• суббота, 20 Апреля, 10:11
  • Baku Баку 14°C

С мертвой точки

11 декабря 2014 | 15:57
С мертвой точки

МНЕНИЕ
Группа переговорщиков от Запада (5 членов Совбеза ООН + Германия) достигла реального прогресса в ходе последнего раунда переговоров с руководством Ирана по ядерной программе этой страны.
Если верить официальному представителю Госдепа США Алану Эйру, стороны даже внесли новые предложения в рамках сближения позиций.
Помнится, в ноябре была достигнута договоренность о подготовке соглашения, гарантирующего мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций. Однако соглашение не было подписано ввиду «нерешенности сложных технических вопросов». Затем появилась возможность подписания политической части договора к 1 марта, а технических приложений - к 1 июля следующего года.
Загвоздка в деталях
Дипломаты считают, что «дьявол» любого урегулирования кроется в деталях. Вот и Эйр, касаясь вопроса об основных различиях между позициями сторон, не стал раскрывать деталей, заявив, что стороны должны держать их в секрете. Сомнения в том, что к новому дедлайну будут согласованы все технические детали усиливает и тот факт, что некоторые иранские чиновники выступили с заявлениями, что США предъявили «чрезмерные требования» в ходе переговоров. Естественно, американцы парировали шаблонной фразой - мол, все мировое сообщество желает выполнения Ираном своих обязательств в рамках подписанного им Договора о нераспространении ядерного оружия.
Но тут масла в огонь на днях подлил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, некстати заявив, что именно его страна сыграла критическую роль в отсутствии компромисса по иранской ядерной проблеме. «Необходимо использовать время для усиления давления на Тегеран и принуждения его к демонтажу военно-ядерного потенциала», - подчеркнул израильский премьер, как бы перечеркивая все достижения переговорщиков, поскольку является «красной тряпкой для быка муллократии».
Изъяны и практика
Несмотря на позитивы сорокачетырехлетней истории Договора о нераспространении ядерного оружия, и сам он, и практика его реализации отнюдь не лишены изъянов. Во-первых, он охватывает не все государства мира - Израиль, Индия и Пакистан, например, не будучи в «клубе», разработали свои военные программы и в этой связи принципиально не присоединяются к договору. Они стали де-факто обладателями военных ядерных средств и стремятся с этих позиций решать собственные региональные проблемы, объективно повышая свою роль на глобальной сцене.
Еще более опасна потенциальная возможность превращения этих стран в распространителей ядерного оружия. Не связанные обязательствами, налагаемыми участием в договоре, они при определенных условиях вполне в состоянии предоставить свои возможности для создания ядерных арсеналов «пороговых» и «околопороговых» стран. Кроме того, наличие таких государств оказывает негативное воздействие на международные отношения, в результате чего стала возможной подмена проблем укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия проблемами уступок, имеющих целью удовлетворить амбиции стран, не желающих признать этот режим.
Еще больший негатив привносят в международные отношения двойные стандарты мира сего в отношении «неофициальных» ядерных и «пороговых» стран. Такая позиция практически стимулирует встречные тенденции у соседей, считающих нужным обороняться хотя бы на всякий случай. Не случайно в преддверии Конференции по продлению срока действия договора в 2005 году некоторые арабские государства заявили о выходе из клуба, мотивируя это отказом Израиля от вступления в него.
Еще одной слабостью договора и практики его осуществления являются изъяны контроля за ядерной деятельностью. Это привело к тому, что созданный в результате научно-технического прогресса в ряде стран как участников договора, так и неприсоединившихся к нему, научный и промышленный потенциал объективно открывал им путь к обладанию ядерным оружием.
Что можно Израилю?
Израиль официально никогда не подтверждал, но и не опровергал наличие у себя атомной бомбы, при этом он официально не собирается подписывать договор о демонтаже собственного военно-ядерного потенциала, упорно добиваясь сворачивания ядерной программы Ирана. Ясно, что его «игра мускулами» опирается на дружбу с Вашингтоном.
Хоть упомянутое агрессивное выступление Нетаньяху иногда коробит руководство Белого дома, делающего ряд замечаний и подчеркивающего принципиальную разницу между подходами США и Израиля к переговорному процессу, однако конечные цели этих двух государств полностью совпадают и в этом вопросе тоже. «И хотя у нас время от времени возникают разногласия по некоторым тактическим вопросам в нашей совместной позиции о том, что у Ирана не должно быть ядерного оружия, нет никаких трещин», - недавно отметил по этому поводу госсекретарь Джон Керри.
Категорическая позиция Израиля против любого использования Ираном ядерной энергии находит понимание и в Вашингтоне тоже. Ряд сенаторов и конгрессменов считает необходимым введение нового пакета санкций в отношении Тегерана. Законопроект по данному вопросу уже подготовлен и находится в комитете по иностранным делам Конгресса США. Все это мало способствует достижению прогресса на переговорах по иранской ядерной программе.
Впрочем, президент США Барак Обама не теряет надежды, что «удастся достичь поддающейся контролю договоренности».
В беседе с газетой «Каспiй» депутат Милли Меджлиса доктор филологических наук директор Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова Говхар Бахшалиева сказала:
- Будучи руководителем межпарламентской группы дружбы Азербайджан-Иран и азербайджанской делегации в Парламентском союзе Организации Исламского Сотрудничества, я регулярно принимаю участие в работе этой организации. В резолюциях этой организации нашла свое отражение и иранская ядерная программа. На чем здесь делается акцент? Все народы вправе использовать мирный атом. Вот и Тегеран считает, что иранский народ, так же как и другие народы, имеет право использовать атом в мирных целях.
Уверена, что в 2015 году в ходе переговоров по ядерной программе Ирана наконец будет достигнуто соглашение. Во-первых, потому, что руководство Ирана не собирается использовать атом исключительно в мирных целях. Во-вторых, сейчас Америка более чем когда-либо заинтересована в сотрудничестве с Ираном. Она и раньше была заинтересована в этом, но сейчас в связи с событиями на Ближнем Востоке, в арабских странах она заинтересована еще больше. Поэтому я думаю, что в 2015 году США и Иран найдут общий знаменатель и соглашение будет достигнуто.
Что касается попыток Израиля помешать этому соглашению, то я думаю, что мир уже не тот, который был 10-15 лет тому назад. Уже начался процесс признания европейскими странами Государства Палестина: буквально недавно правительство Швеции официально признало Палестину как государство; депутаты палаты общин британского парламента приняли резолюцию, в которой призвали правительство страны признать Палестину суверенным государством: Национальное собрание Франции также проголосовало за резолюцию, призывающую правительство страны признать Палестину государством.
Все это идет вразрез с интересами Израиля. Это свидетельствует о том, что авторитет Израиля падает. Поэтому я думаю, что если сейчас США будут поставлены перед дилеммой - Израиль или Иран, то, я думаю, возобладает здравый смысл и Америка в своих же интересах заключит соглашение с Ираном.
Президент Фонда политических исследований государств Каспийского региона Вафа Гулузаде, комментируя газете «Каспiй» вопрос о возможности достижения соглашения по иранской ядерной программе, сказал, что в этом вопросе излишний оптимизм неуместен.
- Запад никогда не признает право Ирана на реализацию собственной ядерной программы, потому что имея такое право Тегеран в конечном итоге получит возможность обзавестись ядерной бомбой, - убежден политолог. - Противоречия между ИРИ и Западом в данном направлении неизгладимы. Все это в конце концов закончится либо социально-политическом взрывом внутри Ирана, либо войной против иранского государства. Так или иначе, обладающий ядерным арсеналом Иран никак не соотносится с ближневосточной стратегией западных держав. Но вместе с тем на сегодняшний день война против Ирана нежелательна и для Запада. Исламская Республика Иран - крупное региональное государство. Понятно, что ИРИ будет оказывать ожесточенное сопротивление, а Запад продолжать «душить санкциями», рассчитывая на волнения в Иране.
В то же время я не верю в возможность принятия международных санкций против Ирана. Хотя бы потому, что две крупные державы - Россия и Китай против этого. Позиция Пекина в этом вопросе более категорична - там вообще не хотят участвовать ни в каких санкциях, а мнение Москвы таково, что они готовы к участию в неких «мягких» санкциях, но при условии, если будет доказано, что Иран разрабатывает атомную программу не в мирных целях.
В любом случае, здесь есть два существенных момента. Во-первых, вина Тегерана не доказана, поэтому есть сомнения в легитимности данных санкций. Во-вторых, Иран - самодостаточная страна и может производить все, что нужно для выживания, даже находясь в изоляции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать