• четверг, 25 Апреля, 21:00
  • Baku Баку 21°C

Где гарантия?

08 февраля 2015 | 12:28
Где гарантия?

Необычное и резонансное событие произошло в Сабирабадском районе Азербайджана. Читатель уже наслышан о доблестных действиях Главного управления по борьбе с коррупцией, задержавшей председателя медико-экспертной комиссии этого района.
Примечательно основание для задержания, озвученное пресс-службой Генпрокуратуры: глава районного отдела государственной службы по мобилизации и призыву, оказывается, требовал взятку у жителя того же района - ни много ни мало, целых 200 манатов. В стране, сказавшей громкое «нет» коррупции и взяточничеству, такие вопиющие факты должны пресекаться и предаваться огласке, чтобы другим неповадно было. Нехорошего чиновника удалось вычислить и поймать с поличным.
В целом деятельность медико-экспертных комиссий, работающих с призывниками, не вызывает вопросов в силу своей очевидности. Не лучше обстоит ситуация с медико-социальной экспертизой производственных травм: юридически подтвержденных свидетельств и громких судебных разбирательств по факту несоблюдения трудовых прав граждан не имеется, однако беседа с представителями профсоюзных организаций дает повод задуматься.
Сфера трудовых отношений остается для наших граждан terra incognita, журналистов туда пускают нечасто в силу «особого» отношения Минтруда к прессе и общественности. Потому прошедшая накануне в отеле Hyatt Regency конференция «Макроэкономическая политика и ее влияние на политику занятости» стала долгожданным источником информации о работе и планах этого ведомства из уст самого Салима Муслимова.
По сведениям газете «Каспiй» вице-президента Федерации профсоюзов Азербайджана «Хидмет-иш» Джамаладдина Исмайлова, кстати, побывавшего в отеле Hyatt Regency, на мероприятии коснулись проблемы трудоустройства инвалидов и формата работы медико-социальных экспертных комиссий - их в скором времени заставят определять не только группу инвалидности, но и «процентную» трудоспособность.
«Речь идет об инвалидах первой группы, которых наши медработники стандартно приговаривают к полной нетрудоспособности, - сообщил нам Дж.Исмайлов со ссылкой на завотделом министерства. - Министерство труда уже вынесло соответствующие предложения на парламентские обсуждения и уверено в благополучном исходе этого дела».
Первая группа инвалидности самая сложная по меркам физического состояния организма. «Неправильно утрированно приговаривать людей с различной степенью тяжести состояния к нетрудоспособности, - считает наш собеседник. - Для этого существует процентное соотношением: скажем, в графе «трудоспособность» ее можно указать как частичную или ближе к полной в процентах».
Как правило, к первой группе относят значительно выявленные нарушения функциональности организма, или высшую степень сложности передвижения, обучения, общения и контроля собственного поведения. Способность работать преимущественно имеют незрячие или глухонемые инвалиды. В Азербайджане существуют специальные общества, где созданы индивидуальные условия для их трудовой деятельности. Инвалиды с неработающими нижними конечностями (колясочники, не лежачие) могут выполнять отдельные виды работ, чаще всего на дому.
По нашим данным, в погоне за статистическими показателями работники медкомиссий не спешат вносить людей с ограниченными возможностями в эту тяжелую группу. В данном случае, от работника медицинской комиссии зависит небольшая разница в инвалидной пенсии - у инвалидов первой группы она несколько выше по сравнению со второй и третьей групп.
Другой момент, интересный с точки зрения продвигаемой в парламенте инициативы, касается трудовых квот. Увеличится ли трудовая квота вслед за ростом числа частично трудоспособных граждан, пока неизвестно. В целом Трудовой кодекс нашей страны деликатно обходит сложные вопросы этой темы. Проблема трудоустройства инвалидов изложена в нормативных актах министерства, уверяют нас специалисты.
Ищем крайнего
Еще одна проблема, связанная со спецификой работы трудовых комиссий, возникает при травмах на производстве. Причем, само решение о том, производственная травма или нет, принимает комиссия работодателя при расследовании данной травмы. В реалиях неофициального рынка труда до медико-социальных экспертных комиссий эта проблема зачастую не доходит и увязает в пути.
«Честно говоря, мы добиваемся составления актов при производственной травме, в частности, присутствия представителей профсоюзов», - сказал редакции газеты «Каспiй» завотделом защиты социально-экономических прав трудящихся Конфедерации профсоюзов Азербайджана (КПА) Чингиз Тагиев. Однако организация локальных профсоюзных организаций, чьи представители должны присутствовать при составлении таких актов, оставляет желать лучшего.
По мнению вице-президента Федерации профсоюзов «Хидмет-иш» Дж.Исмайлова, этому мешают работодатели. «Производственную травму констатируют сотрудники прокуратуры, представители трудовой инспекции, работодатель и представитель профсоюзной организации. Складывается ситуация, когда Государственная служба трудовой инспекции просит нас принять участие за отсутствием локальной профсоюзной организации, потому что представитель профсоюза должен участвовать по закону», - сказал Дж.Исмайлов.
Проблемы в работе медико-социальных экспертных комиссий во многом объясняются отсутствием трудовых контрактов. Доказать присутствие производственного элемента сложно, принимая во внимание отсутствие трудовых отношений. По личным наблюдениям наших собеседников, на практике работодатель старается не доводить дело до экспертной комиссии и суда, предпочитая договориться с работником. Со слов представителей профсоюзных организаций, это весьма распространенная, но изживающая себя практика. По мнению Ч.Тагиева, формат электронных трудовых договоров избавит нас от нелегального рынка и вытекающих отсюда проблемы бесправности работников и проблем, связанных с медико-социальными гарантиями.
Острой гранью этой проблемы представители профсоюзов считают недостаточное участие локальных профсоюзных организаций на рынке труда. Тем временем, сотрудник Конфедерации профсоюзов Азербайджана указывает на действующую программу мотивации членов профсоюзов. «Эта программа рассчитана на работу отраслевых профсоюзов, призванных стимулировать организацию локальных подразделений. В конфедерации профсоюзов существует сеть первичных отраслевых комитетов, они не просто объединяют локальные организации, но работают над созданием профсоюзов на трудовых местах», - сказал Ч.Тагиев, но затруднился назвать причину отсутствия профсоюзов в массе государственных и частных учреждений. Специалист также обнадежил, что в комитетах работают технические инспекторы, призванные оказывать содействие и принимать непосредственное участие в процессе составления акта о травме на производстве.
По личному опыту Дж.Исмайлова, на предприятиях, где действуют профсоюзные организации, права сотрудников нарушаются на 60% реже, нежели в условиях отсутствия такой защиты. Однако все начинания, связанные с трудовыми правами, в том числе и медико-социальной экспертизой трудовых травм, упираются в масштабы нелегального рынка. Говорить о защите и социальных гарантиях сотрудников теневого рынка сложно, а масштабы площади тени на сегодняшний день внушительны.
По сводкам Лиги защиты прав трудящихся, рынок нелегального труда в Азербайджане близится 4,5 миллионам фактически работающих граждан. Эту проблему обещает решить электронный формат трудовых договоров - по мнению экспертов, ужесточенный Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений вкупе с тотальным электронным контролем помогут справиться с этой проблемой.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать