• суббота, 20 Апреля, 04:43
  • Baku Баку 15°C

В Баку не только за газом

14 февраля 2015 | 09:40
В Баку не только за газом

АНАЛИТИКА
Маловероятно, что есть конкретный «чертежник», взявшийся наметить контуры нового миропорядка, но налицо факт, что наша страна после обретения государственности переросла несколько фаз самодостаточности.
Вначале ведущие геополитические игроки рассматривали ее в качестве звена в транспортном коридоре Каспий - Средиземноморье. С годами развитие инфраструктуры, финансовая самостоятельность, верность руководства страны данным обещаниям, умелая диверсификация экономики плюс глобальные вызовы в альтернативных направлениях транспортировки углеводородов выдвинули ее в качестве источника энергетической безопасности Европы. Теперь же Азербайджан наряду с братской Турцией находится в преддверии нового статуса - центра геостратегического развития.
Читатель, наверное, обратил внимание на «небольшую» разницу: если раньше нашу страну кто-то из сильных мира сего рассматривал в качестве «попутчика», «коридора», сейчас официальный Баку - равный среди равных и имеет приоритет на право именоваться площадкой глобальных обсуждений. Общеизвестно, что в экономике рулит Давос, в политике - Нью-Йорк, а в набирающих обороты и ценность гуманитарных форумах первенство - за столицей Страны огней.
Обозримые перспективы
Политического веса нашему государству прибавило и состоявшееся накануне в Баку первое заседание Консультативного совета Южного газового коридора, посвященное, в основном, реализации второй стадии разработки крупного национального газоконденсатного месторождения «Шахдениз». Именно эта каспийская кладовая, наряду с другими азербайджанскими нефтегазовыми запасами, предназначена для обеспечения жителей Европы теплом и электроэнергией, а у европейских политиков она снимет головную боль, усиливавшуюся в последний год на фоне затяжного конфликта в Украине и на Ближнем Востоке.
Начнем с того, что с инициативой проведения ответственного мероприятия, рассчитанного на дальнюю перспективу, выступил лично Президент Азербайджана Ильхам Алиев, подчеркнувший, что нынешняя встреча проходит в очень благоприятное время - в год начала практической реализации проекта, что само по себе уже представляет важное значение. Кстати, глава Азербайджанского государства принял участие в работе совета, подробно охарактеризовав осуществленные с самого начала независимости мероприятия и проекты, связанные с нефтяной стратегией, автором которой является общенациональный лидер Гейдар Алиев. Что касается нынешнего проекта, в 2011 году Президент Ильхам Алиев подписал совместно с тогдашним председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу совместную декларацию о Южном газовом коридоре, где Азербайджан принципиально указан в качестве страны, вносящей основной вклад в Южный газовый коридор и реализующей этот проект. То есть, признано, что официальный Баку является одним из основных бенефициаров глобального замысла.
Давно никто не спорит, что проекты TANAP и TAP (составные части проекта) являются важной вехой в реализации Южного газового коридора или, как его именуют в геополитических кругах, «Контракта XXI века». Примечательно, что закладка стратегической трубы состоялась ровно через 20 лет после подписания первого «Контракта века» - 20 сентября прошлого года. За эти годы руководству страны даже «близкие друзья» (за исключением Турции) пытались вставить палки в колеса прогресса. И если бы не политическая воля Гейдара Алиева, его опыт и связи в мире глобальной политики и информированность плюс тесное сотрудничество между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и корпорацией bp, неизвестно, суждено ли было сбыться чаяниям нынешних поколений. То, что подтвержденные запасы газа в Азербайджане составляют около 3 триллионов кубометров - полдела, ибо к дарам природы следует приложить упомянутые качества лидеров государства, а также координацию усилий между странами - производителями, потребителями и транзитерами. По большому счету, диверсификация энергетических ресурсов (речь идет о недопустимости политического шантажа Старого Света со стороны некоторых ключевых игроков газового рынка) является в настоящее время вопросом, обсуждаемым на основной арене международных организаций, и Азербайджан как раз та страна, на которую «ставят» как на надежного партнера. Более того, говоря о диверсификации, следует иметь в виду разнонаправленность не столько маршрутов, сколько источников. В этом случае азербайджанский и в целом каспийский газ тюркоязычных государств в ближайшие лет сто будет единственным альтернативным источником голубого топлиа для европейских потребителей, что создаст совершенно уникальную диспозицию, когда на авансцену большой политики выйдет тюркский мир.
Объединяя усилия
Вряд ли сегодня есть сомнения (даже у армян) по поводу успешной во всех отношениях реализации проекта, и его своевременном осуществлении. Более того, «фишка» заключается в том, что и Еврокомиссия пытается создать нечто вроде энергетического союза (единого кулака, устойчивого к любым провокациям и вызовам) в Европейском союзе, что позволяет повысить статус обсуждений, связанных с политической составляющей проекта, до гораздо более высокого уровня. Причина этого в том, что газовая идея-фикс европейских потребителей - обеспечить стабильность и последовательность поставок при условии, что к 2020 году, по проведенным подсчетам, объем импортируемого Евросоюзом газа составит 84%, а импорта нефти - 94%. Так что можно ожидать укрепления мер доверия, направленных на энергетическую безопасность всех стран-членов Евросоюза, а также на реальную интеграцию всех их (и нас, в том числе) в единую европейскую энергетическую систему. С этой точки зрения, а также на фоне обострения ситуации в Украине и отношений России с Западом успешная и быстрая реализация проекта Южного газового коридора просто необходима, более того - безальтернативна.
Без геополитики не обойтись
Раз уж речь зашла об украинском кризисе как об одном из условий выбора месторождения «Шахдениз» в качестве основного источника энергетической безопасности Старого Света, отметим, что регион Южного Кавказа особо чувствителен к конфликту в Украине, в том числе к противостоянию Востока и Запада за политическое и экономическое влияние в регионе. В силу не только географического положения (на пересечении всех путей - с Востока на Запад, с Севера на Юг), но и существенной финансово-экономической независимости, регионального лидерства и самодостаточности Азербайджан наиболее подвержен геополитическому давлению. Его в друзьях (либо во врагах) хотят видеть все - по принципу «кто не с нами, тот против нас». Ясное дело, что в качестве бывшей страны постсоветского пространства Азербайджан еще долго будет ощущать дружеские «медвежьи объятия» России, пока еще могущей навязывать свою политику соседним государствам, предпринимая систематические усилия для того, чтобы удержать весь Кавказ в зоне влияния.
Поскольку для руководства страны одним из основных приоритетов является решение проблемы Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, аукнувшимися экономике и гуманитарной сфере тяжелейшими последствиями, строительство трубопроводов TANAP и TAP в рамках Южного газового коридора является «кислородной подушкой», огромным подспорьем для наращивания авторитета в региональном и глобальном масштабе.
Как ни странно, именно энергетические и дипломатические последствия кризиса в Украине создают уникальную возможность для стран-участниц мегапроекта повысить свою роль в сфере газоснабжения Европы посредством территории Турции и Греции, переживающей отнюдь не лучшие времена.
Есть еще один момент: в большую газовую игру будут втянуты не только Азербайджан с Евросоюзом, но и все страны, расположенные вдоль Южного газового коридора. А это означает, что эти государства буквально обречены налаживать добрососедские (как двусторонние, так и многосторонние отношения).
Еще более существенный момент - начиная с конца XIX века именно Азербайджан сыграл роль «мировой академии нефти», кроме того, непревзойденна его историческая миссия в развитии мировой нефтяной промышленности и он имеет огромный потенциал, чтобы сыграть такую же важную роль на современном мировом энергетическом рынке.
Вопросы безопасности также из разряда важнейших: с учетом того, что
правительство США привержено и ответственно за поддержку энергетической безопасности в глобальном масштабе, в особенности региона Евросоюза.
Немаловажны и сроки. Так, крупномасштабные поставки газа в Европу Азербайджан планирует уже через 5 лет, когда в ЕС спрос на топливо достигнет 500 млрд. кубометров в год. Собственная годовая добыча газа в Европейском Союзе к 2020 году будет составлять чуть более одной пятой (135 млрд. кубометров) от спроса. Более 70% - 359 млрд. кубометров - ЕС придется ежегодно импортировать, чтобы не тормозить экономику.
Ожидания оправданы
В одном из недавних своих докладов Государственное управление энергетической информации (EIA) США отметило, что «хотя традиционно Азербайджан является крупным производителем нефти, важность страны в качестве поставщика газа будет расти в будущем, по мере разработки месторождений и развития экспортной инфраструктуры».
Структура отмечает растущую значимость всего Каспийского региона, одной из ведущих стран которого является Азербайджан, в качестве источника глобальной добычи энергоресурсов.
Кстати, по оценкам уважаемого агентства, доказанные и вероятные запасы газа на Каспии превышают 8 трлн. кубометров.
Фидан САЛМАНЛЫ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать