• четверг, 28 Марта, 23:47
  • Baku Баку 13°C

Ни вашим, ни нашим

28 октября 2014 | 13:52
Ни вашим, ни нашим

СИТУАЦИЯ
На минувшей неделе в Грузии имел место очередной инцидент, связанный с противостоянием на религиозной почве. Инцидент произошел после того, как жители села Мохе Адигенского района региона Самцхе-Джавахети, исповедующие ислам, попытались воспрепятствовать строительству дома культуры в селе на месте здания, в котором, по их словам, несколько десятков лет назад была мечеть.
По данным МВД, 11 человек были задержаны за мелкое хулиганство и неподчинение законным требованиям полиции, а трое - за оказание сопротивления полиции. После задержания недовольных граждан часть мусульман протестовала против этого у здания Адигенского районного суда. Позже 11 задержанных были освобождены, а трое получили по три месяца за хулиганство.
Ситуацию в интервью газете «Каспiй» прояснили грузинские эксперты.
Джумбер КИРВАЛИДЗЕ, политолог:
- В селе Мохе Адигенского района проживают этнические грузины (тут других этносов нет), как христиане, так и мусульмане. Они являются экомигрантами, еще в советское время переселенные из одного региона (Аджарии) в другой (Самцхе-Джавахетию). Дело в том, что не зная трагического прошлого этих двух исторических областей Грузии, невозможно передать всю полноту проблемы и вариантов ее справедливого решения. Изначально подчеркну, что тут речь вовсе не идет о противостоянии двух религий - христианства и ислама. Хотя имеются попытки различных недружественных сил представить картину именно в таком ключе.
Как известно, история распространения ислама среди грузин связана с политикой Османской империи, когда она завоевала оба эти региона Грузии. На протяжении нескольких веков упомянутые регионы входили в состав Османской империи. После их возвращения в состав Грузии, медленно, но неотвратимо, грузины-аджарцы стали возвращаться к вере своих предков - к христианству. В частности, с согласия старших в семье, молодое поколение в своем большинстве стало принимать христианство. Наряду с ними в стране имелись и такие, кто желал остаться мусульманином. И это никакого антагонизма в обществе не вызывало. Да и сейчас никто не видит в этом ничего плохого.
Что касается инцидента в селе Мохе, то суть его заключается в том, что в центре села в советские времена функционировал клуб культуры и библиотека. По мнение сельских жителей-мусульман, раньше там находилась мечеть, а жители-христиане уверены, что клуб был построен из камней разрушенных церквей и потому считают, что компромиссным решением, удовлетворяющим обе стороны, является функционирование сельской библиотеки, услугами которой будут пользоваться все сельчане, как христиане, так и мусульмане.
Надеюсь, что как христиане, так и мусульмане-грузины найдут справедливое и братское решение этому спорному вопросу, так как для Грузии представители обеих религий остаются родными сынами и дочерьми. К слову, хочу отметить, что на сегодня в Грузии функционирует около 250 мечетей, что является самым ярким подтверждение поликонфессиональности и толерантности грузинского народа.
Эльбрус МАМЕДОВ, эксперт-правозащитник:
- Инцидент в селе Мохе имел место в том же регионе, где год назад был снесен и незаконно вывезен минарет мечети, а потом, после скандальных отчетов международных организаций и прямого вмешательства центральных властей, был возвращен на место.
В Адигенском районе почти в каждом селе депортированных турок-месхетинцев есть мечети. Тут следует отметить, что есть мечети, которые зарегистрированы в государственных органах именно как мечети и культурно-историческое достояние Грузии. Но наряду с ними имеются мечети, которые совершенно не защищены, так как не вошли в список министерства культуры Грузии как памятники исторического наследия, что, несомненно, ничуть не умаляет значения данных исторических объектов. К тому же следует отметить, что ряд зарегистрированных мечетей в реальности функционируют в качестве складских помещений или клубов, в некоторых даже скотину держат, как в Квемо Энтели, например. В селах Вархани, Цахани, Харджоми, Боладаури, Кикинети мечети функционирует в качестве клубов и библиотек. В Адыгенском районе мечети в населенных пунктах Абастумани, Хакамени, Смада, Земо Энтели, Квемо Энтели, Чорчани и др. фактически могут быть полностью перестроены. Более того, прецедент в селе Мохе даст возможность региональным властям переделать в различные общественные объекты более 30 мечетей, не оставив и следа от того, что эти здания когда-то являлись мечетями.
К сожалению, имеется немало фактов нарушения прав мусульман в Грузии. Но как только они поднимают голос в защиту своих религиозных прав, эти действия мгновенно пресекаются на корню властями, следуют аресты активистов, что мы наблюдали в последнем случае в селе Мохе.
Все факты нарушения прав мусульманского населения в Аджарии и Самцхе-Джавахетии говорят о намерении властей провести поэтапное религиозное переформатирование этих регионов в чисто христианские с параллельной перестройкой по возможности всех остающихся мечетей.
Необходимо отметить и то, что подобные целенаправленные действия властей способствуют искусственному росту радикализма в обществе, а также радикализма в исламской общине Грузии. К сожалению, подобные нарушения прав человека сводят на нет усилия грузинского правительства по созданию имиджа страны, где защищены права и свободы национальных и религиозных меньшинств, где есть реальное развитие культуры, образования всех без исключения народов, населяющих эту страну.
Тенгиз АБЛОТИЯ, политолог:
- Считаю, что ничего особенного в селе Мохе не произошло. Там просто руины здания не могут поделить. Одни жители села уверены, что руины некогда принадлежали церкви, другие - мечети. Государство же в этом вопросе пошло на компромисс - ни вашим, ни нашим и решило на месте руин построить клуб. В итоге мусульманские жители села взбунтовались, выступили против. Христиане не стали настаивать на своей правоте, согласившись на средний вариант, удовлетворяющий обе стороны - клуб. То есть, конкретно в этом случае невозможно говорить о заранее спланированной чьей-то провокации. Тут как раз-таки все произошло само собой и без злого умысла. Хотя в целом должен заметить, что в Грузии ранее было озвучено не мало ксенофобских заявлений со стороны попов и особо озабоченной паствы, предпринимались попытки помешать мусульманам собираться в мечетях, осквернялись религиозные и другие культовые здания.
К сожалению, у традиционных грузин, которые сперва говорят, а потом, возможно, думают, есть мнение, что если они будут давить на людей, оскорблять их, унижать их достоинство, то это приведет к тому, что объекты их ненависти попрячутся по кустам. Я далек от мысли, что они делают это специально, намеренно желая расколоть страну по религиозному признаку. На самом деле они действительно искренне считают, что унижения и оскорбления - это лучший способ заставить молчать тех, кто им неприятен. Традиционалисты не разбираются ни в физике, ни в законах общества - действие рождает противодействие, и искреннее думают, что могут своими бабскими истериками напугать тех, кто считает за честь умереть во имя Аллаха.
Реальная же ситуация такова: в Грузии есть салафиты. В Аджарии их меньше, а в чеченском Панкисском ущелье почти вся молодежь - исламисты. Тем не менее, никаких признаков того, что там зреет угроза грузинской государственности, нет. В чем дело, с чем это связано?
У меня нет конкретной информации по этому поводу, но есть свое предположение. И предыдущая, и нынешняя власти прекрасно понимают, что салафиты в стране - это как волки в доме. Никогда не знаешь, когда проснется инстинкт. Опыт соседней России показывает: хотите накликать себе на голову джихад? Тогда делайте то, что делаете сейчас: прибивайте свиные головы к медресе, оскорбляйте мусульман, пытайтесь их подавить - гарантирую, что через пару лет вы честно заработаете взрыв в тбилисском метро.
Судя по нынешней ситуации, власть придерживается самой разумной позиции - наверняка имеет место неофициальное соглашение: государство не мешает им в дресс-коде, не лезет в семейные дела, сквозь пальцы смотрит на принуждение женщин носить хиджаб, не противится стремлению салафитов жить по шариату. Взамен они гарантируют соблюдение обычных общегосударственных законов и не предпринимают агрессивных действий против страны.
Исходя из сложившейся ситуации, очевидно, что это неофициальное соглашение действует многие годы, и до сих пор мы не видели ни одного факта проявления какой-либо агрессии со стороны салафитов по отношению к грузинскому государству или христианам. Однако все имеет свои пределы - грузины-традиционалисты должны наконец прекратить плодить стране врагов.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать