• вторник, 23 Апреля, 19:35
  • Baku Баку 20°C

На высоте

03 декабря 2014 | 18:05
На высоте

МАСТЕР
Мы всегда несказанно радуемся, если кому-либо из наших соотечественников удается одержать победу в состязаниях талантливых мастеров искусства за право удостоиться чести быть одним из самых лучших, быть приглашенным в лучшие коллективы мира, а уж сообщения о том, что они приедут в Баку, чтобы выступить перед земляками, вызывают особенно теплый ажиотаж. Вот и на спектакль «Травиата» в Азербайджанском государственном театре оперы и балета публика шла как на праздник.
Понятно: предстояла встреча с одним из любимых членов легендарной команды КВН «Парни из Баку», пожаловавшем в статусе солиста Большого театра России. Вокалиста, за годы работы в этом храме искусства подготовившего и с огромным успехом выступившего во многих прославивших его ролях сложнейшего вокального репертуара. Таких, как Эбн-Хакиа в опере П.Чайковского («Иоланта»), Эскамильо в «Кармен» Ж.Бизе, Леандр в «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, Доктор Фальк («Летучая мышь» И.Штрауса), Григорий Грязной («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Граф Томский, Златогор в «Пиковой даме» П.Чайковского, Щелкалов («Борис Годунов» М.Мусоргского), Жорж Жермон в «Травиате» Дж.Верди, Родриго в «Дон Карлос» Дж.Верди. А еще – мощная и ответственная партия Игоря Святославича в опере «Князь Игорь» А.Бородина, о которой много говорят и пишут профессионалы. Пишут, кстати, не скрывая восхищения и тем, что всю эту великую музыку он «освоил» и показал на публике всего за шесть лет - на исторической сцене Большого и во время многочисленных гастролей в престижных оперных театрах мира.
В Баку Эльчин пел партию Жермона в «Травиате» Дж.Верди и был, конечно же, на высоте. В благоговейной и, можно сказать, благодарной тишине заполнившая зал публика слушала божественную музыку Верди в исполнении оркестра под управлением Эйюба Гулиева. Внимала великолепно звучавшему виртуозному сопрано Илахи Эфендиевой (партия Виолетты), тенору Фарида Алиева (партия Альфреда), Сабины Асадовой (партия Флоры), Акрама Поладова (партия Доктора) и др., вместе показавшими трагическую историю героини повести Дюма-отца «Дама с камелиями». Внимала, не скрывая особого интереса к мастерству любимого соотечественника, проникновенно певшего в дуэтных сценах и трио, но более всего трогающую до глубины души коронную баритональную трагическую и одновременно лирическую арию, которая на слуху у многих из тех, кого не назовешь поклонником оперы.
Не случайно по завершении спектакля директор театра Акиф Меликов сказал, что благодарен московскому гостю за то, что откликнулся на настойчивые приглашения и выбрал в своем насыщенном графике день, когда смог, наконец, выступить в родном городе перед соотечественниками, мечтавшими увидеть то, о чем узнают лишь из сообщений прессы.
Сегодня, знакомясь со списком партий, которые, как говорят, сделал Эльчин, вспоминаю нашу встречу задолго до того, как он был приглашен в Большой, и, учитывая, что в этом театре у каждого из ведущих солистов есть персональный наставник, ощущаю груз той огромной, трудоемкой работы, которая вывела его на олимп и сделала персоной, готовить партии с которой считают за честь маститые режиссеры и дирижеры.
У него было много забот, как бы отодвинувших от той, что теперь стала главной - заняться своим богатым от природы голосом все было недосуг. А когда идея созрела - решил принять участие в престижном вокальном конкурсе артистов оперного пения, организованном Галиной Вишневской
и стал обладателем второй премии среди обладателей уникальных голосов, уже прошедших важный этап обучения классическому пению и достигших определенного уровня в этой сложной профессии.
Второй конкурс, организованный Галиной Павловной в Центре оперного пения Вишневской, был посвящен памяти Мстислава Ростроповича. В нем приняло участие 200 вокалистов из 15 стран мира, из которых во второй тур прошло 43 человека, а в третий - 15. Исполнил Эльчин на конкурсе в общей сложности десять сложнейших партий мирового баритонального репертуара, в частности, арии из опер «Алеко» С.Рахманинова, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Кармен» Ж.Бизе и др. Тогда же по следам это большого события состоялся наш разговор с певцом.
- Скажите, Эльчин, как вы вошли в число участников этого авторитетного конкурса, требующего необходимых профессиональных знаний и опыта? Ведь мы знаем, что всерьез занятиями вокалом вы начали совсем недавно, хотя голос ваш всегда завораживал многих…
- Прослушав здесь, в Баку, Галина Павловна сама приняла меня в свой центр на роль стажера-солиста и предоставила возможность подготовить, а затем и исполнять партию Эскамильо в десяти представлениях оперы «Кармен». Это ее выбор. Когда же поделился с ней, что хотел бы принять участие в организуемом ею конкурсе, Галина Павловна поддержала меня.
- То есть звезда мировой величины посчитала, что у вас есть право на известные амбиции! Ведь нигде не учась, вы с детства поете на публике, неизменно слыша хорошие отзывы и советы обратить внимание на свои вокальные данные…
- Если не считать, что в раннем детстве занимался в хоре ансамбля Дома пионеров «Джюджалярим», много «вокальных отрывков» исполнял во включавшихся в программу КВН-овской команды «Парни из Баку» номеров, других занятий пением не было - у профессионалов уроков я не брал.
- Как все-таки решились?
- Началось с того, что наш известный пианист Мурад Адыгезалзаде пригласил спеть на вечере, посвященном презентации диска с его записями. Выбрали романс «Олькям» Асафа Зейналлы и песню Тофика Гулиева «Опять весна». Готовился я очень старательно - все-таки предстояло выступать на сцене такого храма музыки, как филармония. Поддержали меня друзья и тогда, когда очень захотелось посвятить празднику 60-летия Победы в Великой Отечественной войне сольный концерт в филармонии и петь специально для ветеранов любимые песни военных лет. Зрелищно и композиционно сам выстроил программу: в первом отделении пел в сопровождении Государственного симфонического оркестра, а во втором - под аккомпанемент военного оркестра.
Всему, чего мне в тот период удалось сделать, я, пожалуй, более всего обязан моему наставнику, главному дирижеру Оперной студии и руководителю оркестра радио и телевидения Азаду Алиеву, терпеливо уделявшему мне свое просвещенное внимание и очень многому научившему.
- Надо полагать, успех того концерта стал весомым доводом за то, что вокалом следует заняться всерьез?
- Скажем так: тогда чаша весов еще находилась в стадии колебаний…
- Однако документы в Австрию, в Зальцбургскую летнюю
академию университета «Моцартеум» вы отправили…

- Это инициатива моей жены Гамиды, и ей я весьма благодарен за то, что поступил в это очное летнее учебное заведение.
- Насколько мне известно, она правнучка великого Джалила Мамедгулузаде…
- Мы этим очень гордимся.
- А в Австрии?
- А там много и упорно занимался с американским профессором Ричардом Миллером, разучивая сложнейшие арии. Кстати, меня тогда назвали «лучшим вокалистом летней сессии 2005 года», и тот успех подвиг на дерзкий замысел принять участие в Международном конкурсе вокалистов имени Бюльбюля в Баку.
- Принесший четвертую премию - совсем не плохо при условии, что здесь были достойные соперники из нескольких стран, профессионально занимавшиеся вакалом.
- После этого опять же в Зальцбурге с концертмейстером из Италии Алессандро Мишаши отрабатывал новую программу - меня уверенно готовили к участию в конкурсе, посвященном 250-летнему юбилею великого Моцарта.
- Он прошел для вас успешно?
- Не знаю, что и сказать… Если учесть, что из 4000 претендентов я вошел в число 18 дипломантов, наверное, есть, чему радоваться.
- Повод для гордости весомый! Во всяком случае, все эти успехи и награды наверняка решили вашу судьбу в пользу вокала, убедив, что КВН остался в прошлом? Честью которой не станешь пренебрегать…
- Нет-нет, время, проведенное в КВН, все, что с ним связано, с нами навсегда.
- Да уж, после трансляции записи московской игры
в апреле 1992 года все вы наутро проснулись знаменитостями всесоюзного масштаба. Наверное, при таком ажиотаже звездной болезни не избежать!

- Поймите меня правильно: огромная востребованность и популярность, открытые двери во все инстанции, подлинная любовь - все это известный повод для высокой, подчас завышенной самооценки. Членов команды «Парни из Баку» всюду приглашали, нам везде были рады и чуть ли не обожествляли, мы общались с огромными аудиториями буквально боготворивших нас фанатов. Но ведь и такое не всегда воспринимаешь со знаком плюс.
- Неужто, у этой славы была и другая, негативная сторона?
- Нет-нет, ничего такого, поверьте! Я о другом. В соответствии с «классификацией» одного мудрого человека, я свою жизнь в тот период разделяю как бы на три этапа. Первый, когда, простите, балдеешь от славы. У человека, особенно молодого, буквально крыша едет от влюбленных взглядов, от обилия желающих познакомиться, пожать руку, получить автограф. После этого так и хочется быть замеченным, оказаться в центре внимания. Потом неизбежно наступает второй этап, когда начинаешь ненавидеть эту свою узнаваемость: отказываешься от приглашений, можешь отпустить бороду или усы, надвинуть на глаза большую кепку - авось, не узнают, не покажут пальцем.
- Хочется, чтобы окружающие воспринимали тебя таким, какой ты есть на самом деле?
- Вот именно! Я, знаете, и женился на девушке, которая мало смотрела КВН и не знала, как многие другие, по именам и в лицо членов клуба.
- К тому времени вы успели получить высшее образование…
- Да, я получил диплом кинорежиссера, окончив Азербайджанский государственный университет культуры и искусств.
- Удавалось работать по специальности?
- Конечно! Снимал клипы, рекламные ролики. Сам снимался в художественных фильмах и сериалах. В том числе - российских и турецких.
- И времена КВН отошли в небытие…
- О, нет! КВН с нами, на всю жизнь, оставив неизгладимый след не только в жизни общества, но и в душе каждого из его участников.
-А в вашей?
- И в моей, естественно, тоже. В те годы окрепло присущее мне, кстати, с детства желание быть первым, стремление к лидерству, умение честным путем идти к достойной цели, которая у человека должна быть всегда.
- А как же третья стадия существования в условиях всепоглощающей славы - мы как-то не дошли до нее…
- Третья стадия? Это, по-моему, полное равнодушие, когда тебя не волнует, кто как посмотрел на тебя, что сказал или написал - все до лампочки.
- Не верится, что стремление к публичному успеху, радость от одержанных побед для вас могли на этом закончиться - ваш нравственный, интеллектуальный, да и житейский потенциал не мог позволить такой личности, как вы, впасть в апатию или депрессию и сидеть сложить руки.
- Знаете, в последние годы, когда мне, взрослому, имеющему семью, сына человеку пришлось браться за серьезные дела, за то, что приносит и моральное, и материальное удовлетворение, желаемый успех приходил нечасто. И это при том, что перепробовал, поверьте, многое. Но знаете, как я к этому относился? Я и в трудные минуты верил, что огорчаться не следует. Как-то сформировалась уверенность в том, что Всевышний приготовил для меня нечто другое, более достойное, то, что выведет на путь, уготованный лично мне.
- И этот путь определил данный вам природой голос…
- Во всяком случае, 2005 год, когда я всерьез занялся вокалом, ощутимо изменил мою жизнь, как и мое отношение к ней.
- А конкретно?
- Конкретно в Центре оперного пения Галины Вишневской я уверенно обратился к самому уважаемому мною педагогу, редкой души человеку и замечательному вокалисту, солисту Большого театра России Бадри Майсурадзе и счастлив тем, что он взял меня в свой класс.
- Что есть занятия в классе вокала?
- Это общение с профессионалом высокого класса, который любит и музыку, и ученика, который учит наделенного голосом человека управлять и профессионально пользоваться всеми его возможностями, а еще помогает ему испытывать удовлетворение не только при похвальных отзывах, но и в процесс изнурительного труда. Главное - высокие результаты.
- И теперь…
- Теперь вы и сами все знаете.
- Еще бы! Звезда, о каждом творческом шаге которой пишут и пишут…
- Звездность, когда через нее пройдешь, видится неоднозначной. Той, что возвышает в человеке чувство собственного достоинства, вполне имеет право на существование. Тем более, что дается человеку поистине тяжелым творческим трудом, который становится образом жизни.
- Да уж… Успехов вам, Эльчин.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать