• суббота, 20 Апреля, 05:01
  • Baku Баку 15°C

«Умид» оправдывает надежды

28 января 2015 | 17:14
«Умид» оправдывает надежды

Короткометражный фильм азербайджанского режиссера Эмиля Гулиева «Ümid» («Надежда»/«Hope») стал обладателем одного из главных призов VIII Международного кинофестиваля Varesh International Film Festival, проходящем в древнем городе Мазандаран на севере Ирана. Фильм был награжден в номинации «За лучшую режиссуру».
Кстати в конкурсной программе из 1278 фильмов было отобрано 168 картин, и наша лента не затерялась среди такого количества конкурентов, даже сумев получить один из главных призов.
«Ümid» - философская притча о людях, вынужденных покинуть родину. Сегодня в мире живет около 50 миллионов беженцев, которые кормятся тем, что удается вырастить на земле, заново учатся любить, рожают детей и пытаются привыкнуть к горькому хлебу чужбины. Они живут между прошлым и будущим, а в настоящем у них осталось только одно - надежда. Но когда эти люди почти теряют веру в возможность возвращения на родину, они получают в подарок небольшую картонную коробку... То, что в ней находится, бесценно, и понимание этой простой истины доступно лишь изгнанным. Часть никогда не заменит целого, но и частица способна долгие годы поддерживать огонь надежды.
«Азербайджан на этом фестивале представляли пять фильмов разных жанров, но в результате сложного напряженного конкурса блестящую победу в одной из самых престижных номинаций «За лучшую режиссуру» одержал фильм «Hope». Мы очень надеемся, что гордое название нашей страны будет в самых первых строчках самых престижных мировых кинофестивалей. ART BAKU PICTURES уже начал движение в направлении покорения киновершин и в следующем месяце наша дружная творческая команда во главе с Эмилем приступает к съемкам полнометражного художественного фильма под рабочим названием «Ментал», - сообщил Бахрам Багирзаде, для которого картина «Ümid» («Надежда»/«Hope») стала продюссерским дебютом.
А вот что рассказал сам режиссер Эмиль Гулиев о победе «Ümid» и планах на будущее.
- Ваш фильм стал очередным победителем международного фестиваля, а сколько у вас уже в общей сложности наград?
- У меня всего наград около десяти, из которых три за фильм «Ümid».
- Приступая к работе, вы уже предполагали, что фильм станет настолько успешным, или для вас это приятная неожиданность?
- Если честно, об успехе картины я догадывался изначально. Дело в том, что тема, затронутая в фильме, непростая, и надо быть «весьма одаренным» режиссером, чтобы оставить кого-то равнодушным к проблеме.
- Тема действительно непростая и довольно тяжелая. Как, по-вашему, именно освящение данной проблемы заставляет обратить на вас внимание или есть что-то еще?
- Ну, наверное, в данном фильме это точно из-за темы, а в остальном - не думаю. Людям нравится то, что я делаю. Они ценят это и очень много пишут. Недавно наткнулся в Рунете на свои фильмы. Их очень много постят, особенно фильм «Чаевые».
- Сколько всего у вас картин?
- Примерно тридцать, может, чуть больше. Некоторые находятся в процессе производства, потому не в счет.
- Все документальные?
- Нет, я не документалист. У меня игровые и социальные фильмы-рекламы.
- Фильм «Ümid» тоже социальный?
- Да. Поскольку в нем нет понятия времени и места, а в приоритете гуманизм как явление, потому такое кино всегда актуально.
- Что вам интереснее снимать - игровое или социальное кино?
- Для меня, конечно же, нет особой разницы, что снимать. И то и другое мне приносит огромное удовольствие.
- Вы снимаете чаще по заказу или по велению души?
- Больше, конечно же, работ по душе, но и заказы имеются. Причем, в основном это рекламы и клипы. Правда, в клипах многим отказываю. Мне не нравится либо музыка, либо то, что они хотят. Но иногда это бывает и по тому, к примеру, у них может не хватить денег на мою работу.
- То есть, как я понимаю, вы не со всеми соглашаетесь работать. А все ли темы вы можете развить и показать в фильме? Есть ли какие-то табу или личные запреты на съемку, что никогда не станете снимать или все можно вынести на зрительский суд?
- Естественно, есть ограничения (самоцензура) на показ отснятого материала. Например, пропаганду сигарет и спиртных напитков снимать не буду, так как это для меня неприемлемо. Так же в фильмах считаю неправильным показывать обнаженные тела людей. Если, конечно, это не какой-то исторический экспонат.
- Давайте вернемся к фильму «Ümid», - мы знаем, что в съемках вы задействовали не профессиональных актеров, а настоящих беженцев. С кем-то из них вы сейчас общаетесь, может, прослеживаете их судьбу дальше или в меру напряженного графика это невозможно?
- Если честно, очень хочу туда поехать и показать им этот фильм. К сожалению, они находятся очень далеко, и в связи со съемками пока это сделать не удалось. Но в ближайшем будущем я обязательно это сделаю
- За свою практику вы работали как с профессиональными актерами, так и с начинающими. С кем сложнее найти общий язык и довести нужную вам мысль?
- Конечно же, находить общий язык с людьми, не имеющими опыта работы перед камерой - гораздо сложнее. Им очень трудно объяснить то или иное происходящее на площадке. Работать с профессионалами легче. Процесс съемок занимает меньше времени.
- В картине «Ümid» вы смогли воплотить все задуманное или что-то пришлось убрать сократить или переделать по тем или иным причинам?
- Все изначально задуманное в этой картине, было снято. Ни один материал не остался не снятым. Скорее всего, многое вырезали. При создании целостной картины в нашем фильме и при прочих нюансах, включая советы «старшего брата», мне здорово помог Бахрам Багирзаде. Он же является продюсером. Он так же нашел спонсора фильм и конечно же договорился с продакшинами для постпродукции фильма. Ultra Production - является одна из таких.
- Ожидается ли дальнейшее шествие фильма «Ümid» по фестивалям планеты? Будет ли он номинирован на престижные премии?
- Куда будет номинирован, пока не знаю. Все зависит от выбора отборочной комиссии кинофестивалей, но мы выслали фильм еще на пару фестивалей.
- Как, по-вашему, сейчас молодому режиссеру воплощать свои замыслы легко или трудно, и почему?
- Очень трудно, если нет поддержки. В этом плане мне повезло, поскольку она у меня есть.
- А легко ли вам доносить свои идеи до масс, ведь вы отличаетесь своим нестандартным виденьем и таким же нестандартным подходом к кинематографии?
- Есть такое понятие «кино не для всех», и то, что делаю, как раз к этому направлению и относится. В основном мои зрители - деятели искусства и узкий круг людей, ценящих данное направление кинематографа.
- А снять бестселлер, так называемую топовую картину для массового зрителя не хотите, или это «на корню» не ваше?
- Действительно, я этого очень хочу. Но для такого уровня фильмов нужна уйма денег. Малым бюджетом тут не обойтись, потому приходится «по одежке протягивать ножки» и снимать то, что соответствует бюджету.
- А если у вас все-таки появится «неограниченный» бюджет, какую картину вы снимете?
- Я сниму то, над чем уже начал работать. Сейчас идет подготовка. Скоро будем искать спонсора.
- Что это за картина, если не секрет?
- Его рабочее название «Ментал». Это полнометражный фильм с участием уже именитых актеров и не только. О выдуманных, а порой и накрученных обществом, ложных ментальных особенностях тех или иных людей... Сложно, но будет искренняя картина. О людях, о нас, обо всем. Жанр фильма - драма, трагедия
- Я так понимаю, пока работа еще не начата?
- Работа на бумагах уже началась. В марте или конце февраля приступим к самим репетициям.
- Эмиль, многие утверждают, что проблемы, если их поднимать в картине, будут интересны лишь тем людям, которые хоть как-то с этими проблемами сталкивались. Вы тоже считаете, что для всех остальных это неинтересно? Это к тому, как реагирует общественность не у нас, а за пределами страны на картину «Ümid».
- Да, в снятой мною картине - это однозначно так. Во всяком случае, могу сослаться на темы, затрагиваемые теми людьми, которые пишут мне. Есть даже такие, которые живут заграницей, но по статусу являются беженцами. Их так же трогает данная история, но в остальном это не всегда так. Иногда незнакомая или чужая история так же может затронуть до глубины души.
- Какие надежды вы возлагаете на этот фильм, или уже все возложенное на него оправдано и стоит переключиться на что-то новое?
- После успеха на этом состязании я взял ориентир на кинофестивали категории А, что говорит само за себя.
- Вы сами в кино ходите или для вас просмотр картин заканчивается на фестивальном кино?
- Скорее всего, я отношусь к активным киноманам, пересмотревшим все, что можно и не пропускающим ни одного нового фильма.
- Удается что-то открыть для себя или все уже давно отснято и не представляет реального интереса «для души»?
- Каждая новая картина для меня это пособие для жизни. Скажем так, - путеводитель.
- Для жизни или работы?
- Для жизни в первую очередь, а затем, и для работы, для применения сферы интересов…
- Что нужно сделать для того, чтобы стать известным и узнаваемым режиссером? Есть ли какая-то формулу успеха?
- Я знаю одно: чтобы стать по-настоящему известным режиссером, нужно завоевать награду на престижном кинофестивале. Еще, конечно же, никто не отменял черный пиар, т.е. скажем грязный. Когда люди снимают пошлое или известное. Одним словом зарабатывают имя на уже состоявшемся человеке, на чужом успехе.
- Но я надеюсь, это не ваши методы?
- Как видите, стараюсь работать своими силами, своими идеями.
- Кроме финансовой стороны, что для вас самое сложное в работе?
- Раньше не было никаких проблем. Теперь же я столкнулся с проблемой дефицита единомышленников. К сожалению, в последнее время их очень трудно стало находить, - таких именно «трудоголиков», чтобы вкладывали в дело всю душу.
- То есть, тяжело подобрать рабочую группу?
- Рабочую именно что легко - трудно найти единомышленников, которые чувствуют и любят кино так, как могу это делать я.
Виктория Третьякова
banner

Советуем почитать