• суббота, 20 Апреля, 09:14
  • Baku Баку 14°C

Слагаются в жизнь минуты…

18 октября 2014 | 10:43
Слагаются в жизнь минуты…

ПАМЯТЬ
Сегодня, 18 октября, исполнилось ровно три года, как ушел из жизни необыкновенный человек. Родные, близкие и друзья потеряли хорошего мужа, отца, брата, друга, коллеги - талантливейшего хирурга, а азербайджанская литература - чудесного, тонкого и мудрого писателя и поэта. Этого человека звали Рауф Ахундов.
К сожалению, мы часто начинаем ценить людей только тогда, когда они уходят из жизни. Вдруг прозреваем и начинаем понимать, что рядом жил и творил замечательный человек. Правда, в этом Рауфу Ахундову повезло - то, что он замечательный человек и писатель, всегда понимали его друзья и близкие. Его книги читали, к его советам прислушивались, он был душой компании. Когда его не стало, только за один день на его поминки пришло около тысячи человек.
Минуло три года, но мне по-прежнему больно вспоминать те дни, потому что он был моим близким другом, добрым, отзывчивым, веселым, остроумным, невероятно жизнерадостным человеком. Он искрился жизнью, он очень любил жизнь во всех ее появлениях. Никто никогда не видел его грустным. Он мог быть серьезным, озабоченным, собранным, но никогда - грустным. Его шутки и розыгрыши до сих пор пересказывают и смеются над ними так, словно сказано это было еще вчера. Он был центром, солнцем, вокруг которого вращался и его семейный клан, и все его друзья и знакомые. Человек, один раз увидевший Рауфа, попадал в его орбиту, влюблялся в него вне зависимости от возраста и пола. В то, что его нет, люди не могут поверить до сих пор, а его друзья из социальных сетей просят не удалять его профили: «Пусть он остается с нами».
Когда уходят такие люди, мир становится заметно бледней. Поэтому очень хочется, чтобы о нем узнало как можно больше людей - и как о человеке, и как о писателе. Хотя Рауф Ахундов не был членом Союза писателей. Впрочем, он никогда и не стремился им быть, он был выше амбициозных потребностей. Но отсутствие членства не мешало ему быть Писателем, настоящим Писателем. История знает много примеров, когда люди создавали талантливые литературные произведения, совершенно не имея никакого специального обра¬зования. Они имели некую профессию, которая позволила им узнать жизнь, набраться опыта, научиться мудро воспринимать жизнь. Как показывает статистика, чаще всего писателями и поэтами становились врачи. Рауф тоже был врачом, да не простым, а детским хирургом (что, впрочем, не мешало ему спасать и взрослых), в 80-е годы он даже был главным детским хирургом города Баку.
Рауф Ахундов родился в Баку в семье врачей. Возможно, это и послужило причиной выбора профессии, потому что жить в окружение, где все подчинено единственной цели - спасению человеческих жизней - и остаться равнодушным к людским страданиям практически невозможно. В идеале среди врачей не может быть людей с отрицательными чертами. Видимо, профессия накладывает отпечаток на личность и характер. Или наоборот - склонность к созиданию, к добру, умение сострадать толкает человека к выбору профессии? Как бы там ни было, Рауф в итоге стал писателем. В своем интервью он говорил, что «настоящий прозаик не может быть молодым человеком. Пока нет жизненного опыта, пока за твоей спиной нет нажитого духовного богатства, ты не должен обращаться к прозе. Серьезное писательство может начинаться только с опытом».
Этот его опыт вылился в сборник стихов «Свети тени», вышедший в 2002 г., и в главную книгу его жизни - роман «Пигмалион ХХ», большой, эпохальный, рассказывающий о жизни его поколения и о любви. По иронии судьбы презентация этой книги состоялась ровно за один год и один день до его ухода. Кроме романа, в книгу вошли рассказы из циклов «Байки хирурга» и «Уроки». В них он поделился с миром своим сокровенным, важным и, не побоюсь этого слова, нужным всем нам. Темы, которые он затронул в рассказах, вечны, как сама жизнь. У каждой формации, каждой социальной группы, даже у каждого поколения различные критерии добра и зла. Всяк, как говорится, видит мир со своей колокольни. Именно в многоплановости мировоззрений зиждется интерес к литературе. Верность и предательство, любовь и ненависть, стойкость и трусость, нравственность, вера, духовность - все волновало автора, и он щедро делился с читателем своим опытом, своим мироощущением, чем-то наболевшим. Делился своим языком, своими образами. Лично для меня книга имеет ценность, если в ней есть глубокие философские мысли, заставляющие задуматься, или нечто, отражающее мои собственные, внутренние переживания. Я обычно подчеркиваю эти места, хотя признаю, что привычка эта не из лучших. В произведениях Рауфа мне хотелось подчеркнуть очень многое.
Если бы меня попросили найти несколько строчек, максимально полно характеризующих его творчество и мировоззрение, я бы предложила эти:
Слагаются в жизнь минуты.
По ним тебя будут судить.
Можно убить минуту…
А можно минуту - но жить.

Стихи Рауфа Ахундова очень высоко оценил ученый с мировым именем, поэт и бард Александр Городницкий. По его словам, это профессиональные стихи доброго и умного человека, хорошо владеющего словом и прожившего богатую на впечатления жизнь. Стихи, эмоционально и образно насыщенные, но без ложных красот и претендующих на «оригинальность» метафор.
Сразу после презентации «Пигмалион ХХ» вышло несколько интервью с Рауфом в разных изданиях. Кое-что в интервью не вошло. Мне показались очень интересными мысли Рауфа по поводу его педагогов, он учился у великих врачей - академика Мустафы Топчибашева, Ахмеда Аббасова и Марка Рошаля. Рауф очень много и интересно о них рассказывал, и я спросила, а не хочет ли он написать о них воспоминания. Рауф ответил: «Да, у меня очень много воспоминаний об этих людях. Самое интересное, что каждый раз, когда я берусь за перо, я не могу воспроизвести их на бумаге. Мне кажется, что это кощунство какое-то. Вот как к чему-то святому, я не могу к ним прикоснуться. Не получается. Потому что передать бумаге все те ощущения, все то тонкое тепло, что между нами было, практически невозможно. Во всяком случае, сейчас это мне не под силу. Может, когда-нибудь потом».
Потом не получилось. Рауф ушел от нас, не дожив двух с небольшим месяцев до шестидесяти девяти лет. Мы, его друзья, его родные и близкие, до сих пор не оставили идею выпустить книгу, в которую вошли бы воспоминания о самом Рауфе Ахундове, его избранные стихи и рассказы, а также то, что не было опубликовано. Эту книгу мы хотим назвать «Может, когда-нибудь потом». Все свои книги и публикации Рауф Ахундов посвящал своей жене, которую он горячо любил. И если бы он сам решил издать избранные свои произведения, эту книгу он бы тоже посвятил ей. Но… она будет посвящена ему, его памяти. Его есть кому помнить: жена, дети, трое внуков, которые всегда будут годиться своим дедушкой, и его близкие и друзья. Которые любят его -несмотря на то, что его уже нет…
Оксана БУЛАНОВА
banner

Советуем почитать