• вторник, 19 Марта, 14:09
  • Baku Баку 8°C

На грани

10 января 2014 | 13:41
На грани

Политическая возня в стане оппозиции набирает в новом году совершенно иные обороты. Как и ожидалось, основные трения имеют место между двумя ведущими оппозиционными партиями - «Мусават» и ПНФА. А началось все с… Рустама Ибрагимбекова. Вернее, с его ухода с политической арены, попыток сначала оставить его сопредседателем «Нацсовета», потом - сделать «почетным». За это ратовала ПНФА и противилась партия «Мусават». Что было дальше, читатели знают: Ибрагимбеков решил стать «непочетным», написал заявление об отставке, правда, неизвестно с какого поста. Ну а под занавес «Мусават» объявила о пересмотре своего участия в «Нацсовете».

Долго ждать не пришлось

Новый год только начался, а мусаватисты решили, что медлить нельзя, и 6 января объявили о своем выходе из состава «Нацсовета». В решении отмечается, что «Национальный совет» - это структура, которая была образована в связи с президентскими выборами. И поскольку президентские выборы уже состоялись, то миссию ее можно считать выполненной». В документе также отмечается, что после президентских выборов возникла новая ситуация, в соответствии с которой необходимо создавать новые модели и объединения.
Ну, то, что оппозиция умеет моделировать, создавать нечто новое, все мы прекрасно знаем. Только все это обычно больше похоже на мыльный пузырь, нежели на серьезную организацию. Почему? Да все по той же причине. Договориться-поделить не могут, не хотят уступать лавры первенства.

ПНФА отвергла «Мусават»

За примером далеко ходить не надо. 6 января ПНФА обсудила предложение «Мусават» о сотрудничестве(!). И… отклонила его, сославшись на то, что готова сотрудничать только в составе «Нацсовета». За этим последовал логический исход: партия «Мусават» покинула эту организацию, дав понять, что «Нацсовет» как политическая организация ее не устраивает. Ясно, что в ПНФА предвидели такой поворот событий, ибо ранее оппозиционное молодежное движение НИДА также отказалось от сотрудничества с «Мусават».
Ответный ход
С другой стороны, некоторые функционеры «Мусават» уже выступили с заявлениями, обвиняющими председателя ПНФА Али Керимли в некорректном поведении, попытке дискредитировать Ису Гамбара. В частности советник башгана Сахавет Алисой заявил, что «некоторые функционеры ПНФА стараются, чтобы башган «Мусавата» Иса Гамбар покинул политическую арену, а объединенную партию возглавил Али Керимли». Здесь следует отметить, что на встрече партий «Мусават» и ПНФА Али Керимли вновь заявил, что считает приемлемым объединение этих двух политических партий в одну. С.Алисой же сказал, что некоторые функционеры ПНФА направляют предложение об объединении против башгана партии Исы Гамбара: «На последнем съезде ПНФА был однозначно поставлен вопрос об объединении с партией «Мусават». Здесь речь идет не только об объединении. Некоторые функционеры ПНФА хотят направить это объединение против башгана партии «Мусават». Дело в том, что башган «Мусават» не сможет быть избран на второй срок, поэтому лидером объединенной партии станет Али Керимли. Они намерены оставить башгана «Мусават» в стороне от политических процессов. Это большая ошибка. Естественно, это привело к возникновению недовольства в партии «Мусават».

«Авторитарий» Джамиль Гасанли

Говорит ли это о том, что «Мусават» осталась в одиночестве? Вряд ли. Скорее всего, это начало конца «Национального совета». Дело в том, что внутри «Нацсовета» уже зреет недовольство действиями председателя Джамиля Гасанли. Ни много ни мало его обвиняют в авторитаризме. Вошедший во вкус Дж.Гасанли сразу после формирования аппарата председательства дал команду о создании органа правления «Нацсовета». Причем никого не поставив в известность. Естественно, это вызвало недовольство ряда членов организации. Две организации уже выразили свое недовольство, считая это прерогативой сессии «Нацсовета», а не председателя, который уполномочен формировать только аппарат. По имеющимся сведениям, уже готов список членов правления, отправленный в организации-учредители. В него включено по два человека от каждой организации-учредителя, а также известные независимые общественные деятели и представители интеллигенции. Однако организационный процесс протекает в закрытом для общественности и прессы режиме, что и породило как недоразумения, так и недовольство отдельных соучредителей.
Один из недовольных членов «Нацсовета» заявил, что процесс непрозрачен, принципы формирования правления неизвестны, тем более что члены правления должны избираться только на сессии: «Даже председатель не имеет на это права. На Джамиля Гасанли была возложена только обязанность формирования аппарата председателя, а о правлении на сессии речь не шла».
Логика недовольных вполне понятна: партии «Мусават» в «Нацсовете» уже нет, доминирующее положение занимает ПНФА, и она будет диктовать свои условия при подборе кандидатур в состав правления.
Как стало известно, уже две организации выразили Джамилю Гасанли свое недоверие, часть же членов «Нацсовета» опасается, что правление будет сформировано при доминирующем положении одной партии - ПНФА.
«Спаситель нации»
Вполне уместно вспомнить о фразе, которую Дж.Гасанли сказал в интервью «Голосу Америки» в Вашингтоне: «На политической арене страны уже нет места ручной, манипулируемой оппозиции. Выяснилось, кто есть кто, кто представляет оппозицию», - заявил он.
Сказать, что он был провидцем и имел в виду под «манипулируемой оппозицией» «Мусават», неверно. Плох ли или хорош Иса Гамбар, но в отличие от Джамиля Гасанли, не кидался из лагеря в лагерь, даже будучи в парламенте страны. Несмотря на то, что он профессор истории, в политике Дж.Гасанли явно уступает не только Гамбару, Намазову, но даже Хафизу Гаджиеву, явному профану в политике, скандальному, но удивительным образом держащемуся на плаву. Джамиль Гасанли больше напоминает Михаила Горбачева, который, попав из грязи в князи, гениальным образом сделал то, чего не удавалось многочисленным врагам СССР. Он развалил его, конечно же, не без помощи извне. Джамиль Гасанли, которого волна оппозиции почему-то вынесла на поверхность политики, сразу возомнил себя «спасителем нации» и стал совершать «визиты». Именно после его прихода схлестнулись две крупные оппозиционные партии, которые, несмотря на имеющиеся трения, более 20 лет служили единому делу. Теперь эти партии хотя на словах и будут декларировать то самое служение одному делу, на деле превратились в непримиримых врагов.
Ясно и то, что Иса Гамбар явно был неудобен для Дж.Гасанли, мог в любое время аргументированно доказать его несостоятельность как председателя. Хотя если внимательно перечитать заявление «Мусават» по поводу выхода из «Нацсовета», Иса Гамбар уже сделал это. Выборы прошли, в «Нацсовете» (и в Джамиле Гасанли - Ред.) нет необходимости. А теперь, после ухода «Мусават», трения начались и в «Нацсовете», и он, в отличие от СССР, который умер в одночасье, постепенно начнет разваливаться. Правда, тот же Иса Гамбар заявил, что нужно создавать нечто новое. Что? Поживем - увидим.

Продолжение

Однако история на этом не заканчивается. В ПНФА, поняв, что «голыми руками» «Мусават» не взять, решили пойти на провокацию. Функционер ПНФА, небезызвестный Фуад Гахраманлы, обвинил «Мусават» в сепаратных переговорах с властями. Ответ не заставил ждать - заместитель башгана Мехман Джавадоглу сказал: «Я предупреждаю Фуада Гахраманлы, чтобы он не говорил о том, чего не понимает. Может, он не знает, кто первый начал торговлю депутатскими мандатами в Азербайджане? Если не знает, пусть спросит у осведомленных людей», - подчеркнул М.Джавадоглу.
Кто эти «осведомленные люди», пока неизвестно, но то, что две партии теперь начнут упрекать друг друга в том, у кого рыльце больше в пуху, это мы еще увидим, и не раз. Начало, так сказать, положено.

Комментарии

Естественно, такой шаг партии «Мусават» не остался незамеченным, более того - вызвал бурные комментарии.
Председатель Азербайджанской демократической партии (АДП) Сардар Джалалоглу, комментируя выход партии «Мусават» из «Нацсовета», отметил, что в Азербайджане без «Мусават» и ПНФА невозможно создать оппозиционное единство. По его мнению, разногласия между «Мусават» и ПНФА возникают не в первый раз. Внутреннее скрытое противостояние между двумя партиями началось еще в годы народного движения Азербайджана. В период правления Абульфаза Эльчибея оно достигло пика, что и привело к фиаско последнего. «Уход одной из этих партий с политической арены ослабит внутреннюю конкуренцию азербайджанской оппозиции»,- сказал С.Джалаоглу.
Председатель «Нацсовета» Джамиль Гасанли хотя и отказался от комментариев по поводу выхода «Мусават» из организации, тем не менее, пожелал удачи партии, добавив, что «Нацсовет» на очередном заседании обсудит этот вопрос. Будет ли это просто обсуждением или осуждением шага «Мусават», покажет время.
«Мне кажется, что «Нацсовет» доживает последние дни. И это отнюдь не связано только с уходом из организации партии «Мусават». Этот процесс начался не сегодня, «Нацсовет» покидали и ранее», - заявил председатель классической Партии народного фронта Азербайджана Мирмахмуд Миралиоглу.
«Выход «Мусават» из «Нацсовета» вызывает чувство сожаления. Мне кажется, что в вопросах членства в «Нацсовете» поспешность неприемлема. Список покинувших организацию растет, этот вопрос нужно обсудить», - считает член «Нацсовета» Эльдар Намазов.
Известный своим и резкими высказываниями в адрес оппозиции заместитель исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов и в этот раз остался верен себе. «Нацсовет» ждут еще худшие дни, - заявил он. - Между ПНФА и «Мусават» никогда не было партнерства, они просто демонстрировали искусственное сотрудничество. Именно поэтому через три месяца после видимости партнерства они стали выступать с взаимными обвинениями. Вот увидите, последним выпадом этих партий будет обвинение в том, что «Нацсовет» создали власти. Чтобы отвести от себя удар, они остановятся на этом варианте».
«Этот шаг партии «Мусават» был ожидаем», - сказал директор информационного агентства «Туран» Мехман Алиев. По его мнению, деятельность «Нацсовета» была вялой: «А если нет активности, каким образом уход партии «Мусават» может повлиять на деятельность «Нацсовета»? На прошедших президентских выборах всю работу по сбору подписей, ведению пропаганды и т.д. осуществляли только ПНФА и «Мусават». А если проанализировать деятельность «Нацсовета» в поствыборный период, то она практически нулевая. Теперь остается одно: члены «Нацсовета» должны собраться и обсудить судьбу этой организации по принципу «быть или не быть».
Выход партии «Мусават» из Нацсовета был ожидаемым, считает председатель Партии гражданского развития (ПГР) Азербайджана Али Алиев.
«Мусават» дала старт парламентским выборам 2015 года и в начале этой кампании способствовала уходу Рустама Ибрагимбекова из «Нацсовета», ослабив его, а потом нанесла еще один удар по этой структуре, но на этот раз уже своим уходом, - говорит глава партии. - Это удар в спину Джамилю Гасанли, который был и их кандидатом на прошедших президентских выборах в Азербайджане. Ничего удивительного в этом нет. Партия «Мусават» не изменяет своим принципам и в очередной раз хочет занять места в парламенте. Поэтому она и предпринимает подобные шаги, так как все озвученные ими аргументы - просто отговорки».
Говоря о будущем «Нацсовета», он отметил, что у этой организации изначально не было никаких перспектив: «Я всегда расценивал «Нацсовет» как ненужный, «московский» проект. Ни о каких успехах или победах этой структуры говорить нельзя», - добавил глава ПГР.
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать