• пятница, 29 Марта, 04:11
  • Baku Баку 7°C

Эрбиль в офсайде

22 января 2015 | 16:35
Эрбиль в офсайде

РЕГИОН
Об этом СМИ известил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз в ходе визита в Ирак, не сообщив при этом никаких деталей предстоящего действа. Информация о переговорах насчет строительства совместной «трубы» просочилась в СМИ относительно недавно - в минувшем декабре премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади в ходе визита в Турцию заявил, что его страна заинтересована в экспорте «черного золота» на мировые рынки через территорию Турции.
Причины активности
Это решение не спонтанно, и продиктовано желанием Багдада положить конец вывозу нефти за пределы страны без согласия федерального правительства и министерства нефти. Вспомним, как Турция 23 мая 2014 года начала отгрузку нефти из де-факто признанного Иракского Курдистана. Порядка миллиона баррелей нефти, которая хранилась в турецком порту Джейхан, была отгружена на нефтеналивной танкер United Leadership и отправлена в Европу без согласия официального Багдада.
Иракская сторона классифицировала инцидент как банальную контрабанду и пригрозила судебным преследованием компаниям, которые возьмутся реализовывать эту нефть, обвинив Анкару в нарушении двусторонних договоренностей и резолюции ООН, согласно которым управлять экспортом иракской нефти должна национальная компания SOMO (State Oil Marketing Organization), а все доходы от продажи черного золота должны поступать на специальный счет в США.
Угрозы угрозами, но дальше дело не пошло, поскольку у Междуречья нет реальных рычагов влияния, а в самой стране ежедневно происходят террористические акты, свидетельствующие о символической власти президента Ирака. Потому у специалистов вызывает недоумение, с какой стати Ирак вместо того, чтобы встать в презрительную позу к официальной Анкаре, решил договариваться с ней о прокладке альтернативной, федеральной нити нефтепровода. Это, конечно же, прямое признание слабости и желание не портить отношений со «старостой региональной геополитики».
Яблоко раздора
Надо сказать, что распределение доходов от экспорта нефти и газа до сих пор является предметом споров между правительством Ирака и Курдской автономией. Закон о разведке, добыче и экспорте углеводородов времен Саддама Хусейна уже не действует, а принятие нового закона всячески саботировалось правительством Нури аль-Малики. Как утверждают в Эрбиле (столица анклава), Курдистан как субъект федерации регулярно недополучал положенные ему по местному законодательству 17% от доходной части госбюджета. Якобы именно поэтому, чтобы заполнить бреши в региональном бюджете и добиться большей экономической независимости от Багдада, автономия приняла свой собственный закон об эксплуатации природных ресурсов.
В общем-то, неплохой заработок. Даже по самым заниженным оценкам, регион располагает 45 млрд. баррелей нефти и 2,83 трлн. кубометров природного газа. Правительство Курдистана уже заключило порядка 50 контрактов с крупнейшими мировыми компаниями на разведку и добычу нефти и газа. Здесь успешно работают известные в мире «Эксон-Мобил», «Тотал», «Шеврон», «Газпром нефть» и др.
В конце 2013 года Курдистан начал экспорт нефти и газа по трубопроводам в Турцию на основе соглашения, подписанного между Анкарой и Эрбилем в ноябре 2013 года. 50% этих углеводородов закупается непосредственно Турцией, а остальные 50% планировалось отправлять через турецкий Джейхан на мировой рынок. До настоящего времени большая часть этой нефти накапливается в хранилищах Джейхана. Предположительно объем экспорта курдской нефти на этом направлении к концу 2014 года достиг 400 тысяч баррелей в день.
Правительство Иракского Курдистана вело переговоры по нефтегазовым трубопроводным проектам даже с Ираном, несмотря на протесты кураторов из Вашингтона. Обсуждались возможности строительства нефтепровода и газопровода между Ираном и севером Ирака. Планировалось, что по одному из этих трубопроводов будет поставляться сырая нефть из Иракского Курдистана в Иран, где будет осуществляться ее переработка на заводе в городе Керманшах и отправка обратно в виде нефтепродуктов. Проект по природному газу предусматривал поставки иранского газа в населенные курдами города Сулеймания и Эрбиль. Одновременно правительство Курдской автономии пребывало в активном поиске инвесторов и подрядчиков для создания собственной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Раздражение Багдада
Багдад до сих пор с раздражением относится к инициативам Эрбиля, заявляя, что только правительство страны имеет право распоряжаться национальными запасами углеводородов и требуя, чтобы курдское руководство заранее информировало об объемах добываемых и экспортируемых регионом углеводородов, и при этом чтобы цены соответствовали мировому уровню. Много чего тщетно требовал ослабевший после смерти Саддама Багдад, в том числе и того, чтобы все поставки осуществлялись через государственную компанию SOMO, а доходы от продажи нефти и газа поступали в Фонд развития Ирака (DFI) в США.
Имеющие поддержку Белого дома курдские лидеры вроде соглашаются на участие SOMO в международных сделках Эрбиля по нефти и газу, но лишь в качестве наблюдателя. Именно тогда «в целях смягчения напряженности» турецкие власти предложили своим иракским партнерам создать трехсторонний (Анкара, Багдад, Эрбиль) комитет по вопросам экспорта иракской нефти через Турцию, заняв выигрышную позицию, поскольку борьба за распределение доходов от экспорта нефти и газа провоцирует рост напряженности между основными этно-конфессиональными общинами страны, грозясь привести к распаду государства.
Как неоднократно писала об этом экспертная группа газеты «Каспiй», сотрудничество Анкары с курдской автономией носит тактический характер и преследует цель не дать усилиться влиянию Рабочей партии Курдистана (РПК) в Ираке и его филиала - Партии «Демократический союз» в Сирии.
В стратегическом же плане Турция вовсе не заинтересована в укреплении Иракского Курдистана. Поэтому, Анкара охотно поддержала намерение федерального правительства Ирака установить контроль над экспортом энергоносителей.
Как отметил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан, для реализации проекта строительства нового трубопровода силам коалиции против «Исламского государства» (ИГ), созданной по инициативе США, необходимо добиться стабильности в Иракском Курдистане, часть которого подверглась вторжению боевиков этого квази-государства.
- Но для этого необходимо положить конец его существованию, что пока большой вопрос, - подчеркнул И.Шабан. - В то же время, наращивание объемов добычи углеводородов в Ираке и выход этой страны на передовые в мире позиции по экспорту углеводородов не отвечает интересам монархий Персидского залива (которые, кстати, являются членами коалиции против ИГ) и сопровождается активизацией подрывной деятельности спецслужб Эр-Рияда и Катара в так называемом «суннитском треугольнике». Ими предпринимаются попытки превратить Ирак, как и Сирию, в арену борьбы ИГ с неугодными монархиям режимами и шиитским течением ислама.
Как бы то ни было, в данной ситуации Анкара играет белыми фигурами против двух непримиримых врагов, и уже обладает инициативой с материальным перевесом. У Турции есть шанс стать в этом участке региона консолидирующей силой, направленной на единоличное предотвращение вызовов и примирение разных антитюркских этносов, когда-то входивших в Османскую империю.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать