• пятница, 19 Апреля, 16:52
  • Baku Баку 25°C

Историческая веха

18 февраля 2015 | 12:21
Историческая веха

ВЗГЛЯД
На состоявшейся в Баку с участием Президента Азербайджан Ильхама Алиева встрече министров в рамках в рамках Консультативного совета по Южному газовому коридору (ЮГК) стороны обсудили различные вопросы, связанные с реализацией проекта ЮГК.
Своими мнениями относительно данного проекта и его перспектив в интервью газете «Каспiй» поделились известные эксперты и депутаты.
Али Масимов, депутат Милли Меджлиса, директор Института экономических и социальных инноваций:
- Если учесть, что медлительность соответствующих структур Европы похоронила такой важный проект как Nabucco, то можно с уверенностью сказать, что проект Южный газовый коридор реализуется благодаря политической воле Президента Азербайджана. Появлением этого проекта мы обязаны необходимостью создания инфраструктуры для обеспечения Турции и Европы растущим объемом природного газа, получаемого в результате начала Фазы-2 эксплуатации месторождения «Шахдениз». В связи с этим 26 июня 2012 года было подписано соглашение «О Трансанатолийской газопроводной системе» между правительствами Азербайджана и Турции, ратифицированное законодательными органами двух стран.
После отказа России от проекта газопровода «Южный поток», проект Южный газовый коридор приобрел еще большую значимость, что проявляется в растущей активности в этой сфере. В связи с транспортировкой азербайджанского газа на мировые рынки, с целью обеспечения функционирования ЮКГ, полномасштабной разработкой газоконденсатного месторождения «Шахдениз», ведется целенаправленная работа по расширению Южнокавказского трубопровода, реализации проектов Транс-Анатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов.
Прошедшая в Баку первая встреча министров в рамках Консультативного совета по проекту ЮГК показывает рост доверия в Европе к этому проекту и предрекает Азербайджану важную роль в энергетическом секторе Европы.
Баку вместе со своим стратегическим партнером Анкарой уже приступил к целенаправленной деятельности по реализации проекта TANAP. В то же время, идет активная работа в направлении реализации проекта TAP. Этот предлагаемый Азербайджаном проект является самой надежным альтернативным путем для поставки энергоносителей. Старт ЮГК следует расценивать как очень важную историческую веху, новый этап в транспортировке Баку своих энергоресурсов на мировой рынок. В то же время это даст некий импульс интеграции Азербайджана в мировую систему, с Западом в частности.
И наконец, с коммерческой точки зрения, благодаря новому этапу поставок энергоресурсов на мировой рынок, Баку получит значительную прибыль, хотя и не такую как от нефтяных проектов. Как следствие, возрастает значимость Азербайджана, особенно сейчас, когда обостряется противостояние между Россией и Западом, а маршрут по экспорту азербайджанской нефти и газа, является единственной альтернативой.
В связи с этим, стоит отметить момент, который приобрел как политическое, так и геополитическое значение. Если Азербайджан и словом и делом так активно содействует решению главной проблемы Европы - энергетической безопасности, то и европейские страны должны с уважением отнестись к главной проблемы Азербайджана - обеспечению его территориальной целостности, освобождению от оккупации его территорий, уважать свои подписи под четырьмя резолюциями СБ ООН, соответствующих резолюций европейских организаций, а также положить конец двойным стандартам, занять объективную, справедливую позицию.
Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН:
- После переформатирования Россией «Южного потока», авторитет Турции в переговорном процессе с Евросоюзом значительно возрос. Конечно, Европе было бы выгоднее сотрудничать в этом вопросе с Украиной или Болгарией, когда «Южный поток» проходил по этим территориям, но, как известно, не удалось найти форматы взаимодействия.
Что касается Турции, есть отчасти определенные политические риски для проекта «Турецкий поток», но только в случае гипотетического присоединения Анкары к ЕС. Хотя, это очень большой вопрос и я не думаю, что Европа пойдет на размен: «Турецкий поток» - Евросоюз. Тем более, что первая очередь этого проекта предусматривает выход российского газа на турецкий рынок. То есть, первые 16 млрд. кубометров газа пойдут в Турцию, а не в Европу. Этот проект будет реализован, здесь сомнений быть не может. Что касается дальнейшего сотрудничества, здесь у России с ЕС больше вопросов по «Северному потоку».
Непонятно, как выйти из тех норм, которые существуют в ЕС в отношении регулирования энергетического рынка. Дело в том, что мощность «Северного потока» используется менее чем на половину, а внутриевропейский германский трубопровод «упал», в силу чего, по европейским законам, один монопольный поставщик не может использовать трубопровод в полную мощь.
Как выйти из этой коллизии, при условии угрозы прекращения поставок газа через Украину в силу даже изношенности инфраструктуры и неприемлемости для них «Южного потока»? Конечно, нужно искать варианты, компромиссы. Но в любом случае я считаю, что даже возможное членство Турции в ЕС не повлияет на стратегию «Газпрома». Он все равно будет использовать свою стратегию энергохаба, ориентируясь на иранский, азербайджанский газ, газопровод ТАР, ТАNAP - эти проекты уже реализуются. Одним словом, Турция не откажется быть энергетическим хабом, даже будучи членом ЕС.
Вугар Байрамов, доктор экономических наук, председатель Центра экономического и социального развития:
- Встреча Президента Азербайджана с членами Консультативного совета и его выступление однозначно показали наличие у главы государства и в его лице у страны политической воли в вопросе реализации проекта Южного газового коридора. А также то, что наша страна является государством, заинтересованным в реализации этого проекта и поддерживает его. Практически Азербайджан приступил к реализации нового проекта в ходе празднования 20-летия «Контракта века». Этот проект имеет чрезвычайно важное значение, как для Европы, так и для Азербайджана.
Во-первых, Южный газовый коридор предусматривает доставку азербайджанского газа на рынки Турции и Европы. Во-вторых, он предусматривает поставку «голубого топлива» в рамках реализации проекта Фаза-2 освоения газоконденсатного месторождения (ГКМ) «Шахдениз». В проекте Южный газовый коридор также принимают участие Турция и европейские страны. Реализация этого проекта означает создание 30 тыс. рабочих мест, что очень важно для всех его участников.
Значение этого проекта для Азербайджана заключается в том, что он сможет доставить свой газ на рынки Европы. В ходе его реализации Баку получит прибыль примерно в 200 млн. долларов. Это очень важно в плане обеспечения устойчивости доходов государства.
Своей решимостью реализовать проект Южного газового коридора, Азербайджан внес вклад в энергетическую безопасность Европы и тем самым в очередной раз оказал поддержку Западу. И если учесть, что реализация TANAP позволит Азербайджану поставлять в Турцию 10 млрд. кубометров газа, а затем повысить объемы поставок до 12,6 млрд. кубометров, то поставки в Европу на первом этапе составят 20 млрд. кубометров, а на втором, после введения в строй в 2020 году ГКМ «Апшерон», - 30 млрд. кубометров.
Реализация проекта Южный газовый коридор позволит Азербайджану в последующем выступить в качестве страны транзитера, посредством которого туркменский и иранский газ поступит на рынок Европы.
В то же время реализация этого проекта предоставит Европе доступ к альтернативным источникам газа, позволить удовлетворить ее потребности в «голубом топливе», а также диверсифицировать его поставки, обеспечить ее энергетическую безопасность, избавив от зависимости от «Газпрома».
И еще, и это самое главное, реализация этого проекта повысит роль и влияние Азербайджана не только в регионе, но и в мире.
В.РОМАНОВ, С.БАЯТ
banner

Советуем почитать