• четверг, 28 Марта, 23:14
  • Baku Баку 13°C

Ось Россия - Иран

23 января 2015 | 16:33
Ось Россия - Иран

ПОЛИТИКА
Можно с уверенностью сказать, что переговоры в Тегеране министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу с его иранским коллегой Хосейном Дехканом увенчались успехом. Итог - договоренность о совместном ведении стратегической борьбы с вмешательством внешних сил в дела региона.
Принцип недопущения
Исторически так уж сложилось, что интересы этих стран на протяжение веков как минимум соприкасались, временами тесно переплетаясь. И похоже наступил новый виток стратегической близости. На сей раз обе стороны сошлись во мнении, что причиной обострения обстановки в регионе является политика США, «осуществляющих вмешательство во внутренние дела других стран». И потому, когда формально речь заходит о неизбежном сотрудничестве путинского режима с муллократией в рамках совместной борьбы с вмешательством внерегиональных сил в дела региона, надо прежде всего иметь ввиду Вашингтон, одинаково раздражающий как северных, так и южных наших соседей.
В принципе, обе солидарные стороны можно понять на фоне развития новой геополитической реальности - карта мира, по сути, перекраивается, а ситуация требует, чтобы и Россия, и Иран продемонстрировали, что они «не лыком шиты» и способны в любой момент доказать врагам умение взяться за воз международной безопасности и региональной стабильности. Особенно показательны в этой связи слова Шойгу, заявившего, что Россия выступает «за долгосрочное и многоплановое сотрудничество с Ираном» и приветствует «стремление иранского руководства к всестороннему расширению связей с Москвой, в том числе в оборонной сфере».
В переводе на нормальный язык это значит удовлетворенность Кремля подписанием межправительственного соглашения о военном сотрудничестве, предполагающем расширение практики заходов военных кораблей в порты обеих стран (постоянное курсирование по Каспию), активизацию проведения штабных переговоров, подготовку военных кадров, а также обмен опытом «в миротворческой деятельности и борьбе с терроризмом» (под этот пункт опытные политики подгоняют все что угодно). Словом, теперь Россия запросто может стать гарантом Тегерана по противостоянию американцам, тем более, что события в Украине однозначно показали, что Запад, гораздый на санкции, ничего более серьезного Москве противопоставить не сумел.
От теории к практике
То, что произошло в Тегеране, можно назвать теоретической основой взаимодействия в военной области, могущей перейти в практическую плоскость. Ясное дело, иранская сторона сегодня во всем винит исключительно «деструктивную политику» США. Режим клерикалов понять можно - всеми действиями и призывами он намерен показать Белому дому, что в любой момент в обмен на послабления в санкциях он готов вернуться если не к прежним отношениям (до революции 1979 года), то хотя бы к их видимости. Но что побудило Москву заключить договоренность с Тегераном в военной сфере и насколько готовы сблизиться на этой основе два прагматичных государства, не одну собаку съевших на двусторонних отношениях? К каким последствиям это сближение может привести?
Прежде всего, в «объятия друг к другу» подтолкнули эти страны санкции Запада. Кроме того, у России сейчас нет особого выбора, и она вынуждена брать курс на развитие в восточном направлении, к тесному военно-техническому сотрудничеству с Ираном, Китаем, видя в них потенциальных военно-политических союзников. Москва нуждается в Тегеране прежде всего в качестве рынка для своей военной продукции, а Тегеран, в свою очередь, нуждается в вооружениях, стабильные поставки которых может обеспечить только Москва.
Компетентное мнение
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», сотрудничество двух стран в данной сфере важно для них особенно сейчас, когда США и НАТО решили покинуть Афганистан. Иран крайне важен России как незаменимая фигура для сохранения в новой обстановке необходимого ей баланса сил в Центральной Азии. Потому нет ничего удивительного в том, что Кремль развивает и рыночные связи с новым-старым партнером. Ей нужны новые рынки в условиях, когда сотрудничество с другими странами становится проблематичным.
Комментируя в интервью газете «Каспiй» политолог Тофик Аббасов также сказал, что подписание межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Ираном не было неожиданностью:
- В принципе, это должно было произойти несколько ранее, однако Россия медлила в надежде, что позиция Запада в отношении ее смягчится, - отметил Т.Аббасов. - Но пока Москва находилась в раздумье относительно целесообразности создания альянсов со странами, с которыми можно было в перспективе блокироваться для нейтрализации политических рисков, Америка шаг за шагом отсекала от нее традиционных и потенциальных союзников.
Этот решение Москвы было бы неправильно увязывать с украинским кризисом. Просто в Белокаменной, наконец, поняли, что ведется правильная осада и осознали всю серьезность положения. Последней каплей стало появление на геополитическом поле агрессивного квази-государства «Исламское государство». Не секрет, что это террористическое образование запрограммировано на противоборство со всеми, кто противостоит Западу. А Россия и Иран в их черном списке в числе первых.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков придерживается иной точки зрения.
- Соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Ираном не означает создание военного союза, - считает Р.Мусабеков. -
Я бы не стал преувеличивать значимость этого договора. Конечно, он в известной мере усиливает позиции Тегерана в переговорах с США по ядерной программе Ирана. В то же время Россия желает внести в этот процесс свои коррективы. Но говорить о возникновении каких-то альянсов, способных нейтрализовать действия США не приходится.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать