• четверг, 25 Апреля, 11:16
  • Baku Баку 14°C

«Мусават» больше нет, от него простыл и след

04 декабря 2014 | 12:40
«Мусават» больше нет, от него простыл и след

НРАВЫ
Буквально на днях в СМИ прошла короткая информация о том, что башган партии «Мусават» Ариф Гаджилы наконец-то встретился с лидером «недовольных», экс-кандидатом в башганы Губадом Ибадоглу. Многие ждали подробностей, но не в тот же день, ибо их не было. Раскрыл суть беседы сам Г.Ибадоглу на страницах газеты «Ени Мусават».
О том, что от прежнего «Мусавата» и след простыл, Губад Ибадоглу утверждал не раз. По его словам, два месяца, прошедшие после очередного съезда, дали возможность проанализировать события, происходящие как внутри партии, так и вокруг нее.
«Теперь выясняется, что партия до съезда в течение более 20 лет строилась на любви и доверии к Исе Гамбару Его харизма сыграла большую роль в том, что долгие годы он оставался башганом. Именно за счет своей харизмы он не испытывал затруднений в управлении партией, именно из-за любви и доверии к его личности, мусаватисты многое прощали И.Гамбару, поддерживали его решения», - сказал он.
Харизма не панацея
После этого высказывания Г.Ибадоглу становится ясно, почему съезд прошел в напряженной атмосфере, более того, привел к полному расколу в партии.
Г.Ибадоглу по своему где-то может и прав. Но любовь к лидеру хороша пока он у власти, а если она еще немного слепа - это уже опасно.
На съезде, когда уже было ясно, что И.Гамбар ушел окончательно, многие прозрели. В том плане, что они поняли главное - второго И.Гамбара нет, клона не предвидится, а из кандидатов никто не тянет на уровень лидера. Нет, каждый из них был по-своему хорош, опытен, однако те, кто голосовал на съезде, все еще тешили себя надеждой, что методы правления экс-башгана будут преемственно использованы. Но нашлись и те, кто понял, что этого не будет. Результат известен: съезд распался на две почти равные части. В тот же день.
Как сказал Г.Ибадоглу, съезд выявил несколько важных моментов. «Было ясно, что управление партией не может опираться только на любовь и харизму, есть необходимость в новых методах. Все прекрасно понимали, что А.Гаджилы - это не И.Гамбар, и к нему нет той было любви и доверия. Более того харизма А.Гаджилы не сформирована. Уже в первые дни после съезда мы знали, что не будем представляться в выборных органах партии. Тогда мы решили: пожалуйста, создавайте свои органы управления, а мы будем отслеживать, как они работают, и дадим свои предложения по укреплению партии. Мне кажется, что за два месяца мы завершили эту работу успешно. Но наши благие намерения не были поняты», - заметил он.
Примирение не исключалось
Как оказалось, дело было не только в несформированной харизме. Скорее всего, это была эйфория, под влияние которой попал А.Гаджилы, в то же время чувствовавший локоть И.Гамбара. Следом за эйфорией пошел шквал ошибок, жестких мер, еще больше ожесточивших недовольных. В результате партия раскололась на две части, что после встречи с А.Гаджилы, открыто подтвердил Г.Ибадоглу.
«Сегодня «Мусават» разделился на два фронта - на тех, кто управляет партией и других, которые критикуют эти методы управления и желают видеть их в соответствии с требованиями устава. Для того, чтобы направить это противостояние в нормально русло была реальная возможность. И эта здоровая конкуренция привела бы к оздоровлению партии. Но минувшие два месяца показали, что ряд мусаватистов не только не готов к внутрипартийной демократии, но и злоупотребляет ею», - сказал Г.Ибадоглу.
Затишье перед бурей?
В «Мусават» наступило некоторое затишье. Остановился шквал отставок, исключений из партии. Однако, расценить это как отказ от репрессивных мер, пока очень сложно, потому что в управлении партией ничего не изменилось. Причина, как оказалось, в другом. Согласно законодательству, материалы очередного съезда направляются в Минюст страны. В них, естественно отражены результаты голосования. Г.Ибадоглу заявил, что он не хотел бы возникновения проблем с Минюстом, но если они будут, попытаться сделать все для их решения. Однако ряд шагов, предпринимаемых противоположной стороной, отнюдь не говорит о том, что они направлены на оздоровление ситуации.
«Руководство приглашает некоторых из недовольных, кого-то пытаются успокоить, других убедить, что исключение их товарищей было законным. С другой стороны всячески попирают права жалобщиков. Например, 1 декабря ЦКРК не приняла заявление-жалобу исключенного из партии Кямиля Халибейли», - сказал он.
А.Гаджилы обеспокоен
На встрече Арифа Гаджилы с Губадом Ибадоглу основной темой разговора было создание фракции.
По словам Г.Ибадоглу, он был удивлен такой обеспокоенностью башгана. В свою очередь А.Гаджилы предложил оппоненту несколько вариантов сотрудничества. На что последний ответил отказом, заявив, что намерен оставаться на прежней позиции - с этой командой работать не будет!
«Если они хотят изменить мое решение, пусть примут наши предложения. Ариф бей утверждает, что готов их принять, однако, как только это выносится на Меджлис, там обсуждают только репрессии в отношении недовольных», - заявил Г.Ибадоглу.
По убеждению Г.Ибадоглу, отставки продолжатся. Однако это не связано только с позицией руководства. Немалую, а может и самую главную роль в этом сыграл И.Гамбар своим выступлением на совещании, в жесткой форме указав группе недовольных: либо сидите в углу и терпите, либо уходите.
Понятно, что для мусаватистов, более 20 лет стоявших плечом к плечу с Исой Гамбаром, это был не только гром среди ясного неба, но и большая обида. Им просто указали на дверь. Естественно, такое отношение многих отдалило от партии.
По словам Г.Ибадоглу, многие из них не привыкли к пассивной жизни, и по имеющейся информации, многие получили приглашения из других партий. «Исходя из этого, мы решили создать общественное движение и собрать этих людей воедино», - сказал он.
За демократию и благоденствие
После встречи Г.Ибадоглу с А.Гаджилы газеты запестрели заголовками: «Г.Ибадоглу создает АDR (на кириллице АДР - Авт.)».
Разумеется, речь не идет об АDR 1918 года, не надо путать эту аббревиатуру с Азербайджанской Демократической Республикой, ибо она составлена из латинской графики. Г.Ибадоглу намерен создать движение «Azərbaycan Demokratiya və Rifah», что в переводе означает «Демократия и Благоденствие Азербайджана» (ДБА).
По словам Г.Ибадоглу, это движение не будет иметь никакого отношения к партии «Мусават», а объединит в своих рядах интеллигенцию и молодежь не только из числа недовольных, но и всех желающих. «Желающих вступить в движение очень много и они уже обращаются ко мне. Так вот, если бы я был избран башганом, эти люди пришли бы в партию «Мусават». Цель движения ясна из названия - демократия и благоденствие», - сказал Г.Ибадоглу.
А.МЕДЖИДЛИ
banner

Советуем почитать