• пятница, 19 Апреля, 11:48
  • Baku Баку 13°C

Последние залпы

11 февраля 2015 | 12:02
Последние залпы

МНЕНИЕ
В последнее время на фоне продолжающихся ожесточенных боестолкновений на юго-востоке Украины, оживился переговорный процесс. Так, недавно президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель посетили Москву, где провели сложные переговоры с президентом России Владимиром Путиным. По итогам встречи стороны не раскрыли сути переговоров, но договорились о встрече в формате нормандской четверки в Минске на уровне глав МИД России, Франции, Германии и Украины.
Правда, часть пунктов плана, разработанного Олландом и Меркель, раскрыл на днях президент Франции. В частности, одним из основных пунктов, по которым идет дискуссия, было названо создание демилитаризованной зоны протяженностью 50-70 км от существующей сейчас линии противостояния.
Еще один пункт - предоставление восточным территориям «более широкой автономии», в связи с тем, что жителям охваченных войной территорий будет «сложно разделить общую жизнь» с остальной частью Украины. Кроме того, в СМИ сообщалось о возможном введении в Донбасс миротворческого контингента ООН, это допускалось и в комментарии МИД России. Однако позднее Порошенко исключил такую возможность.
Еще один важный вопрос, по которому идут споры, возможно, даже самый принципиальный сейчас, - это проведение новых выборов в Донбассе, рассказал «Ведомостям» украинский чиновник. Для этого, по его словам, Берлин, Париж и Киев требуют от Москвы полного закрытия границы и взятия ее под контроль ОБСЕ, чтобы через нее не перемещались вооруженные люди и техника.
В то же время нельзя забывать, что все эти встречи и переговоры проходят на фоне жесточайших боев в Донбассе. При этом позиции обеих сторон предельно ясны. Официальный Киев желает деблокировать окруженную группировку своих войск в Дебальцево, к тому очень крупную (по разным данным – от 8 до 10 тысяч бойцов), так как ее поражение может привести к тому, что рухнет весь фронт сопротивления сепаратистам и последние смогут овладеть еще большими территориями.
К тому же деморализованные войска в таком случае не смогут уже оказать реального сопротивления, а недовольные потребуют и смены власти, чем может легко воспользоваться лидер радикалов Ярош, давно уже критикующий официальный Киев за слабое и неумелое командование войсками в ходе антитеррористической операции в Донбассе.
Позиция сепаратистов не менее ясна. Им необходимо в ближайшие дни если не полностью разгромить окруженную группировку противника, то хотя бы взять сам город Дебальцево и еще несколько населенных пунктов поменьше, чтобы как можно дальше расширить территории самопровозглашенных республик. Кроме этого, тут и чисто гуманитарный расчет со стороны ополченцев: чем дальше отодвигается линия фронта от областных центров - Донецка и Луганска, тем меньше будет возможностей у ВСУ обстреливать эти города из своих артиллерийских систем.
Вопрос же спешки сепаратистов связан с тем, что ожидается наступление серьезного этапа переговоров, в ходе которых вполне реально заключение перемирия с полным прекращением огня и твердым фиксированием позиций обеих сторон в уже занятых ими населенных пунктах. Потому мятежники и стараются занять как можно больше населенных пунктов, опасаясь, что после подписания перемирия это уже будет невозможно.
Тем не менее, свою оценку прошедшим и ожидающимся переговорам, перспективе прекращения огня в интервью газете «Каспiй» дал известный российский политолог, руководитель Группы мобильного мониторинга ситуации Роман Евстифеев.
- Какова ваша оценка прошедших в Москве переговоров Путина, Меркель и Олланда? Следует ли ожидать каких-то важных решений по ее итогам?
- Уже очевидно, что целью поездки Меркель и Олланда в Москву было не принятие каких-то важных решений, а попытка начать или воссоздать диалог между конфликтующими сторонами. Уже на этой неделе станет ясно, удалось ли достичь этой цели. Как я отмечал раньше, без участия третьей стороны погасить конфликт уже невозможно.
Вопрос только в том, воспримут ли участники конфликта представителей Евросоюза как третью незаинтересованную сторону. В этом есть большие сомнения, особенно, конечно, с позиции России, которая не раз заявляла, что крупнейшие страны Евросоюза в этом конфликте ведут себя отнюдь не нейтрально.
- В среду в Минске ожидается встреча в формате нормандской четверки. На эту встречу многие возлагают большие надежды, в частности связанные с реальным прекращением огня. Каковы ваши ожидания от этой встречи?
- К сожалению, пока нельзя говорить о каких-либо явственных надеждах. Не хотелось бы кликать беду, тем более, что она уже пришла, но скорее всего, понадобится не одна и не две подобные встречи, при этом вероятность срыва хрупких договоренностей пока намного превышает вероятность постепенного умиротворения ситуации.
- В то же время, как мы видим, боевые действия на юго-востоке Украины не прекращаются. Ополченцы продолжают наступать и довольно успешно. Выгодно ли России в этих условиях прекращать войну, когда есть возможность прирастить территорию ДНР и ЛНР?
- Возможно, кто-то в России и в ЛНР и ДНР именно так и рассуждает, оценивая ситуацию с точки зрения возможностей «прирастить территорию». Мне кажется, такая позиция в корне противоречит стремлению восстановить мир в регионе. Проблема в том, что подобные настроения сильны и в Киеве. И пока, по всей видимости, военное противоборство для конфликтующих сторон представляется наиболее выигрышной стратегией.
- Представители стран-членов НАТО в последнее время много спорят о возможности предоставления помощи Украине вооружением и военной техникой. Насколько вероятно оказание такой помощи, если не всеми, то хотя бы некоторыми странами-членами НАТО в ближайшее время?
- Этот исход нужно оценивать уже не в терминах вероятности, а с точки зрения сроков и объемов поставок вооружения. США уже запустили механизм оказания такой «помощи», а страны Евросоюза, я думаю, при определенных публичных возражениях, тем не менее, будут удовлетворены, что США включатся в эту ситуацию в такой роли.
- Кстати, в СМИ пишут, что в рамках рассматриваемого варианта мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины есть пункты о создании демилитаризованной зоны шириной 50-70 км по обе стороны от линии соприкосновения воюющих сторон. Насколько, по-вашему, реалистично осуществление этих пунктов мирного урегулирования?
- Пока выполнение этих требований видится совершенно нереалистичным. По крайней мере, без участия каких-то нейтральных боеспособных миротворческих частей. К сожалению, таковых на нашей планете не наблюдается.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать