мастером со своим неповторимым почерком, художественным стилем. За 50 лет работы она создала около 100 скульптурных портретов выдающихся деятелей культуры Азербайджана, ученых, передовиков сельского хозяйства, простых людей из народа. Одних - по государственному заказу, других - по личному выбору, но в каждый созданный ею образ она вдохнула частичку своей души, на каждой из работ оставила отпечаток своей неповторимой личности, не говоря уже об особом художественном стиле, в котором отражено ее неиссякаемое стремление к совершенству в каждой, даже мельчайшей детали.
- Мама никогда не приступала к работе без тщательной и долгой предварительной подготовки, - рассказывает ее дочь Земфира ханым.
- В чем она заключалась?
- Во-первых, она обязательно досконально изучала биографию своего героя, пытаясь постичь мир его души, выделить главную черту личности - ту, что составляет ее изюминку, отличая от других, а значит, найти ключ к будущему художественному образу, который рождался постепенно, в процессе поиска. Она делала массу эскизов, набросков и параллельно встречалась с родственниками или друзьями ушедшего из жизни героя или вела беседы, если он был жив. Она словно стремилась раствориться в его личности, невозможно передать, пересказать всю ее творческую лабораторию, я рассказываю только то, что видела будучи ребенком, или воспоминания родственников.
Например, к тому времени, когда она приступила к созданию памятника Мушфигу, она знала наизусть многие его стихи, любила их читать и, конечно, встречалась с его родственниками, современниками.
Минаввер Рзаева создала также образы таких известных людей Азербайджана, как Нариман Нариманов, Айна Султанова, Мехсети Гянджеви, Гусейн Джавид, Мирза Алекпер Сабир, Самед Вургун, Севиль Газыева, Нигяр Рафибейли... Все скульптурные произведения заслуженного деятеля искусств Минаввер Рзаевой вошли в сокровищницу многовековой культуры Азербайджана.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
banner

Советуем почитать